Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, советская прокуратура
Период после Октябрьской революции для отечественной прокуратуры считается весьма неблагоприятным в связи с тем, что пришедшей новой властью были ликвидированы все органы управления, существовавшие в царской России. Таким образом, оговариваемый период истории развития прокуратуры начался с её ликвидации, закреплённой в Декрете СНК РСФСР от 24.11.1917 № 1 «О суде», упраздняющим ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, адвокатуры. Поэтому на протяжении нескольких лет новое, строящееся государство жило без органов прокуратуры. Следует отметить, что её отсутствие не означало отсутствия надзора за законностью. Функции прокуратуры (а именно функции надзора за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти) осуществляли различные созданные в новом государстве учреждения, компетенцию которых составляли и иные функции.
Так, ВЦИК осуществлял надзор на основании ст. 32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации; СНК обладал полномочиями на разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования; народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер; надзор осуществляли и РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) — за деятельностью государственных учреждений и общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; взаимодействовали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы аппарата управления всех уровней.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что функции по общему надзору был распределены по многим ведомствам, а полномочия прокуратуры рассредотачивались по разным органам власти, что в дальнейшем привело к ненадлежащему осуществлению надзора.
В связи с указанными выше обстоятельствами, в мае 1922 г. были приняты Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре, которое имело силу закона и вступало в силу с 1 августа 1922 года. Положение закрепляло собой компетенцию вновь создаваемой Прокуратуры и в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью возлагало на неё обязанности по осуществлению надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, непосредственному наблюдению за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ОГПУ, по поддержанию обвинения в суде, а так же обязанность по наблюдению за правильностью содержания заключенных под стражей. Таким образом, данным актом прокуратура наделялась различными функциями, а в круг её полномочий стали входить надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами, надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления, поддержание обвинения в суде, надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц. Данные полномочия по факту составляют и базу сегодняшней прокуратуры, с определёнными изменениями произошедшими в течение времени.
Позже, в ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которая была наделена широким кругом полномочий. Особо стоит отметить наделение её правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегии Верховного суда СССР. Но в июне 1933 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР была образована Прокуратура СССР. На нее возлагались обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, обязанности по судебному надзору, по возбуждению уголовного преследования и поддержанию обвинения, надзору за законностью действий правоохранительных органов. Вследствие проводимых изменений упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР, а ее функции передавались Прокурору Союза.
В декабре 1933 года было принято «Положение о Прокуратуре Союза ССР». Данный акт имел большое значение для установления принципов прокурорской системы. Он воссоздавал принципы единства и централизованности внутри прокурорской системы. В соответствии с Положением прокуратура становилась самостоятельным органом, обеспечивалась независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Также закреплялись военная и транспортная прокуратуры в качестве структурных подразделений Прокуратуры СССР. Образование в этот период специальных судов на транспорте обусловило и создание специальных прокуратур железнодорожного и водного транспорта.
Таким образом, учреждение Прокуратуры СССР как бы завершало строительство системы прокурорских органов Советского государства. Однако полного единства эта система не достигла, так как прокуратуры союзных республик находились в ведении наркоматов юстиции, хотя общее руководство деятельностью республиканских прокуратур оставалось за Прокурором Союза ССР.
завершила централизацию системы прокурорских органов страны Конституция 1936 г.. Она подчиняла республиканские прокуратуры органам Союза. Статус прокуратуры повысился: она вышла из подчинения правительства и стала зависеть только от высшего органа власти Союза — Верховного Совета.
В годы Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа органов прокуратуры была перестроена на военный лад. Перед прокуратурой, как и перед деятельностью иных государственных органов, была поставлена задача победы советского народа над немецким фашизмом.
Следующим важным шагом в регламентации деятельности органов прокуратуры было принятие Верховным Советом СССР в марте 1946г. закона СССР «О присвоении Прокурору наименования Генерального прокурора СССР». Это являлось следствием важного государственного и политического значения деятельности органов прокуратуры и делалось в целях повышения авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве.
24 мая 1955 года вышел указ «О прокурорском надзоре в СССР». Этот акт более детально раскрывал сущность видов осуществления надзора, раскрывал содержание функций прокуратуры.
Следующим важным этапом развития правового регулирования деятельности прокуратуры в рамках заданного периода, был 1977 год. В связи с принятием Конституции СССР 1977 года были внесены существенные изменения в области функций прокуратуры: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального Прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура оказывалась не отнесённой ни к одной из ветвей власти. Хотя находилась в ведении и исполнительной и законодательной власти.
Дальнейшее развитие прокуратуры нашло отражение в законе от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре», который детализировал и закрепил уже имеющиеся у прокуратуры функции.
Исследователи, считают советскую прокуратуру классическим типом надзорного устройства прокурорской деятельности по двум причинам:
во-первых, осуществление надзора было основной функцией советской прокуратуры;
во-вторых, прокурорский надзор носил высший характер и охватывал деятельность всех органов, организаций, учреждений предприятий, включая также поведение отдельных граждан.
Литература:
- Воронин О. В. О некоторых тенденциях развития отечественной прокурорской деятельности / О. В. Воронин // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2013. — № 4 (10). — С.65–73.
- Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики [Электронный ресурс] принята V Всероссийским Съездом Советов от 10 июля 1918 г// Гарант: информ.-правовое обеспечение. — Электрон. дан. — М., 1918. — Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
- Закон СССР от 30 нояб.1979 «О прокуратуре СССР»// КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 1979. — Доступ из локальной сети Науч. б–ки том. гос. ун–та.
- Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. / С. А. Воронцов — Ростов Н/Д: Феникс, 1999. — 424 с.
- Дранников В. Н. Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: учеб. пособие/ — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. –120 с.
- Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде»// КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 1917. — Доступ из локальной сети Науч. б–ки том. гос. ун–та.
- Постановление ВЦИК от 25 мая 1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р. С. Ф.С.Р».) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 1922. — Доступ из локальной сети Науч. б–ки том. гос. ун–та.
- Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17 дек. 1933 «Положение о прокуратуре Союза ССР»«.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 1933. — Доступ из локальной сети Науч. б–ки том. гос. ун–та.
- Указ Президиума ВС СССР от 24 мая 1955 «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР»// КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 1955. — Доступ из локальной сети Науч. б–ки том. гос. ун–та.