В статье автор раскрывает влияние эмоционального выгорания на качество образовательного процесса.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, качество образования, постстресс.
Профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к такой ее интегральной характеристике, как стрессоустойчивость. Более того, изучение стрессоустойчивости приобретает в настоящее время особую значимость в связи с ее все возрастающим стрессогенным характером, обусловленным ломкой социальных стереотипов, социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкуренцией, усиливающимся расслоением в обществе и т. д. Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно учитель в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников [4].
Для того чтобы организовать благоприятную среду для обучения школьников, учитель должен комфортно чувствовать себя в школе.
Часто, сопутствующие проблемы, которые решают учителя в своей профессиональной деятельности, становятся причиной такого процесса как эмоциональное выгорание, а это начало профессиональной деформации.
Как показывают результаты исследования, проведенного в Южном, Центральном, Северо-Западном регионах России, в качестве факторов, влияющих на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования, выделены следующие:
- Фактическое отсутствие «права на ошибку». Известно, что, для того чтобы избежать профессиональных неудач, большинство учителей «расширяют» свое рабочее время (берут работу на дом и др.). В результате они лишают себя полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы.
- Неудовлетворенность профессиональным статусом.
- Страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест вследствие снижения уровня рождаемости.
- Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей и коллег. (Этот фактор наиболее часто наблюдается у молодых специалистов, а также у учителей, которые приходят из других учебных заведений.)
- Отсутствие условий для самовыражения и самореализации.
- Недостаток положительного стимулирования труда [4].
Это все является очень большим стрессом для учителя и влияет на качество образовательного процесса. А качество образования, в свою очередь, является главной целью развития образования.
А. С. Запесоцкий в своей работе рассматривает качество образования как:
1) результат, где качество образования — система знаний, умений и навыков специалиста, которые востребованы в профессиональной среде и в обществе целом;
2) процесс, в котором качество образования — совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, обеспечивающих его способность удовлетворять потребности не только граждан, но и организации, общества и государства.
В. И. Зверева разработала целую систему показателей качества образования, в которой нашли отражение качества результатов и качества процесса. Показателями качества образовательного процесса она предлагает считать:
− качество преподавания и уровень профессионального развития учителей;
− качество воспитательной работы и уровень профессионального: развития;
− уровень организации и эффективности педагогического и ученического труда в образовательном учреждении [3].
Анализирую полученную информацию, мы видим взаимосвязь качества образования и эмоционального выгорания.
По мнению В. В. Бойко, при развитии синдрома профессионального «выгорания» формируются стереотипы всего профессионального поведения. С одной стороны, данные стереотипы позволяют дозированно и экономно расходовать энергетические ресурсы. С другой стороны, возникают их дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Поэтому такой педагог стремится облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Происходит полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессионального действия. Происходит подмена «субъект-субъектного» взаимодействия с учеником на «субъект-объектное», что приводит к нарушению процесса учебной деятельности [1].
В ходе исследования профессиональной деформации педагогов ГБУДО ЦВР «Синяя птица», было выявлено, что 9 педагогов (47 %) испытывают средний уровень стресса, а 3 педагогов (16 %) испытывают высокий уровень стресса. Согласно исследованию были выявлены последствия стресса на жизнедеятельность педагогов:
- Общее состояние: наибольшее влияние стресс оказал на сон — 13 человек (68 %). Второе место разделили вегетативная и сердечно-сосудистая система — 11 человек (58 %). На третьем месте оказались проблемы с дыханием — 6 человек (32 %).
- Осложнения в познавательно-аналитической деятельности: больше всего проблем у педагогов с памятью — 14 человек (74 %). На втором месте снижение уровня функций мышления — 12 человек (63 %). На третьем месте снижение уровня внимания — 9 человек (47 %.).
- Нарушения эмоционального реагирования: высокий уровень тревоги — 16 человек (84 %). На втором месте эмоциональное слабодушие, эмоциональная тупость — 10 человек (53 %). На третьем месте генерализованные эмоциональные реакции (гнев, стыд, вина) — 9 человек (47 %).
- Повышенный уровень депрессивного настроения выявлен у 4 человек (21 %).
Обратим внимание на нарушения эмоционального реагирования.
Как отмечает М. И. Педаяс, эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. Соответственно, ученики «выгоревшего» педагога будут испытывать трудности в формировании опыта эмоционального реагирования.
Так как, по мнению Г. М. Андреевой, эмпатия является аффективным «пониманием» другого человека, то такой ученик не сможет откликнуться на проблемы других людей и не сможет осознать, как он будет восприниматься партнером по общению. Для учеников «выгоревшего» педагога характерна затрудненность в развитии эмпатии и рефлексии, что, в свою очередь, приведет к низкому уровню развития коммуникативных навыков.
Эмоции являются регулятором познавательной деятельности. Поэтому у детей с низким уровнем развития навыков эмоционального реагирования, коммуникативных навыков будет страдать процесс приема и трансляции учебного материала. Соответственно для ученика будет характерно негативное восприятие себя со стороны учителя. Так как ведущей деятельностью у ученика является учебная, то негативное оценивание педагогом ученика приведет к трудностям в формировании адекватной самооценки. Негативное оценивание педагогом результатов работы ученика приведет к снижению мотивации учебной деятельности [6].
Исходя из анализа полученной информации, подверженность педагога синдрому профессионального «выгорания» и проявление симптомов постстресса окажет негативное воздействие на личностные характеристики и учебную деятельность его учеников. Что в следствии повлияет на качество образовательного процесса.
Литература:
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
- Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание. — Газета “Школьный психолог” — № 13, 2005 г.
- Калдыбаев С. К., Бейшеналиев А. Б. Качество образовательного процесса в структуре качества образования // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 7. — С. 90–97
- Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. — 2-е изд., стер. — М.: Психологический ин-т РАО, 2008. — 304 с
- Родионов В. Учительский стресс. — Газета “Школьный психолог” -№ 4, 2006 г.
- Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика мета индивидуальности учителя. Пермь, 1992.
- Филин С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере // Школьный психолог — 2003, № 43
- Форманюк Т. В. Синдром профессионального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии, -1994, № 6