В статье проанализировано влияние алкоголизма родителей на развитие парентификации. Рассмотрены причины возникновения парентификации в семьях алкоголиков. Выделены особенности парентифицированных детей из семьи алкоголиков.
Ключевые слова: парентификация, алкогольная зависимость, родитель, ребенок, семья, личная жизнь.
Парентификация — это явление, при котором ребенок возлагает на себя ответственность за родителя, становится на место старшего в семейной иерархии. Подобное может происходить по причине хронического заболевания или потери трудоспособности родителей. На его плечи ложится забота о благополучии родителей, жизненная энергия ребенка направляется на заботу о них, на их бытовое, моральное и физическое благополучие.
Наиболее уязвимыми для парентификации становятся дети в возрасте 6–7 лет, растущие в семье с так называемыми «слабыми» родителями — взрослыми, которые не способны занять доминирующую позицию. У детей в этом возрасте проходит период эгоцентричной сосредоточенности на себе, развивается эмпатия, умение прислушиваться к чувствам и желаниям других. Риск развития парентифицированных отношений высок в неблагополучных семьях, где один из родителей, а может и оба злоупотребляют алкоголем.
Например, если в семье отец – алкоголик, то сын может выполнять роль отца для матери, которая является созависимой. Родители в подобной системе, с большой долей вероятности являются инфантильными, тем самым, ребенок для своего выживания имеет тенденцию занять положение главного взрослого и взять на себя ответственность по сохранению жизнедеятельности семьи. Это может выражаться в необходимости принятия решений и установлении границ. Такой ребенок ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Чтобы скрыть алкоголизм родителя, он никого не приглашает в свой дом, ни с кем не делится происходящим в семье. Получается инверсивная иерархия, в которой родители имеют положение в семье, ниже ребенка.
Алкоголизм — это вид химической аддикции, формирующей физическую и психологическую зависимость от алкоголя, вызывающего самое разрушительное, социально деструктивное поведение человека и групп населения, угрожающего жизни, здоровью, социальному статусу индивидуума, благополучию его семьи. Алкогольная зависимость, являясь полифакторной, определяется наследственно-биологическими, социально-экономическими, культурными, психолого-педагогическими причинами с негативными последствиями для био-психо-социального здоровья человека и нации в ее историческом развитии [6].
Распространению алкоголизма, в том числе семейного, способствуют многие факторы, такие как: нестабильная экономика, низкий уровень развития и занятости населения. Это приводит к общему падению уровня жизни населения, тем самым увеличивая количество прецедентов. Статистика относительно данной проблемы может быть некорректна в связи с утаиванием реальной картины ситуации, так как опрашиваемые имеют свойство не осознавать проблему алкогольной зависимости или испытывать трудности в ее признании. Дети лиц, страдающих алкогольной зависимостью, финансово и личностно несостоятельных, вынуждены рано становиться взрослыми и принять на себя опеку над своими пьющими родителями. В этих неблагополучных семьях дети не получают родительской поддержки, а взрослые отдают свои родительские функции на откуп своим детям. При этом парентифицированные дети очень любят своих родителей. У таких детей действительно бывают заметные положительные качества, такие как: высокий уровень ответственности и эмпатии, собранность и ориентация на результат, которые помогают им в работе и в налаживании деловых связей. Они могут стать даже успешными, добиться многого в карьере, ведь для них пережитый травмирующий опыт оказал мобилизующее действие. Однако, все это только видимость, внутри такие люди продолжают на себе ощущать последствия своего детства.
Парентификация отрицательно сказывается на взаимодействии человека с окружающими. Такие дети нередко оказываются несчастными в личной жизни, а также не могут построить карьеру в тех сферах, где требуется строгая дисциплина, где нужно уметь слушать начальников и выполнять указания. Направляя свою энергию на заботу о родителях, они придают меньшее значение своей карьере, здоровью, личной жизни и своим собственным детям.
Парентифицированные дети часто не могут делать что-то для себя, от покупки необходимых вещей до походов к врачу, принижают свои проблемы и потребности. В отношениях с собственными детьми они чаще всего совершают такие педагогические ошибки, как гиперопека. Имея постоянное чувство вины и тревоги, люди, пережившие парентификацию, пытаются контролировать все сферы жизни своих детей. Таких людей в семейной жизни подстерегает комплекс «спасателя». Женщина может встретить недостойного партнера, похожего на своего родителя — алкоголика и пытаться создать с ним семью, взваливая на свои плечи уже знакомую ношу. Старшие дети в семье алкоголиков, которые были вынуждены ухаживать за младшими или бабушками (дедушками), несмотря на свой возраст, вероятно, смогут построить отношения только с тем человеком, о котором нужно заботиться.
Главная трагедия парентифицированных детей в том, что их миссия невыполнима, в реальности они не могут помочь ни себе, ни кому-либо еще. Дети, которые попадают в подобные ситуации, не знают что такое адекватная самооценка, не уверены в своих силах, т. к. отдали их родителям вместо того, чтобы почерпнуть от них. Во взрослой жизни они, скорее всего, будут жить по сценарию жертвы.
Страх в выражении гнева и отрицательных эмоций, а также наличие чувства вины, являются другой особенностью детей с парентификацией из семей с проблемой алкоголизма. Такие дети в раннем возрасте взваливали на себя ответственность за свое окружение. В качестве примера можно привести оправдание алкогольной зависимости родителей, тем что близкий человек им не доволен. Малое количество приятных впечатлений в детском возрасте может приводить к стопору при позитивных эмоциях. Блокирование эмоционального реагирования может приводить к развитию психосоматических заболеваний.
Психотравмы, полученные в раннем возрасте в семье, где злоупотребляли алкоголем, не проходят бесследно. Взрослые дети алкоголиков, какими бы успешными они не позиционировались в социуме, требуют повышенного внимания со стороны психиатров, наркологов и психологических служб. Проблема борьбы с алкоголизмом и его последствиями была и остается доминирующей на сегодняшний день, ведь только в здоровой семье возможно полноценное воспитание и обучение психически здоровых детей.
Литература:
- Вилюнас В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас. — СПб: Питер, 2008. — 496 с.
- Егоров А. Ю. Нейропсихология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2006. 223 с.
- Завьялов В. Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск, 1988. 198 с.
- Изард К. Психология эмоций / К. Изард. — СПб.: Питер, 2007. — 464 с.
- Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова.– М.: Академия, 2004. — 288 с.
- Лисицин Ю. П., Сидоров П. И. Алкоголизм. Медико-социальные аспекты. (Руководство для врачей) М.:, Медицина.- 1990.- 528 с.
- Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Академия 2001. 320 с.
- Переверзева Э. В., Филиппова С. Н., Белых С. И. Здоровый образ жизни как проявление культуры здоровья // Вестник РМАТ. 2016. № 3. С. 128–139.
- Цирин Д. А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей / Д. А. Цирин // Вопросы психологии. — 2009. — № 1. — С. 22–31.