Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чердонова, В. А. Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации / В. А. Чердонова, А. С. Игумнова, Н. Б. Салисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 287-290. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72876/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами. Проект осуществлен с помощью гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ОВЗ, группа кратковременного присмотра и ухода, инновации, социализация.

Рождение ребенка с нарушением в развитии всегда является стрессом для семьи. Данная ситуация усугубляется и тем, что ребенок, в силу разных причин, не может посещать дошкольное образовательное учреждение. Группы кратковременного пребывания, которые создаются для детей с нарушениями в развитии, в регионах единичны, и в большей степени их работа отражает «модель пребывания ребенка с мамой» (без должного сопровождения специалистами).

Основной идеей проекта, который поддержал Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являлась нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами и использование ресурсов семьи и социума, т. е. комплексная, легко моделируемая в зависимости от потребности семьи и ребенка с особенностями в развитии, поддержка родителей, их обучение и привлечение к процессу реабилитации и социализации ребенка; мобилизации собственных ресурсов семьи посредством применения современных методов реабилитации и социализации. Слоган: «Помогая другим – помогаешь себе», отражает смысл проекта (круговорот взаимной помощи) — специалисты помогают семье и детям, а те в свою очередь – исполнителям проекта посредством развития лучших человеческих качеств, построения новых педагогических ситуаций, наработки опыта работы с разными нозологическими группами детей.

Данная модель включала применение разных современных форм и методов помощи детям и семье:

  1. Организация кратковременного пребывания детей (в том числе, с интеграцией в среду детей без особенностей) с комплексной социализацией и реабилитацией. Специалистами проводились коррекционно-развивающие занятия, в том числе, с использованием современных инновационных методик: АВА-терапии, TEACCH-технологий, технологий игрового обучения, методов арттерапии (мульттерапии).
  2. Социальный психолого-педагогический патронаж семьи «Помогай-ка». Патронаж семьи осуществлялся наиболее нуждающимся в помощи семьям, проживающим в районах Республики Бурятия (далее- РБ) и г. Улан-Удэ. Специалисты сопровождения (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и др.) из числа участников и соисполнителей оказывали помощь детям и родителям на дому и с использованием дистанционных технологий в зависимости от потребностей семей.
  3. Группа семейной реабилитации «Семейная гостиная», основная цель которой являлось создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей.
  4. Дистанционный онлайн-ресурс «Неотложная помощь» для оказания помощи родителям из районов РБ и г. Улан-Удэ. Предоставление помощи родителям (законным представителям), с использованием межведомственных ресурсов: в вопросах воспитания, реабилитации и социализации ребенка; детско-родительских и семейных отношений; коррекции психологического состояния в семье, а также по вопросам дальнейшего обучения ребенка с особенностями в развитии в образовательных учреждениях РБ. Данный пункт имеет большую актуальность ввиду удаленности районов РБ от столицы, где сосредоточены основные ресурсы для реабилитации детей.
  5. Организация досуговой и совместной творческой деятельности целевой группы проекта. В мероприятиях принимали участие, в том числе, ближайшее окружение семьи.

Реализация инновационного проекта: «Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации», позволила организовать эффективную систему работы, направленную на оказание помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида и находящейся в трудной жизненной ситуации, с целью предупреждения социального неблагополучия семей с детьми-инвалидами.

Реализация мероприятий, предусмотренных для целевой группы проекта, позволила достичь следующих результатов:

– улучшить качественные показатели социального положения детей-инвалидов Республики Бурятия из разных нозологических групп;

– повысить качество и доступность социальных психолого-педагогических услуг для семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы проекта и получивших поддержку в ходе проекта;

– способствовать развитию детей с особыми образовательными потребностями; созданию условий для организации совместных мероприятий и полноценного общения детей-инвалидов, детей их ближайшего окружения и взрослых;

– уменьшить факторы социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;

– решить конкретные проблемы, связанных с адаптацией и социализацией детей с особыми образовательными потребностями;

– привить навыки социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;

– повысить статус семей, их самооценки и организационной компетентности, развить творческую активность родителей и детей;

– наладить возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия взрослым из числа окружения детей;

– улучшить социальное самочувствие и выровнять психологический климат в конкретных семьях; высвободить свободное время для занятости родителей;

– провести обучение 100 % родителей (законных представителей) целевой группы способам ухода и методам реабилитации детей-инвалидов и общения с ними.

В конце проекта, показатель доли семей, отметивших улучшение ситуации в результате участия в мероприятиях проекта и получения помощи (от общей численности целевой группы семей, участвующих в мероприятиях проекта), достиг 95 %.

Положительные результаты для дальнейшей деятельности МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ следующие:

– специалисты овладели эффективными инновационными практиками, технологиями, методиками работы с детьми-инвалидами и их семьями, что ведет к повышению результативности работы специалистов сопровождения;

– закрепление разработанной модели помощи детям и семьям в ДОУ;

– создание устойчивых взаимоотношений с общественными организациями, благотворителями и волонтёрами для дальнейшей деятельности и реализации мероприятий;

– повышение качества, результативности образования и коррекционной работы в дошкольном учреждении;

– удовлетворённость родителей качеством работы учреждения;

– изменение стереотипного взгляда общества (родителей нормально развивающихся сверстников в ДОУ) на ребенка с особыми образовательными потребностями, повышение толерантности со стороны специалистов и родителей;

– расширение направлений работы с детьми-инвалидами и их семьями;

– расширение «географии» помощи семьям не только г. Улан-Удэ, но и РБ, налаживание дистанционного ресурса «Помогай-ка», овладение опытом помощи семьям с помощью онлайн-ресурса;

– пополнение материально-технической базы ДОУ новым оборудованием, которое активно используется педагогами и специалистами сопровождения для работы с детьми ОВЗ и инвалидами.

Важнейшим результатом деятельности организации и специалистов, является внедрение нелинейной модели организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами, т.е той модели, при которой осуществляется комплексная, легко моделируемая в зависимости от потребности семьи и ребенка с особенностями в развитии, всесторонняя поддержка родителей, с использованием межведомственных ресурсов и использованием ресурсов семьи и социума.

В настоящий момент, данная деятельность вывела на новый, более высокий уровень начатую нами ранее работу по социальной психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с особенностями в развитии в рамках работы консультативного центра в ДОУ. Нами разработаны и апробированы различные варианты коррекционно-образовательных программ, диагностического инструментария и технологий, комплекс способов психолого-педагогической работы, а также комплекс диагностических методик. Данное пособие обобщает материалы и лучшие практики по результатам проекта.

Таким образом, консультативный центр на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ становится социально-педагогическим центром по коррекционно-развивающей работе, оказанию всесторонней помощи семьям и детям дошкольного возраста не только районов г. Улан-Удэ, но и Республики Бурятия.

Распространение и внедрение результатов инновационного проекта в практику осуществлялось через: презентации результатов опыта; описание и тиражирование научно-методических статей; проведения семинаров для специалистов и педагогов города и РБ; мастер-классы; представление материалов на конференциях, в том числе имеющих международный статус. Осмысленный, описанный и тиражированный опыт организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами, а также опыт коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ и особыми образовательными потребностями, может быть использован в каждой дошкольной образовательной организации Республики Бурятия.

Уровень востребованности работы консультативного центра, работы группы кратковременного присмотра и ухода, можно охарактеризовать как высокий. Имеющийся опыт работы с детьми-инвалидами и с семьями, убедительно свидетельствует о наличии социального заказа на эту деятельность, огромное желание детей и их родителей не только пребывать в детском саду, но расширять социальные связи, быть охваченными коррекционно-развивающей помощью, укреплять сотрудничество.

Основные термины (генерируются автоматически): кратковременный присмотр, улан-удэ, семья, ребенок, Бурятия, детский сад, трудная жизненная ситуация, консультативный центр, нелинейная модель организации, целевая группа проекта.


Похожие статьи

Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

В статье описывается опыт интегрированной сенсомоторной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО). Показана система работы учителя-дефектолога с детьми, имеющие с...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Организация мероприятия по социальной реабилитации детей с умственной отсталостью в условиях детского дома

В статье представлены практические аспекты социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на примере Бюджетного учреждения Воронежской области «Бутурлиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Рассмотрены...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе работы с лего дупло

В статье автор рассматривает вопросы диагностики и развития познавательной активности воспитанников. Представлены результаты эксперимента по формированию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, проведенного в Муниципальном бюдж...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Похожие статьи

Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

В статье описывается опыт интегрированной сенсомоторной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО). Показана система работы учителя-дефектолога с детьми, имеющие с...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Организация мероприятия по социальной реабилитации детей с умственной отсталостью в условиях детского дома

В статье представлены практические аспекты социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на примере Бюджетного учреждения Воронежской области «Бутурлиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Рассмотрены...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе работы с лего дупло

В статье автор рассматривает вопросы диагностики и развития познавательной активности воспитанников. Представлены результаты эксперимента по формированию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, проведенного в Муниципальном бюдж...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Задать вопрос