В статье рассматриваются актуальные проблемы создания единого рынка аудиторских услуг в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), уделено внимание конкуренции в сфере услуг аудита в связи с предстоящими изменениями. Рассмотрены планы и проблемы по гармонизации и унификации национальных законодательств государств-участников ЕАЭС в рамках принятых решений.
Ключевые слова: аудит, рынок аудиторских услуг, конкуренция на рынке аудита, ЕАЭС
The article deals with current problems of creating a single market for audit services in the countries of the Eurasian Economic Union (EEU), and focuses on competition in the field of audit services under upcoming changes. Plans and measures for the harmonization and unification of national legislation of the EEU member States within the framework of the accepted decisions are considered.
Keywords: audit, audit services market, competition in the audit market, EEU.
На постсоветском пространстве, в частности в государствах ЕАЭС наблюдается невысокий уровень спроса на услуги аудита, что является следствием ограниченного интереса со стороны субъектов экономической деятельности к ценностям аудиторских услуг, помимо этого имеет место недостаточный контроль над рынком этих услуг со стороны регуляторов.
Услуги аудита в большинстве случаев, рассматриваются не с позиции достоверного подтверждения правильности составления финансовой отчетности и соответствия ведения учета законодательным требованиям, а в качестве дополнительного обременения, с соответствующей статьей затрат. По сути это является следствием сформировавшейся на постсоветском пространстве экономической политики государств, при которой конечной целью аудита является не получение заключения о достоверности отчета о хозяйственной деятельности субъекта экономической деятельности для конечного пользователя, а качество и количество налогооблагаемой базы. Со стороны государства, равно как и со стороны саморегулируемых организаций не прилагаются должные усилия по пропаганде ценности и значимости аудиторских услуг для успешного развития экономической деятельности.
Один из проектов соглашения в рамках ЕАЭС имеет целью создание общего рынка аудиторских услуг [1]. Аудиторская организация либо индивидуальный аудитор любого государства-партнера по ЕАЭС сможет оказывать услуги организациям, нуждающимся в аудиторском заключении на территории других стран объединения. Это повысит привлекательность рынка аудиторских услуг и вместе с тем, по мнению Евразийской экономической комиссии, безусловно, улучшит положение бизнеса в этой сфере и будет служить своего рода локомотивом для развития всех секторов экономических услуг на территории ЕАЭС. Квалификационные аттестаты аудитора, выданные в одной из стран-партнеров, будут котироваться в других, равно как и аудиторское заключение, выданное аудиторской компанией одного государства, будет признаваться в других странах союза.
Эти изменения произойдут на пространстве Евразийского экономического союза уже в 2022 году. Они окажут существенное воздействие на рынок аудиторских услуг государств-участников. В результате может наблюдаться множество сценариев развития событий.
Небольшие аудиторские компании будут вынуждены объединиться, чтобы не потерять свою конкурентоспособность. Укрупнение участников аудиторского рынка прямо влияет на качество аудита. Качество аудита — это, в первую очередь, объем необходимой работы, который стоит за аудиторским заключением [2]. Необходима материальная база, инвестиции, потенциал, включая образовательный, для того чтобы выполнить этот объем работы должным образом, а мелкие аудиторские компании, зачастую не обладая этим, подписывают аудиторское заключение, без проведения качественного аудита. Об этом в частности говорит тот факт, что за прошедшие 3 года с 2017 по 2019 год, из 125 кредитных организаций, у которых была отозвана ЦБ лицензия на осуществление банковской деятельности, большая часть имела положительное аудиторское заключение. Существенное количество мелких аудиторских фирм, порождает проблемы саморегуляции. Невозможно проверить тот пласт работы, проделываемый ими, со стороны регулятора.
Одно из предложений по улучшению конкуренции — обеспечение проведения «совместных» или «общих» аудитов, когда во всех проводимых аудитах в более крупных компаниях требуется участие более чем одной аудиторской фирмы [3]. Это может позволить небольшим аудиторским фирмам стать более опытными и более авторитетными для проведения более крупных аудитов. Солидарная ответственность будет положительным преимуществом для обеспечения качества аудита в теории. Но на практике, поскольку аудиторы избегают ответственности за большинство ошибок, это может не иметь большого значения. Таким образом, не является неоспоримым фактом, что совместный или общий аудит улучшит качество проводимого аудита или обязательно улучшит конкуренцию. Гораздо более рациональным видится альтернативное предложение, суть которого заключается в том, что доля той или иной аудиторской компании должна быть ограничена, что кажется более простым решением проблемы конкуренции.
Вместе с созданием общего аудиторского рынка необходимо осуществить планомерный переход к подготовке отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и внедрение международных стандартов аудита (МСА), при этом не стоит забывать о различиях в требованиях к подготовке финансовой отчетности. Что касается Казахстана и Киргизской Республики, то они значительно обошли своих соседей по внедрению стандартов МСФО при подготовке бухгалтерской отчетности публично значимых компаний. В Киргизии международные стандарты финансовой отчетности приняты в качестве национальных стандартов в начале нулевых годов. Отчасти это объясняется затратностью процедуры по разработке национальных стандартов.
В России же на текущий момент наблюдается стагнация процессов внедрения принципов МСФО из-за ограничений доступа к зарубежным рынкам капитала, в силу сложившейся санкционной политики со стороны ведущих западных стран по отношению к России. Помимо прочего, проблема состоит в создании некоего универсального базиса для создания единого рынка аудиторских услуг.
В качестве сближения национальных законодательств, касающихся аудита может и должно выступать принятие и строгое соответствие МСА, которые в той или иной мере внедряются в странах ЕАЭС. Изучение законов и нормативных актов государств-участников ЕАЭС позволяет понять, что аудит является важной составляющей в экономическом развитии стран, являясь ключевым звеном инфраструктуры рыночной экономики. Однако в данном сегменте наблюдается недостаточная нормативная база.
Создание единого рынка аудиторских услуг привлечет большое число конкурирующих аудиторских компаний, это скажется на снижении потенциала отечественных компаний. Сохранить свой рынок возможно лишь в случае предоставления качественной услуги. Безусловно, российский рынок для предоставления аудиторских услуг является более привлекательным, по сравнению с другими странами ЕАЭС. Это объясняется наличием большего числа публичных компаний.
На первый взгляд, кажущиеся перспективы расширяют возможность участия российских аудиторов в тендерах по проведению аудита консолидированной бухгалтерской отчетности в государствах-членах ЕАЭС, в которых российские компании имеют дочерние компании. Но при более детальном рассмотрении становится понятно, что у крупных аудиторов России, такая возможность существовала и раньше, ввиду широкой представленности международных компаний, оказывающих услуги аудита на постсоветском пространстве. Таким образом, участники российского рынка аудита восприняли соглашение о едином рынке аудиторских услуг весьма неоднозначно, потому что по большому счету, расширение рынка аудиторских услуг сугубо формальное по отношению к российским аудиторам.
В России гораздо больше «интересных» клиентов для аудиторов, поэтому не исключен приток конкурентов из стран-партнеров по ЕАЭС и одномоментное давление в плане конкуренции на отечественные аудиторские компании. Кроме всего прочего, существенно дестабилизирует положение российских аудиторов проблемы, так называемого демпинга со стороны аудиторов из других стран. В подобных случаях пострадает ряд небольших аудиторских компаний из России, так как не все смогут предложить конкурентную цену за свои услуги.
Не стоит сбрасывать со счетов и компании «большой четверки». Несмотря на то, что эти компании занимают весомую долю в аудите российского рынка, не может быть и речи о том, чтобы устранить иностранных представителей с российского аудиторского рынка. Они в числе первопроходцев появились на российском рынке аудита, привнеся необходимый опыт, и они, фактически, устанавливают цены на услуги, на которые ориентируются отечественные аудиторы. Не будь сейчас в России аудиторских компаний, таких как Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, EY(Ernst & Young), KPMG цены на российском рынке аудита снизились бы с соответствующим снижением качества оказываемых услуг. На сегодняшний день многие российские аудиторы и аудиторы стран ЕАЭС прошли или проходят хорошую школу в компаниях «большой четверки», получая необходимые знания и компетенцию. Затем они переходят уже в отечественные аудиторские компании, открывают свой бизнес. Одно только это обстоятельство позволяет говорить о том, что в российском аудите и аудите стран-партнеров по ЕАЭС имеется определенная прослойка аудиторов, чья работа признается во всем мире.
В настоящее время в государствах-партнерах по ЕАЭС неодинаково реализуются меры по регуляции аудиторской деятельности. Деятельность аудиторских организаций в России регулируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Суть этого документа заключается в саморегулировании профессии и обеспечении общественного надзора за ее развитием [4]. Сущность этого проявляется в делегировании полномочий со стороны государственной власти при реализации надзора в пользу саморегулируемых организаций. В России аудиторская деятельность является саморегулируемой, что свойственно странам англо-саксонской модели, распространенной в странах запада. Если аудиторская фирма или аудитор не является членом саморегулируемой организации, то доступ на рынок для них закрыт. Напротив, в остальных странах ЕАЭС деятельность аудиторов регулируется государством, что свойственно континентальной модели регулирования [5]. Континентальная модель регулирования аудиторской деятельности подразумевает лицензирование деятельности. Эта норма установлена в законодательствах Киргизской Республики, Казахстана и Армении. В Белоруссии лицензирование отменено в 2014 году, аудиторская деятельность не является саморегулируемой, для ее осуществления выдвигаются такие критерии, как наличие в фирме, оказывающей услуги аудита не менее пяти человек.
Исходя из разности подходов в вопросах регулирования деятельности в странах ЕАЭС становится понятно, что участникам объединения предстоит решить ряд вопросов, касающихся гармонизации национальных правил аудита и нормативных актов в сфере аудиторской деятельности. Предстоит ряд согласованных межгосударственных действий по внедрению единого рынка аудиторских услуг и общей стратегии по регулированию аудиторской деятельности. Не исключено и создание наднационального регулятора. Грядущие изменения, безусловно, будут иметь последствия для всех аудиторов в странах ЕАЭС.
Литература:
- Распоряжение Коллегии ЕЭК № 22 «О проекте Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420912/clco_30012019_22 (дата обращения: 12.05.2020)
- Суворова, С. П. Международные стандарты аудита / С. П. Суворова, Н. В. Парушина, Е. В. Галкина. — М.: Инфра-М, Форум, 2017. — 320 c.
- Трофимов А. В. Аудит качества: учебное пособие / А. В. Трофимов. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. — 96 с.
- Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/12164283/ (дата обращения: 17.06.2020)
- Немыкина О. Е., Кузнецов Р. Е. Модели государственного регулирования аудиторской деятельности // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-gosudarstvennogo-regulirovaniya-auditorskoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.06.2020).