В статье исследованы государственные программы Республики Казахстан в сфере здравоохранения, дан их анализ, указаны основные тенденции отечественной системы здоровьесбережения. Авторами поставлена и реализована цель ознакомить будущего врача с законодательством Республики Казахстан и изучить исторические аспекты медицинского права на территории Казахстана с начала его становления по настоящее время, а также дать характеристику и оценить основные тенденции развития отечественного законодательства, регулирующего отношения в сфере медицинской деятельности. [1]
Введение
Казахстанское здравоохранение в своей истории многократно подвергалось реформам и пережило три основные формы функционирования: бюджетную, бюджетно-страховую, программно-бюджетную, имеющую элементы платной медицины на всех этапах своего развития. [1,2]
Одним из основных приоритетов Республики Казахстан является развитие единой, социально ориентированной и развитой системы здравоохранения, призванной обеспечивать доступность, своевременное и качественное оказание медицинской помощи.
Чтобы реализовать инновационную политику в современной системе здравоохранения, нужно уметь определять, а также закреплять стратегические принципы её совершенствования. Они направлены на сохранность, укрепление здоровья населения, формирование и функционирование системы предоставления доступных и качественных медицинских услуг и разработку, вместе с внедрением, новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением на основе дальнейшего устойчивого развития отрасли. [2,3]
Основными причинами реконструкции медицинской отрасли послужили следующие обстоятельства: развитие рыночных отношений, в том числе и в медицине (медицинское страхование, частная медицина, предпринимательская деятельность); появление множества законодательных актов в сфере охраны здоровья граждан; требования населения к качеству медицинской помощи; принципиальные изменения в медицинской науке и биологии, приведшие к возникновению новых этико-правовых требований к регулированию отношений (искусственное оплодотворение, генная инженерия, трансплантация (пересадка) органов и тканей и др.). [3,4]
Эволюция государственных программ
Реформы системы здравоохранения Республики Казахстана берут начало с 1992 года, когда было принято решение о необходимости создания новой системы здравоохранения в виде советской модели. Закон Республики Казахстан от 10 января 1992 года № 1107-XII «Об охране здоровья народа в Республике Казахстан» гарантировал обязательное медицинское страхование всех граждан. В нём разработаны правила, регулирующие отношения в сфере медицинского страхования, установлен гарантированный объем бесплатной медицинской помощи [5,6,7].
Система обязательного медицинского страхования потерпела неудачу. Основными причинами несостоятельности идеи медицинского страхования в тот период послужил ряд факторов: у большинства организаций не было возможности выплачивать взносы в фонд медицинского страхования из-за больших долгов, кроме того, существовала система натуральной оплаты за страховые платежи; индивидуальные предприниматели и самозанятые лица, составляющие около четверти населения, не выплачивали взносы; прогрессирующий рост безработного населения; местный бюджет не смог обеспечить должный уровень взносов за неактивное население; оплата по медицинским услугам проводилась в разных регионах по различным тарифам и методам, впоследствии привело к тому, что у фонда образовалась крупная задолженность перед медицинскими организациями, были выдвинуты обвинения в коррупции и растрате собранных средств.
В 1996–1998 годах разработали и внедрили систему бюджетно-страхового здравоохранения. 19 мая 1997 года принят Закон от № 111-I «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» — по сути обновленная и улучшенная версия своего предшественника. Новшеством является выделение специальной главы о правах и обязанностях государственных и частных медицинских организаций [8,9]. Но практика показала, что данная система была преждевременной.
Первой государственной программой является «Здоровье народа» (принята в 1998 году). Она потерпела крах, потому что бюджет страны выделил на систему здравоохранения менее 2 % средств. Это привело к сокращению медицинских организаций и рабочих мест, старению материально-технической базы, снижению оснащения оборудованием, аппаратурой, изделиями и инструментами медицинского назначения. [10,11]
2002 год был признан Годом здоровья и являлся переломным в медицинской отрасли, так как вопросы охраны здоровья населения были выдвинуты в ранг первоочередных задач общегосударственной важности: созданы «Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора», «Комитет фармации», «Комитет медицинской и фармацевтической промышленности», «Комитет по контролю в сфере оказания медицинских услуг», «Комитет фармацевтического контроля». Существовал ряд проблем, которые требовали радикальных пересмотров и подходов управления отраслью. Поэтому нужно было провести изменения в финансировании и совершенствовать сферу управления.
Новый Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 170-III «Об охране здоровья граждан» исключил пункт об медицинском страховании в обязательном порядке с сохранением положения о добровольном медицинском страховании. Кроме того, в закон внесены положения о регулировании процедур научных исследований, клинических испытаний [12,13]
Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы
Цель — сформировать успешную концепцию и создать систему оказания медицинской помощи, основанная на принцип солидарной ответственности между государством и человеком.
Основные задачи программы:
− разделить ответственность между человеком и государством за охрану здоровья;
− использование международных принципов при оказании медицинской помощи, которая в первую очередь рассматривает первичную медико-санитарную помощь;
− реформа медицинского образования;
− создание новой модели информационной системы отрасли и управления здравоохранения;
− укрепление охраны здоровья матери и ребенка, способствовать повышению медико-демографической ситуации в Республики Казахстан, а также снижение уровня социально значимых заболеваний.
В 2009 году выделено 299,5 млрд. тенге, в 2010 году — 411,6 млрд. тенге и в 2011 году — 368,9 млрд.тенге. Каждый год в Казахстане инвестируется 25–30 млрд. тенге для покупки медицинского оборудования. [14,15]
В рамках Госпрограммы модернизированы методы диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний: сердечно-сосудистых заболеваний, онкопатологий, туберкулеза, ВИЧ. В результате предпринятых мер смертность от сердечно-сосудистых заболеваний была снижена с 535,5 в 2005 году до 406,4 на 100 тысяч населения в 2010 году. Также на тот период вакцинацией против 19 инфекционных заболеваний были охвачены порядка 5 миллионов человек в год.
«О здоровье народа и системе здравоохранения» Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV ЗРК, вобрал в себя все наработки прошлого в области медицинского права и является полным нормативно-правовым документом.
Невзирая на принятые меры, проблемы, которые существуют в системе здравоохранения связаны, с тем, что само управление и финансирование ориентированы не на ее результативность, а на мощность сети. Отсутствует единая стратегия оптимального планирования бюджета, распределения финансирования и результативного использования денежных средств. Наблюдается низкое качество и неравный доступ ко всем медицинским услугам. Имеют разницу объем и качество медицинских услуг, которые предоставляются больным с идентичными заболеваниями в разных городах и регионах в 2–4 раза. Отсутствует свобода выбора медицинской организации, лечащего врача. Нет открытой конкуренции между амбулаториями, больницами и поставщиками.
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011–2015 годы «Саламатты Қазақстан»
Цель Программы : укрепление здоровья граждан Республики Казахстан и формирование эффективной системы здравоохранения для обеспечения социально-демографического развития страны. В ней продемонстрировано развитие тенденций прошлого периода, таких направлений, как профилактика, диагностика и лечение основных социально значимых заболеваний, а также развитие Единой национальной системы здравоохранения путем разработки электронных услуг для населения, которые предоставляются через информационно-познавательный веб-портал здравоохранения [13].
В послании «Новый Казахстан в новом мире» Н. А. Назарбаев поручил правительству разработать программу «Строительство 100 школ и 100 больниц на основе государственно-частного партнерства». В данный проект входит 103 объекта и планируется его реализация в стране в течение трех лет. В целом на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в 2009 году предусмотрено свыше 70 млрд. тенге. На программу «100 школ, 100 больниц» предусмотрено 45 млрд. тенге. Семь объектов завершено в 2008 году, в 2009 планировалось сдать 18 объектов, в 2010–2011 годы ввести 78 объектов. На 2010–2011 годы для осуществления проекта было предусмотрено 248 млрд. тенге.
18 сентября 2009 года принят Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», где установлены и разработаны программы по снижению смертности матерей и детей, сформированы стандарты по ГОБМП, санитарная охрана границ, внедрена Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ), которая предусматривает обеспечение пациентам свободного выбора врача и медицинской организации, лекарственное обеспечение на льготной и бесплатной основе и т. д. [8]
За время данной государственной программы наблюдается:
− повышение рождаемости и демографической ситуации с 18,42 (2005 г.) до 22,75 (2008 г.);
− стабилизировался показатель смертности — 9,74 (2005 г. — 10,37);
− коэффициент естественного прироста повысился до 13,01 (2005 г. — 8,05) на 1000 населения.
− увеличение численности населения на 762,6 тыс. человек с 2005 года по 2010 год.
Невзирая на позитивные сдвиги в демографической ситуации, сохраняется низкий уровень здоровья женщин и детей . Остается актуальной проблема репродуктивного здоровья, до 16 % браков являются бесплодными. Это во многом связано с широкой распространенностью инфекций, передающихся половым путем (ИППП), и высоким уровнем абортов, что в свою очередь определяется небезопасным половым поведением населения, прежде всего, молодых людей. Согласно статистике зарегистрированных случаев 1 из 4 беременностей в стране заканчивается искусственным прерыванием. Частота родов у девочек-подростков 15–19 лет имеет тенденцию к увеличению, и в 2008 году составила 31,1 на 1000 населения. Основными причинами материнской смертности (2005 г. — 40,5, 2009 г. — 36,9 на 100 тыс. родившихся живыми) продолжают оставаться акушерские кровотечения, гестозы, экстрагенитальная патология.
Уровень младенческой смертности в 2005 году составлял 15,1 на 1000 родившихся живыми. С 2008 года с введением критериев живорождения и мертворождения показатель младенческой смертности составил 20,7, и в 2009 году отмечается тенденция к снижению до 18,4 на 1000 родившихся живыми. Основными причинами младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде (60,4 %). Второе место в структуре младенческой смертности занимают врожденные патологии, что свидетельствует о недостаточном уровне проводимой ранней диагностики (скрининги беременных на предмет выявления врожденных патологий), нездоровом образе жизни родителей и неблагополучной экологической ситуации в ряде регионов республики. [17,18]
Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016–2019 годы
Цель Программы: Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны
Задачи:
− развитие системы общественного здравоохранения;
− совершенствование профилактики и управления заболеваниями;
− повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения;
− обеспечение рационального использования ресурсов и оптимизации инфраструктуры.
В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.
За один год реализации Программы ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев выросла на 0,8 % по сравнению с 2016 годом (72,4). Так, ожидаемая продолжительность жизни в 2017 году по Республике Казахстан составила 72,95 лет, что говорит о возможном достижении показателя в 2019 году до 73,13 лет. В рамках реализации Послания Главы государства от 5 октября 2018 года принимается комплекс мер по повышению качества и доступности первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
Государственной программой развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016–2019 годы предусмотрено сокращение нагрузки на участкового врача. По итогам 9 месяцев 2018 года среднее число прикрепленного населения на 1 врача общей практики сократилось на 8,3 % и составило 1 901 человек. Для дальнейшего снижения нагрузки дополнительно планируется открыть 247 участков врачей общей практики. В целях повышения доступности медицины также будут развиваться проекты государственно-частного партнерства по созданию компактных форм ПМСП, максимально приближенных к месту жительства населения.
Согласно информации Минздрава РК, модернизация службы скорой и неотложной медицинской помощи позволила сократить время доезда бригад на 7 минут. Таким образом, необходимое время на сегодняшний день — 18 минут.
В рамках программы «Денсаулық» в целях получения обратной связи от населения предусмотрено проведение неправительственными организациями социологических исследований по оценке удовлетворенности населения качеством медицинских услуг.
В стране сформирована единая система здравоохранения. Одной из действенных мер по охране здоровья граждан стал регулярно проводимый скрининг. В целях раннего выявления заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидизации, реализуется Национальная скрининговая программа. В 2017 году с учетом рекомендаций международных экспертов расширена возрастная группа населения, подлежащего скринингу до 70 лет, увеличена кратность скрининговых осмотров и охват целевых групп к 2022 году увеличится от 70 % до 90 %. За 9 месяцев 2018 года проведено 9 481 767 скрининг-обследований целевых групп населения, выявлено 714 945 случаев заболеваний, взято на диспансерный учет 341 503 человек. В том числе, обследования детей — 3 998 813, выявлено — 454 797, взято на диспансерный учет — 140 927.
С 2015 года в пилотном режиме, а с 2018 года во всех регионах реализуется программа профилактики суицидов среди несовершеннолетних. Количество суицидов среди подростков в Казахстане за последние 3 года снизилось на 30 %. [10,11,12]
В рамках реализации программы «Денсаулық» разработаны и выпущены методические рекомендации «Единые стандарты по рациону питания школьников» , которые содержат 4-х недельное меню блюд для организации питания трех возрастных групп учащихся (7–10 лет, 11–14 лет и 15–18 лет) общеобразовательных организаций.
По поручению Главы государства в мае 2018 года разработана и внедряется новая модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) с четкими границами обязательств государства, одновременно с внедрением обязательного социального медицинского страхования. ГОБМП будет предоставляться всем гражданам, оралманам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан. В частности, это скорая помощь и санитарная авиация, первичная медико-санитарная помощь, экстренная стационарозамещающая и стационарная помощь, паллиативная помощь, а также при социально значимых, основных хронических заболеваниях, консультативно-диагностическая помощь, амбулаторное лекарственное обеспечение, плановая стационарозамещающая и стационарная помощь, медицинская реабилитация при туберкулезе.
В Министерстве здравоохранения отмечают, что внедрение новой модели позволит повысить доступность медицинской помощи посредством повышения финансового обеспечения системы здравоохранения за счет государственного финансирования ГОБМП и взносов в Фонд социального медицинского страхования, снизить затраты населения на медуслуги, снизить излишнюю нагрузку на специалистов ПМСП и экстренные медицинские службы.
Согласно данным НАО «Фонд социального медицинского страхования», общая сумма отчислений и взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей за обязательное социальное медицинское страхование 6,5 млн. человек, поступившая в период с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2018 года, составила 133 млрд. тг. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством с 1 января 2018 года Фонд является и оператором гарантированного объема медицинской помощи. Так, оплата услуг в рамках пакета ГОБМП ведется Фондом с начала 2018 года, в рамках пакета ОСМС — начинается с 2020 года.
В целях повышения конкуренции на рынке медицинских услуг проведена работа по дерегулированию сферы. В рамках совершенствования нормативно-правовой базы проведена ревизия 66 санитарных правил, отменены 29 устаревших. На текущий момент отмечается рост количества частных медицинских организаций, участвующих в ГОБМП с 40 % (2017 год) до 46 % (2018 год).
Цифровизация системы здравоохранения
По данным Министерства здравоохранения РК, в рамках реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» в МЗ РК создан Офис цифровизации здравоохранения.
В настоящее время в рамках Госпрограммы реализуются 4 проекта:
1) Внедрение элементов мобильного здравоохранения (mHealth), в т. ч. «удаленные консультации»;
2) Создание и внедрение искусственного интеллекта в части установления диагноза и управления планами лечения;
3) Внедрение медицинских информационных систем;
4) Внедрение Платформы информатизации и интероперабельности ИС МЗ РК.
На базе Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии совместно с компанией IBM проведена пилотная апробация по проекту искусственного интеллекта в здравоохранении — Watson for oncology. В период с 16 июля по 8 августа 2018 года проведен анализ существующих бизнес-процессов и клинических процессов, обработка данных, предоставление технического обзора; отбор пролеченных случаев и нозологий для апробационных работ. В настоящее время ведутся работы по модели финансирования в рамках ГЧП.
Следует отметить, что с января 2018 года запущен поэтапный процесс цифровизации здравоохранения Республики Казахстан в части перехода к безбумажному ведению медицинской документации. [20,21]
Проект кодекса затрагивает 6 основных направлений: общественное здоровье, образование и наука, санитарно-медицинская помощь, кадровая политика, фармацевтическая деятельность и цифровое здравоохранение. Каждое направление кодекса затронуло вопросы общественного здоровья с акцентом на его укрепление путем профилактики заболеваний. Ориентируясь на мировые стандарты, граждане обязаны заботиться о своем здоровье, проходить скрининги, получать профилактические прививки. Регламентированы нормы по охране психического здоровья, профилактике суицидального поведения и зависимостей, вызванных психоактивными веществами, а также азартными играми; нормы по вовлечению родителей и педагогов в охрану здоровья воспитанников и школьников с проведением образовательных и разъяснительных мероприятий; нормы по предоставлению подросткам и молодежи конфиденциальной комплексной помощи.
Государственная программа развития здравоохранения на 2020–2025 годы
Приоритеты в сфере здравоохранения
Цель Госпрограммы: развитие качественного и доступного здравоохранения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет в 2025 году.
Формирование у населения приверженности здоровому образу жизни
Повышение качества медицинской помощи
Устойчивое развитие системы здравоохранения
Задачи и направления Госпрограммы:
− реализация ОСМС и продвижение ДМС для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения;
− улучшение инвестиционного климата в медицинской отрасли;
− эффективное управление в здравоохранении.
Пути решения:
− повышение конкуренции среди пациент-ориентированных медицинских организаций;
− повышение удовлетворенности пациентов, получающих лечение в рамках ГОБМП/ОСМС;
− сбалансированная система тарифообразования;
− увеличение финансирования ПМСП и Общественное здравоохранение до 60 % от общих расходов на здравоохранение;
− реализация механизмов финансового контроля за освоением средств ГОБМП И ОСМС, в том числе за качеством предоставляемой медицинской помощи;
− обеспечение деятельности Национального управляющего холдинга как единого оператора реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере здравоохранения;
− привлечение инвестиций, в том числе через ГЧП, в оснащение и строительство медицинских организаций;
− создание медицинского холдинга при МЗ РК для эффективной реализации крупных проектов ГЧП и эффективного управления активами;
− совершенствование и оснащение лабораторной службы;
− создание инспектората по медицинским изделиям;
− корпоративное управление и менеджмент (каскадирование КПР из настоящей Программы до трудовых договоров с руководителями региональных управлений общественного здравоохранения и медицинских организаций), развитие лидерских навыков;
− оценка эффективности управления государственных медицинских организаций;
− внедрить стратегическое планирование и риск-менеджмент в региональных медицинских организациях.
Увеличение расходов на здравоохранение до 5 % от ВВП
Примерное финансирование мероприятий проекта Госпрограммы (млрд. тенге)
С принятием и реализацией нового Кодекса связывается повышение эффективности системы здравоохранения республики: сохранение здоровья нации, усиление солидарной ответственности граждан за свое здоровье, снижение количества суицидальных попыток и потребления табачных изделий, алкогольных напитков, повышение качества первичной медико-санитарной помощи, усиление контроля за качеством оказываемых медуслуг, повышение качества подготовки медицинских кадров, развитие медицинской науки, получение медуслуг в цифровом формате, повышение эффективности использования бюджетных средств и конкурентоспособности медучреждений.
В 2020 году 7 июля Касымом- Жомартом Кемелевичем Токаевым был подписан новый Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» и закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения». Введены понятия «прижизненный донор», «посмертный донор» , «потенциальный реципиент».
Остро стоит проблема коронавирусной инфекции COVID-19. По официальным данным коронавирусная инфекция в Казахстан пришла в середине марта. Но вспышка волны началась к началу июля, также наблюдается большое количество распространения случаев пневмонии.
Усугубило положение ментальность нашего народа, так как массово не соблюдаются карантинные меры. Также, помимо граждан, недостаточные меры по борьбе с коронавирусной инфекцией приняли власти Республики Казахстан, так как долгое время сохранена работа торговых рынков, общественного транспорта и т. д.
Основными проблемами являются нехватка лекарственных средств, аппаратов ИВЛ, медицинских бригад и машин скорой помощи; дефицит койко-мест в стационарах, не подключена система первичной медико- санитарной помощи, все данные факты говорят о системных ошибках Министерства здравоохранения, связанных с нехваткой финансирования и отсутствия нормальной выстроенной системы.
Заключение
Изучив все Государственные программы в сфере здравоохранения в РК и статистические данные за последние годы, считаем необходимым отметить следующее.
Общественно-политические и социально-экономические изменения, которые произошли после распада СССР, пoвлияли на систему организации медицинской пoмощи нaселению. Имевшаяся в прошлом четкая управленческая вертикаль распалась с крахом командно-административной системы управления. В стремлении повысить эффективность деятельности системы здравоохранения и преумножить отраслевой потенциал государство и институты власти пытались изменить систему организации, управления и финансирования здравоохранения. Главной ошибкой являлось отсутствие обоснованной, четкой и продуманной стратегии.
Медицина страны находится на стадии некой перестройки, поскольку выбирается и закрепляется новая модель, учитываются недоработки прошлых лет. Также нельзя не отметить влияние на нее таких отягощающих факторов, как текучесть кадров и коррупция. В связи с этим, разрозненность системы здравоохранения в Казахстане можно определить как вопрос не только несформировавшейся социальной, но и правовой базы. Социальные трудности казахстанской системы здравоохранения представляется возможным решить лишь с помощью комплексного переосмысления потребностей граждан страны. Приоритет человека в процессах медицины обусловлен общей мировой тенденцией к позиционированию человеческих ресурсов как главного капитала страны. В связи с этим ценной и конструктивной представляется рекомендация по улучшению и более тщательной проработке законов, имеющих непосредственное отношение к медицине, расширение и уточнение некоторых их положений; регулярный государственный аудит медицинской деятельности согласно международному опыту. Выполнение основных условий в виде рационального сочетания социального и правового аспекта способствует улучшению качества медицины в Казахстане, гармонизации ее составляющих, а также укреплению роли здравоохранения на государственном уровне.
Литература:
1. Садыков Т. У. Анализ реализации государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы за 2010 год / Мырзахмет М. К. [Электронный ресурс] // Теоретическая экономика. 2012. № 2 (8). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/
2. Шарманов Т. Ш. Алматинский рубеж мирового здравоохранения (от Алматы к новому тысячелетию человеческого развития). Алматы-Вашингтон-Женева, 2008. 184 с.
3. Аканов А. А. Политика охраны здоровья населения в Казахстане: Опыт разработки, реализации национальных программ здравоохранения и перспективы на 2010–2015 годы. Астана, 2006. 243 с.
4. Аканов А. А., Девятко В. Н., Кульжанов М. К. Общественное здравоохранение в Казахстане: Концепция, проблемы и перспективы. Алматы, 2001. 100 с.
5. Девятко В. Н., Аканов А. А. Здоровье народа и здравоохранение Казахстана в переходный период: Опыт, уроки, проблемы. Алматы, 1999. 140 с.
6. http://www.mz.gov.kz/ — официальный сайт Министерства Здравоохранения Республики Казахстан.
7. Фрейберг Н. К. Врачебно-санитарное законодательство в России [Текст] / Н. К. Фрайберг; — М.: Практическая медицина, 1913. — 255 с.
8. СССР. Конституция (1936). Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик [Электронный документ]: Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года./ СССР. Конституция (1936) // Энциклопедия Всемирная история — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm
9. КазССР. Конституция (1978). Конституция (Основной Закон) Казахской Советской Социалистической Республики [Электронный документ]: Утверждена 20 апреля 1978 года./ КазССР. Конституция (1978)//Закон.кз — Режим доступа: https://online.zakon.kz/
10. КазССР. Декларации. Алма-Атинская декларация [Электронный ресурс]: декларация от 12.09.1978 г./ КазССР. Декларации // Закон.кз — Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30354910#pos=0;0
11. Республика Казахстан. Законы. Об охране здоровья народа в Республике Казахстан [Электронный ресурс]: закон от 10.01.1992 № 1107-XII/РК. Законы // Закон.кз — Режим доступа: https://online.zakon.kz/
12. Кацага А. Казахстан. Обзор системы здравоохранения. Системы здравоохранения: время перемен. Том 14, № 4 [Электронный ресурс]/ Кульжанов М., Karanikolos М., Rechel В. — М.: ВОЗ, 2012. — 125 с.
13. Кенжебаева И. Б. О реализации Государственной Программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011–2015 г.г. / Умарова Г. А. // Медицинский журнал Западного Казахстана. 2015. № 2 (46). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/
14. КазССР. Декларации. Алма-Атинская декларация [Электронный ресурс]: декларация от 12.09.1978 г./ КазССР. Декларации // Закон.кз — Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30354910#pos=0;0
15. Республика Казахстан. Законы. Об охране здоровья народа в Республике Казахстан [Электронный ресурс]: закон от 10.01.1992 № 1107-XII/РК. Законы // Закон.кз — Режим доступа: https://online.zakon.kz/
16. Республика Казахстан. Законы. Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан [Электронный ресурс]: закон от 19.05.1997 № 111-I/РК. Законы // Закон.кз — Режим доступа: https://online.zakon.kz/
17. Республика Казахстан. Законы. Об охране здоровья граждан [Электронный ресурс]: закон от 07.08.2006 № 170-III/РК. Законы// Закон.кз — Режим доступа: https://online.zakon.kz/
18. Кацага А. Казахстан. Обзор системы здравоохранения. Системы здравоохранения: время перемен. Том 14, № 4 [Электронный ресурс]/ Кульжанов М., Karanikolos М., Rechel В. — М.: ВОЗ, 2012. — 125 с.
19. Садыков Т. У. Анализ реализации государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005–2010 годы за 2010 год / Мырзахмет М. К. [Электронный ресурс] // Теоретическая экономика. 2012. № 2 (8). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/
20. Кенжебаева И. Б. О реализации Государственной Программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011–2015 г.г. / Умарова Г. А. // Медицинский журнал Западного Казахстана. 2015. № 2 (46). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/