Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 25.07.2020

Статья просмотрена: 5529 раз

Библиографическое описание:

Маркова, Т. В. Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития / Т. В. Маркова, М. В. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72869/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития, школа, профориентация, социализация.

Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является совершенствование системы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллектуального развития (Г. В. Васенков, И. В. Евтушенко, С. Л. Мирский, А. М. Щербакова и др.) [3, 4, 5, 7].

Как отмечает И. В. Евтушенко, профориентация обучающихся с умственной отсталостью представляет собой систему мер, «нацеленных на профессиональное самоопределение обучающихся, с учетом их склонностей, интересов, психофизических возможностей и потребностей современного рынка труда», оказание помощи в трудоустройстве [5, с. 10].

Педагогическая работа по профориентации данной категории школьников имеет целый ряд специфических особенностей, обусловленных структурой и степенью выраженности нарушений, а также, социально-экономическими условиями региона.

Специфическая особенность профориентационной работы с умственно отсталыми обучающимися — ее вариативность , что обуславливает необходимость индивидуализации деятельности. На сегодняшний день контингент школьников с умственной отсталостью достаточно неоднороден, в образовательных организациях обучаются дети и подростки, имеющие различную степень нарушения интеллектуального развития. При этом, возрастает количество учеников, имеющих сочетанные нарушения развития, тяжелые и множественные нарушения. Индивидуализация с учетом вариативности контингента, предполагает организацию различных профилей трудового обучения для разных категорий обучающихся в зависимости от их психофизических возможностей, склонностей, гендерной принадлежности (рис. 1.).

Варианты трудовых профилей

Рис. 1. Варианты трудовых профилей

Еще одной специфической особенностью профориентационной работы является ее непрерывность и комплексность . Профориентация — непрерывный процесс, который целенаправленно осуществляется на всех возрастных этапах (таблица 1). Каждый этап включает четыре направления профориентационной работы: диагностическое; информационное; компетентностное; мотивационно-личностное. На каждом возрастном этапе задачи, содержание и формы работы варьируются. Рассмотрим подробнее содержание каждого направления работы.


Таблица 1

Этапы профориентационной работы с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

Классы

Формируемые компетенции

Задачи

Формы работы

1–4

универсальные трудовые компетенции

1) формирование интереса и уважительного отношения к труду;

2) формирование элементарных представлений о различных профессиях и видах труда;

3) формирование ручных умений, элементарных общетрудовых навыков;

4) психолого-педагогическая диагностика учебно-трудовых и психофизических возможностей учащихся, склонностей и интересов.

1) коллективная творческая деятельность;

2) профориентационные экскурсии;

3) посещение трудовых мастерских;

4) мастер-классы; творческие конкурсы, тематические квесты и др.;

5) кружки и студии дополнительного образования.

5–7

базовые профессиональные компетенции

1) формирование устойчивого интереса и осознанной потребности в овладении профессионально-трудовыми компетенциями;

2) формирование представлений о содержании различных профессией, организации производства, формах трудовой деятельности;

3) формирование навыков коллективного взаимодействия;

4) психолого-педагогическая диагностика сформированности профессионально-трудовых умений и навыков, сформированность мотивации к обучению и труду.

1) рассказ, беседа, дискуссии, мини-лекция;

2) анкетирование;

3) тестирование;

4) наблюдение;

5) практические занятия;

6) тематические конкурсы, профориентационные игры и др.

8–9

начальные профессиональных компетенций

1) формирование мотивации к овладению определённым видом труда в соответствии с собственными психофизическими возможностями, знаниями и умениями, интересами.

2) формирование знаний о системе организаций профессионального образования;

3) знакомство с условиями и основами трудоустройства, трудового права; формирование навыков делового общения, планирования времени;

4) определение рекомендуемых индивидуальных профессионально-личностных жизненных траекторий.

1) психодиагностические процедуры;

2) мини-лекции;

3) психологические игры и упражнения;

4) экскурсии;

5) деловые игры;

6) мониторинг индивидуального развития личности обучающегося;

7) лектории и мастер-классы.


Диагностическое направление предполагает всестороннее изучение ученика: психофизические возможности, состояние базовых психических функций, особенности коммуникативной и эмоционально-личностной сферы, уровень освоения предметных и личностных результатов адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), сформированность базовых учебных действий, индивидуальные склонности и интересы. Комплексное профориентационное диагностическое обследование проводится ежегодно, с участием специалистов школьной службы психолого- педагогического сопровождения, педагогов и родителей. Результаты, полученные в ходе исследования необходимы для определения индивидуальной профессионально-личностной жизненной траектории ученика.

Отправной точкой является диагностическое исследование школьников по итогам обучения в младших классах. Данные комплексного обследования вносятся в индивидуальную карту развития ученика и, на их основании, определяется рекомендуемый профиль трудового обучения в 5–9 классах (таблица 2).

Таблица 2

Индивидуальная карта развития

ФИ учащегося

Личностные особенности

Познавательная сфера

Моторная сфера

Усвоение программного материала по предмету

«Ручной труд»

Общий балл

Рекомендумый профиль

Самостоятельность

Аккуратность

Принятие помощи

Конфликтность

Память

Внимание

Восприятие

Мышление

Речевое развитие

Скоординированность движений

Работа с инструментами

Выполнение точных и тонких движений

Уровень освения теоретического материала

Уровень овладения трудовыми умениями и навыками

1

2

3

Критерии оценки:

0 баллов — действие/характеристика слабо развита, или находится в стадии формирования; требуестя значительная помощь педагога при выполнении заданных действий; наблюдаюются значительные сложности при взаимодействии со сверстниками;

1 балл — действие/характеристика сформировано, при выполнении заданных действий требуется незначительная помощь педагога;

2 балла — действие/характеристика сформировано, заданные действия выполняются самостоятельно, помощь педагога не требуется.

Рекомендуемый профиль определяется из расчёта суммы баллов. Профили высокой сложности рекомендуются к освоению обучающимся с максимальным количеством баллов (столярное дело, швейное дело).

Компетентностное направление. Получение школьниками с умственной отсталостью профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Ведущая роль отводится урокам профильного труда. Обучение данной категории обучающихся предполагает использование специальных методов и приемов обучения — технологические карты, графические планы, индивидуальное трудовое (рабочее) место, индивидуальные рабочие тетради. С учетом особенностей структуры дефекта используются также альтернативная коммуникация, жестовая система, система графических символов, ассистивные технологии.

Формирование профессиональных компетенций осуществляется не только в рамках освоения предметных областей АООП, но и содержания дополнительных общеобразовательных программ, которые интегрированы с предметной областью «Технология» АООП.

Информационное направление. Реализация данного направления включает мероприятия, направленные на ознакомление с кругом доступных профессий, особенностями организации производства, основами трудового законодательства, охраны труда, делового общения и др. как обучающихся, так и их родителей. Данная работа успешна в рамках сетевого взаимодействия с колледжами и предприятиями региона. Так, мы реализуем следующие формы взаимодействия с колледжами-партнерами: совместная разработка образовательных программ; единые технические требования; проведение практических занятий на базе колледжа; привлечение педагогов колледжа для реализации образовательной области «Технология» АООП; реализации дополнительных программ; совместная подготовка обучающихся к участию в конкурсах; совместные мероприятия для учащихся — фестивали, конкурсы; совместные мероприятия педагогов по обмену опытом — семинары, круглые столы; проведение лекториев и мастер-классов для обучающихся и их родителей.

Также наши ученики посещают различные предприятия и городские учреждения в рамках проектов «Сто дорог — одна твоя», «Профессиональный импульс», «Учебный день в Мастерславле» и др.

Мотивационно-личностное направление. Учитывая тот факт, что для обучающихся с нарушением интеллекта выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступным им специальностей, главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, сформированности базовых учебных действий и профессиональных компетенций.

Внедрение технологий профориентации обучающихся с нарушениями интеллектуального развития позволит формировать наиболее важные структурно-функциональные компоненты системы саморегуляции личности данной категории школьников, а также будет способствовать устранению барьеров в виде неудовлетворенных потребностей в востребованности; во владении теми или иными необходимыми навыками; в освоении навыками в различных видах деятельности, в том числе профессиональной.

Литература:

  1. Дуброва, Т. И. Вариативные программы подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта [Текст] / Т. И. Дуброва // Коррекционная педагогика. — 2009. — № 5 (35). — С. 46–51.
  2. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. М.: Образование Плюс, 2006. — 120 с.
  3. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении [Текст] / С. Л. Мирский. — М.: Педагогика, 2009. — 160 с.
  4. Муравьёва, Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников [Текст] / Е. В. Муравьёва // Коррекционная педагогика. — 2009. — № 5(35). — С. 75–80.
  5. Ткачева В. В., Евтушенко И. В., Жигорева М. В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития [Текст]/ В. В. Ткачева, И. В. Евтушенко, М. В. Жигорева. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 198с.
  6. Швец Е. А., Маркова Т. В. Методологические аспекты коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального обучения [Текст] / Е. А. Швец, Т. В. Маркова // Профессиональное образование и общество. — 2018. — № 1(25). С. 152–157.
  7. Щербакова, А. М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида [Текст] / А. М. Щербакова, Н. В. Москоленко // Дефектология. — 2001. — № 3. C. 25.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, интеллектуальное развитие, умственная отсталость, действие, категория школьников, компетенция, деловое общение, профессиональное образование, психолого-педагогическая диагностика, специфическая особенность.


Похожие статьи

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Готовность педагогов системы дополнительного образования к процессу обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматривается проблема организации обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного образования вне специальной (коррекционной) школы. Описаны результаты исследования готовности педагогов дополнитель...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Система профилактики профессиональных деструкций у будущих бакалавров в образовательном процессе вуза

В статье обоснована необходимость разработки педагогической системы профилактики профессиональных деструкций у молодых специалистов на ранних этапах профессионализации в ВУЗе. Рассматриваемая в статье педагогическая система, позволяет организовывать ...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Похожие статьи

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Готовность педагогов системы дополнительного образования к процессу обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматривается проблема организации обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного образования вне специальной (коррекционной) школы. Описаны результаты исследования готовности педагогов дополнитель...

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Организация инклюзивных групп для детей с расстройствами аутистического спектра в сфере дополнительного образования

Статья посвящена проблеме организации инклюзии в сфере дополнительного образования. Рассматриваются особенности и преимущества включения детей с РАС в совместную творческую деятельность с типично развивающимися сверстниками.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Система профилактики профессиональных деструкций у будущих бакалавров в образовательном процессе вуза

В статье обоснована необходимость разработки педагогической системы профилактики профессиональных деструкций у молодых специалистов на ранних этапах профессионализации в ВУЗе. Рассматриваемая в статье педагогическая система, позволяет организовывать ...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Задать вопрос