В статье рассматриваются потенциал, перспективы и проблемы развития курортного региона Кавказских Минеральных Вод.
Ключевые слова : туризм, КМВ, Северный Кавказ, экология.
Актуальность данной статьи обусловлена повышением спроса на внутренний туризм в связи с внешними факторами, и наличием большого потенциала в курортном регионе КМВ.
Курортный регион “Кавказские Минеральные Воды”, включает в себя 5 основных городов, это: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск и Минеральные воды. Уникальность этого места состоит в сосредоточении большого количества источников разной по составу минеральной воды, лечебных грязей, горных ландшафтов и различных курортных комплексов на сравнительно небольшой территории [1].
Кавказские Минеральные это:
– Около 100 санаториев и здравниц;
– Около 130 источников минеральной воды;
– Уникальное соленое озеро Тамбукан с более чем 2 млн тонн запасов лечебной грязи;
– Свой особенный микроклимат в каждом из городов КМВ, создаваемый природными ландшафтами;
– Большое количество солнечных дней, мягкий климат и мягкие зимы;
– Архитектура Серебряного века;
– Собственный международный аэропорт.
Здесь стоит отметить, что сфера услуг за последние годы имеет большой рост и во многих развитых странах стала одной из основных, что делает данный регион ещё более перспективным в её развитии, так как здесь есть все условия.
Помимо природных ландшафтов и источников, также регион имеет свой уникальный климат. В разных городах КМВ свой микроклимат, который обусловлен их уникальным расположением. На это влияют, как высота (все города находятся на разной высоте), так и рельеф местности. Например, Кисловодск расположен в ущелье между холмами, и является одним из самых солнечных город России, где солнца нет всего 37 дней в году, и является одним из лучших мест для лечения людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Пятигорск с северной стороны защищен горами Бештау и Машук, что также делает его микроклимат также теплым, но здесь больше осадков, выделяется же город наличием радона. В результате каждый из городов КМВ имеет свою направленность в лечение той или иной области организма и дополняют друг друга.
Более того, из-за горных ландшафтов регион крайне привлекателен для развития экологического, спортивного и экстремального видов туризма. Только на территории курортных город Ставропольского края расположено 17 горных вершин, большинство используются в качестве велотрасс, для скалолазания, пеших походов, а также для летного спорта.
Так, у подножия горы “Юца”, расположено наиболее известное и посещаемое летное место России, на базе которого расположен один из старейших дельтапланерных клубов страны. Обусловлено это тем, что на горе благоприятные условия для полетов как для абсолютных новичков, так и для профессионалов [2]. В ближайшем селе и самом лагере есть минимальная необходимая инфраструктура: продовольственные магазины, аптеки, банкоматы, однако ближайшее полноценное медицинское учреждение находится в Пятигорске в 30 минутах езды на машине. Также дорога к лагерю грунтовая, и в дожди часто становится непроходимой для легковых автомобилей.
Одним из главных перспективных направлений является строительство дороги “через горы к морю”. Ещё с 60-х годов XX-го века правительство намеревается построить дорогу из Кисловодска в Сочи. Существуют два варианта строительства дороги:
– Кисловодск — Сочи;
– Кисловодск — Черкесск — Сочи.
Так, сейчас дорога из региона КМВ до черноморского побережья занимает порядка 9 часов на автомобиле. Строительство автодороги позволит сократить это время вдвое и увеличить поток туристов на курорты юга России приблизительно на 4,5 миллиона человек в год [3].
Но для реализации данного проект необходимо часть дороги прокладывать по Кавказскому Биосферному Заповеднику (14 км), что на данный момент является главным препятствием к её строительству. Так как даже при строительстве туннеля через горный массив, туннелю необходимы шахты, которые будут выходить на поверхность заповедника. Всё же строительство дороги откроет для региона новые возможности, и возможно, станет некой отправной точкой в развитии.
Несмотря на весь потенциал региона, существует ряд проблем, мешающих полноценному развитию. Из основных можно выделить следующие:
– Устаревшая инфраструктура — как гостиничный фонд, так и в целом благоустройство;
– Загрязнение окружающей среды;
– Неразвитый познавательно-развлекательный туризм.
Несмотря на то, что в регионе около 150 предприятий, которые заняты в сфере туристической деятельности, большинство из них специализируются на оказании санаторно-оздоровительных услуг, остальным же направлениям внимания почти не уделяется. Так, познавательно-развлекательный туризм практически не развит, несмотря на то, что сами города и их окрестности богаты различными памятниками, как рукотворными, так и природными. Да, существуют экскурсии из городов КМВ, но дороги до ближайших экскурсионных место зачастую грунтовые, что снижает потенциальный поток туристов.
Среди прочих проблем необходимо выделить устаревшую материально-техническую базу туристического комплекса, потому как она не соответствует современным требованиям комфортности, качества и разнообразия услуг. Поэтому курорты ближнего зарубежья, такие как Турция и Египет по соотношению “цена-качество” выигрывают, и являются более привлекательными для туристов.
Санаторно-курортный и туристический комплексы стали для региона важнейшими элементами социальной инфраструктуры. На мой взгляд, дальнейшее развитие и специализация региона возможны в следующем:
1) Продолжить специализироваться на недорогой сегмент, который составляют преимущественно граждане РФ;
2) Развивать средний и высокий ценовой сегмент.
Первый вариант развития будет способствовать увеличению доли социального туризма, при этом высока вероятность, что это приведёт к стагнации санаторно-курортного комплекса.
Второй же вариант, безусловно, потребует больших инвестиций для реконструкций и строительства, но это позволит перейти в сегмент более дорогих лечебно-профилактических и туристско-рекреационных услуг. К тому же это позволит увеличить поток туристов, которые не связаны с санаторно-курортным комплексом. Например, туристы, приезжающие в рамках экологического, спортивного и экстремального видов туризма.
Стоит отметить, что при развитии среднего и высокого ценового сегмента могут возникнут такие проблемы как распространение на территорию КМВ имиджа Кавказа, как небезопасного региона, что может привести к увеличению затрат на маркетинг. Потребуется время и ресурсы, как частных инвесторов, так и органов власти, чтобы восстановить позитивный имидж.
Литература:
- Григорьев H. A. Чернецов А. И. Минеральные источники Северного Кавказа и их гидрологическое использование. // М.,2010., С. 122..
- Информационный ресурс по дельтапланерному спорту России — http://www.deltaplanerizm.ru/places/yutsa/
- Информационный портал РиаНовости — https://realty.ria.ru/20200116/1563503490.html