В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.
Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития, школа, профориентация, социализация.
Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является совершенствование системы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллектуального развития (Г. В. Васенков, И. В. Евтушенко, С. Л. Мирский, А. М. Щербакова и др.) [3, 4, 5, 7].
Как отмечает И. В. Евтушенко, профориентация обучающихся с умственной отсталостью представляет собой систему мер, «нацеленных на профессиональное самоопределение обучающихся, с учетом их склонностей, интересов, психофизических возможностей и потребностей современного рынка труда», оказание помощи в трудоустройстве [5, с. 10].
Педагогическая работа по профориентации данной категории школьников имеет целый ряд специфических особенностей, обусловленных структурой и степенью выраженности нарушений, а также, социально-экономическими условиями региона.
Специфическая особенность профориентационной работы с умственно отсталыми обучающимися — ее вариативность , что обуславливает необходимость индивидуализации деятельности. На сегодняшний день контингент школьников с умственной отсталостью достаточно неоднороден, в образовательных организациях обучаются дети и подростки, имеющие различную степень нарушения интеллектуального развития. При этом, возрастает количество учеников, имеющих сочетанные нарушения развития, тяжелые и множественные нарушения. Индивидуализация с учетом вариативности контингента, предполагает организацию различных профилей трудового обучения для разных категорий обучающихся в зависимости от их психофизических возможностей, склонностей, гендерной принадлежности (рис. 1.).
Рис. 1. Варианты трудовых профилей
Еще одной специфической особенностью профориентационной работы является ее непрерывность и комплексность . Профориентация — непрерывный процесс, который целенаправленно осуществляется на всех возрастных этапах (таблица 1). Каждый этап включает четыре направления профориентационной работы: диагностическое; информационное; компетентностное; мотивационно-личностное. На каждом возрастном этапе задачи, содержание и формы работы варьируются. Рассмотрим подробнее содержание каждого направления работы.
Таблица 1
Этапы профориентационной работы с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития
Классы |
Формируемые компетенции |
Задачи |
Формы работы |
1–4 |
универсальные трудовые компетенции |
1) формирование интереса и уважительного отношения к труду; 2) формирование элементарных представлений о различных профессиях и видах труда; 3) формирование ручных умений, элементарных общетрудовых навыков; 4) психолого-педагогическая диагностика учебно-трудовых и психофизических возможностей учащихся, склонностей и интересов. |
1) коллективная творческая деятельность; 2) профориентационные экскурсии; 3) посещение трудовых мастерских; 4) мастер-классы; творческие конкурсы, тематические квесты и др.; 5) кружки и студии дополнительного образования. |
5–7 |
базовые профессиональные компетенции |
1) формирование устойчивого интереса и осознанной потребности в овладении профессионально-трудовыми компетенциями; 2) формирование представлений о содержании различных профессией, организации производства, формах трудовой деятельности; 3) формирование навыков коллективного взаимодействия; 4) психолого-педагогическая диагностика сформированности профессионально-трудовых умений и навыков, сформированность мотивации к обучению и труду. |
1) рассказ, беседа, дискуссии, мини-лекция; 2) анкетирование; 3) тестирование; 4) наблюдение; 5) практические занятия; 6) тематические конкурсы, профориентационные игры и др. |
8–9 |
начальные профессиональных компетенций |
1) формирование мотивации к овладению определённым видом труда в соответствии с собственными психофизическими возможностями, знаниями и умениями, интересами. 2) формирование знаний о системе организаций профессионального образования; 3) знакомство с условиями и основами трудоустройства, трудового права; формирование навыков делового общения, планирования времени; 4) определение рекомендуемых индивидуальных профессионально-личностных жизненных траекторий. |
1) психодиагностические процедуры; 2) мини-лекции; 3) психологические игры и упражнения; 4) экскурсии; 5) деловые игры; 6) мониторинг индивидуального развития личности обучающегося; 7) лектории и мастер-классы. |
Диагностическое направление предполагает всестороннее изучение ученика: психофизические возможности, состояние базовых психических функций, особенности коммуникативной и эмоционально-личностной сферы, уровень освоения предметных и личностных результатов адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), сформированность базовых учебных действий, индивидуальные склонности и интересы. Комплексное профориентационное диагностическое обследование проводится ежегодно, с участием специалистов школьной службы психолого- педагогического сопровождения, педагогов и родителей. Результаты, полученные в ходе исследования необходимы для определения индивидуальной профессионально-личностной жизненной траектории ученика.
Отправной точкой является диагностическое исследование школьников по итогам обучения в младших классах. Данные комплексного обследования вносятся в индивидуальную карту развития ученика и, на их основании, определяется рекомендуемый профиль трудового обучения в 5–9 классах (таблица 2).
Таблица 2
Индивидуальная карта развития
№ |
ФИ учащегося |
Личностные особенности |
Познавательная сфера |
Моторная сфера |
Усвоение программного материала по предмету «Ручной труд» |
Общий балл |
Рекомендумый профиль |
|||||||||||
Самостоятельность |
Аккуратность |
Принятие помощи |
Конфликтность |
Память |
Внимание |
Восприятие |
Мышление |
Речевое развитие |
Скоординированность движений |
Работа с инструментами |
Выполнение точных и тонких движений |
Уровень освения теоретического материала |
Уровень овладения трудовыми умениями и навыками |
|||||
1 |
||||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||||
Критерии оценки:
0 баллов — действие/характеристика слабо развита, или находится в стадии формирования; требуестя значительная помощь педагога при выполнении заданных действий; наблюдаюются значительные сложности при взаимодействии со сверстниками;
1 балл — действие/характеристика сформировано, при выполнении заданных действий требуется незначительная помощь педагога;
2 балла — действие/характеристика сформировано, заданные действия выполняются самостоятельно, помощь педагога не требуется.
Рекомендуемый профиль определяется из расчёта суммы баллов. Профили высокой сложности рекомендуются к освоению обучающимся с максимальным количеством баллов (столярное дело, швейное дело).
Компетентностное направление. Получение школьниками с умственной отсталостью профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Ведущая роль отводится урокам профильного труда. Обучение данной категории обучающихся предполагает использование специальных методов и приемов обучения — технологические карты, графические планы, индивидуальное трудовое (рабочее) место, индивидуальные рабочие тетради. С учетом особенностей структуры дефекта используются также альтернативная коммуникация, жестовая система, система графических символов, ассистивные технологии.
Формирование профессиональных компетенций осуществляется не только в рамках освоения предметных областей АООП, но и содержания дополнительных общеобразовательных программ, которые интегрированы с предметной областью «Технология» АООП.
Информационное направление. Реализация данного направления включает мероприятия, направленные на ознакомление с кругом доступных профессий, особенностями организации производства, основами трудового законодательства, охраны труда, делового общения и др. как обучающихся, так и их родителей. Данная работа успешна в рамках сетевого взаимодействия с колледжами и предприятиями региона. Так, мы реализуем следующие формы взаимодействия с колледжами-партнерами: совместная разработка образовательных программ; единые технические требования; проведение практических занятий на базе колледжа; привлечение педагогов колледжа для реализации образовательной области «Технология» АООП; реализации дополнительных программ; совместная подготовка обучающихся к участию в конкурсах; совместные мероприятия для учащихся — фестивали, конкурсы; совместные мероприятия педагогов по обмену опытом — семинары, круглые столы; проведение лекториев и мастер-классов для обучающихся и их родителей.
Также наши ученики посещают различные предприятия и городские учреждения в рамках проектов «Сто дорог — одна твоя», «Профессиональный импульс», «Учебный день в Мастерславле» и др.
Мотивационно-личностное направление. Учитывая тот факт, что для обучающихся с нарушением интеллекта выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступным им специальностей, главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, сформированности базовых учебных действий и профессиональных компетенций.
Внедрение технологий профориентации обучающихся с нарушениями интеллектуального развития позволит формировать наиболее важные структурно-функциональные компоненты системы саморегуляции личности данной категории школьников, а также будет способствовать устранению барьеров в виде неудовлетворенных потребностей в востребованности; во владении теми или иными необходимыми навыками; в освоении навыками в различных видах деятельности, в том числе профессиональной.
Литература:
- Дуброва, Т. И. Вариативные программы подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта [Текст] / Т. И. Дуброва // Коррекционная педагогика. — 2009. — № 5 (35). — С. 46–51.
- Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. М.: Образование Плюс, 2006. — 120 с.
- Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении [Текст] / С. Л. Мирский. — М.: Педагогика, 2009. — 160 с.
- Муравьёва, Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников [Текст] / Е. В. Муравьёва // Коррекционная педагогика. — 2009. — № 5(35). — С. 75–80.
- Ткачева В. В., Евтушенко И. В., Жигорева М. В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития [Текст]/ В. В. Ткачева, И. В. Евтушенко, М. В. Жигорева. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 198с.
- Швец Е. А., Маркова Т. В. Методологические аспекты коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального обучения [Текст] / Е. А. Швец, Т. В. Маркова // Профессиональное образование и общество. — 2018. — № 1(25). С. 152–157.
- Щербакова, А. М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида [Текст] / А. М. Щербакова, Н. В. Москоленко // Дефектология. — 2001. — № 3. C. 25.