В статье автор пытается сравнить право Арабского Халифата с правом Золотой Орды, а также определить каналы связи между ними.
Ключевые слова: Арабский Халифат, Золотая Орда, шариат.
Не одно десятилетие правоведы подвергают глубочайшему исследованию такие категории, как «право Золотой Орды» и «право Арабского Халифата», поэтому автор считает, что необходимо сопоставить данные категории. Право Золотой Орды мало исследовано, в отличие от права Арабского Халифата, поэтому сложно провести сравнительный анализ между ними, но это можно попытаться сделать.
Сопоставлять вышеупомянутые правовые системы будем на нормативно-регулятивном и организационно-деятельном (формы реализации права, правотворческая и правоприменительная деятельность государства и общества) уровнях. Для сравнения возьмём три критерия: нормы права, источники (формы) права и основные понятия (используемые в конкретной национальной правовой системе).
Рассмотрим нормы права Арабского Халифата (шариата). Мусульманское право (шариат) — составная часть религиозного направления — ислама, возникшего на рубеже VI-VII вв. н. э. на Аравийском полуострове. Для обозначения мусульманского права исследователи наряду с термином «шариат» используют ещё один термин — «фикх», хотя ряд авторов считают эти понятия неравнозначными. Существенными особенностями характеризуется мусульманская концепция источников права [1]. В то же время, теоретические подходы и толкования, решение практических вопросов в рамках внешне единой мусульманской доктрины не являются тождественными и имеют несколько направлений и школ [2].
Характерная черта шариата — тесная связь с религией мусульман исламом [3]. Шариат изначально формировался как важная часть религии, носил конфессиональный характер. Поэтому нормы шариата тесно связаны с религиозными нормами (нормами ислама).
Нормы мусульманского права базируются на четырёх принципах, представляющих проявление воли Бога — «корнях юриспруденции» (усул ал-фикх): слово самого бога в Коране, божественно вдохновенное поведение или сунна пророка, кияс, иджма.
Переходим к нормам права Золотой Орды. Основной предмет нашего исследования — золотоордынское общество — в XIII — XV вв. постоянно находилось в процессе трансформации. А это означает, что традиционная обычно-правовая система золотоордынцев переживала процесс пополнения и изменения, особенно это касалось публичных норм права [5].
В нормах золотоордынского права рассматриваемого периода отсутствует институт объективного вменения, присущий многим правовым системам той эпохи. Отдельные случаи объективного вменения в Золотой Орде, известные истории, были, скорее, не системны и привнесены извне [6].
Значимым отличием монгольского права от правовых систем современности является определение правового статуса человека не правовыми нормами, а его местом в системе правовых отношений.
Далее, рассмотрим источники мусульманского права. Коран — это первый и основной источник мусульманского права (шариата), в котором собраны многие проповеди пророка Мухаммеда (по преданию).
Вторым по значению источником шариата являются предания о поступках пророка (хадисы), записанные через много лет после его смерти, которые составили Сунну.
В один ряд с Кораном и Сунной можно поставить иджму — казуально-нормативные решения сподвижников Мухаммеда и их первых последователей [1].
В мусульманском правоведении считается, что не все правила можно извлечь из Корана и Сунны, потому что Аллах людям предоставил возможность урегулировать конкретный вопрос (опираясь на Коран и Сунну). Так, мусульманскими правоведами было сформировано большинство норм шариата в фетвах.
Современный российский правовед Л. А. Морозова в учебнике пишет: «… труды известных учёных юристов, знатоков ислама считаются единственным источником права» [7].
Подводя итог, в отношении источников шариата, стоит упомянуть про кияс (иногда — кийас) — решение правовых дел по аналогии.
Изучая право Золотой орды, правоведы в качестве базы для исследования за основу берут многочисленные списки Яссы Ченгис хана, а со времен Узбек хана опираются на исламское право в виде фикха и шариата и обычного права — адата. Китайские анналы, русские и византийские летописи, а также арабо-персидская и собственно монгольская литература об этом средневековом народе и созданном им государстве носят нарративный (повествовательный) характер. [5].
Таким образом, выделим четыре основных источника золотоордынского права:
- Яса (нормативно-правовой акт (уложение) Чингисхана)
- ярлык (письменное повеление (указ) монгольских каанов (каганов) и ханов)
- «судебный прецедент» (решения степных судей, которые становились известными и использовались иными степными судьями)
- источники исламского права (со времён Узбек хана использовались фикх, шариат и обычное право — адаты)
Из вышеперечисленного, мы можем заметить, что две вышеупомянутые правовые системы можно соединить (как каналами) мусульманским правом, так как они обе использовали источники исламского права. Отличием является именно то, что право Арабского Халифата имело религиозный характер, поэтому все источники права были мусульманско-правовыми, а право в праве Золотой орды мусульманско-правовые источники составляли значительную, но всё-таки часть. Можно даже определить какие-нибудь общие тенденции, характерные для обеих правовых систем.
Завершаем исследование сравнением понятий, которые использовались в праве Арабского Халифата и в праве Золотой Орды. Для того чтобы не повторяться, автор не будет перечислять вышеупомянутые термины, обозначающие источники права и т. д.
Итак, перечислим некоторые из основных понятий мусульманского права:
1) Мазхаб — путь, по которому следует мусульманин, богословско-правовая школа;
2) Фард — обязательное для исполнения религиозное предписание;
3) Ваджиб — необходимость обязательного исполнения того или иного религиозного предписания;
4) Батиль — любая вера, мысль, заключение или поведение, не соответствующая положениям Корана и Сунны;
5) Джаиз — действие, совершение или не совершение которого является одинаково приемлемым и дозволенным.
Далее, перечислим некоторые из основных терминов золотоордынского права:
1) Аип — возмещение морального, физического и материального ущерба;
2) Торговый друг — правовая сфера инфраструктуры торговли;
3) Карымта — материальная помощь, выделяемая в виде денег или скота;
4) Кун — материальное возмещение физического или имущественного ущерба;
5) Куначество — безопасность личности вне зоны влияния защитных функций рода.
Таким образом, проведя сопоставление вышеупомянутых специфических правовых систем, можно сделать следующие выводы. Во-первых, мало исследование правовой системы (о которой говорилось в начале статьи) Золотой Орды вызывается двумя факторами, мешающими изучению: малым наличием письменных источников права и их различием (списки Яссы Ченгис хана, исламское право в виде фикха и т. д.). И, во-вторых, общим источником права для обеих правовых систем можно считать мусульманское право.
Так, действительно, изучение двух вышеперечисленных национальных правовых систем остаётся интересным и кропотливым процессом, потому что данная тема, действительно, мало изучена. Можно смело утверждать, что по данной теме всё ещё реально сделать много научных открытий и фундаментальных трудов.
Литература:
- Фомин О. Е. Источники мусульманского права // Вестник Международного юридического института. 2014. № 4 (51). — С. 45.
- Фомин О. Е. Основные направления и школы мусульманского права (общая характеристика) // Вестник Международного юридического института. 2019. № 1 (68). — С. 80.
- Севастьянов А. С. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах: Учебн. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — С. 89.
- Жумаганбетов Т. С. Сущностные аспекты традиционной обычно-правовой системы Золотой Орды // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (145). Право. Вып. 18. — С. 109.
- Жумаганбетов Т. С. Золотоордынское право. Основные аспекты содержания // Вестник РУДН, серия Юридические науки. 2009. № 5. С. — 123.
- Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. М.: Эксмо, 2009. С. 260.
- Специальные термины мусульманского права. — Текст: электронный // Исламский энциклопедический словарь: [сайт]. — URL: https://religion.wikireading.ru/2166 (дата обращения: 22.07.20).