В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.
Ключевые слова: личность, социализация
Человек является социальным существом. Он растет, развивается, становится личностью именно в обществе. Без общества человек становится асоциальным. С самого детства человек окружен социумом. Рождаясь, он вступает в социальный круг семьи, становится ячейкой этого общества. Будучи частью социума, человек приобретает определенный опыт, который было бы трудно приобрести без общества.
Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе [3, с. 83].
Социализация сложный процесс, двусторонний. Процесс социализации проходит каждый человек, начиная с маленького круга семьи до больших институтов.
Можно определить сущность социализации так: социализация — приобретение опыта существования в обществе и применение этого опыта на практике.
Уровни, стадии социализации.
Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.
Биологический:
Под этим уровнем мы понимает связь человека с природой. Человек зависим от нет, от погоды и т. д.
Психологический уровень:
В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй — логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.
Социально-педагогический уровень.
Осуществление связей внутри сообществ. Например, ребенок ищет сообщество с определенным предписанием, и общество ему его предоставляет.
П. Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества [1, с. 144].
Социализация проходит ряд этапов.
Первый период — младенчество (от рождения до года). Это первый этап в жизни каждого человека. Это начало знакомства с окружением, образование его первого института — семьи.
Вторая стадия — раннее детство (от 1 до 3 лет) — На этот этапе уже по немного приходит осознание себя как субъекта действий.
Третий период — дошкольное детство (3–7 лет) — основной деятельностью в этом возрасте будет являться игра. Именно через нее ребенок будет осознавать и познавать мир в данном возрасте.
Следующий период — школьный возраст (7–14 лет). Этап активной учебной деятельности. познание себя и окружения через полученные учебные знания.
Юношеский возраст 14–25 лет. Учение считают, что это один самых главных этапов в жизни каждого человека. Основной деятельностью является общение и труд. Именно в этом возрасте, чаще всего, устанавливается мировоззрение человека, его привычки и отношение к миру. Этот этап, безусловно, важный, и нарушение социализации в этот период может закончится ошибкой.
Факторы и агенты социализации
В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А. В. Мудрик
Первая — мегафакторы, (мега — очень большой, всеобщий) — самый большой фактор. Это космос, вселенная, планеты и их влияние на всех людей. Также в эту группу входит всемирная сеть Интернет. Интернет, в наше время, сильно влияет на человека. Сейчас пользуются интернетом все, от мала до велика и, соответственно, на всех он влияет, формирую сознания людей.
Вторая — макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство. Страна — это объективные географические и природно-климатические условия. Этот фактор означает воздействие на человека географического положения, нации, расы, климата. Это отношения внутри общества, формирование различных социальных групп.
Третья — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.) [4, с. 100].
Если социализация проходит успешно, то человек по жизни будет активным, общительным, с устоем своего мировоззрения. Если же на каком-либо этапе произошел сбой, то человек может замкнуться в себе, впасть в депрессию, потерять смысл жизни [2].
Агенты социализации.
Это те, через кого человек развивается. Например, у маленького ребенка агентами социализации будут родители, бабушки, дедушки, т. е. через кого опии познают мир.
Агенты могут быть разного возраста, это могут быть и сверстники, и различающиеся по возрасту люди.
Литература:
- Зелянина Валерия Анатольевна Социально-философское измерение социализации личности // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2–2.143–148
- Иванов А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. А. В. Иванова. — М.: Издат. — торг корп. «Дашков и К», 2013.
- Климанова Анна Евгеньевна Методология понятия «Социализация» в философско-социальной науке// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 3 (5). С 82–88
- Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011