Ключевые слова: средства массовой информации, медиасистема, социально-бытовая тематика
Региональные средства массовой информации играют важную роль в формировании современного социокультурного пространства. В науке о журналистике термин «социокультурное пространство» трактуется весьма широко: это «и сфера, в которой раскрывается творческий потенциал человека, участвующего в преобразовании природы и общества, и атмосфера духовного совершенствования, влияющая на жизнедеятельность человека, а также бытие социальных слоев общества» [1, с. 12].
Развитие социокультурного пространства конкретной страны или региона обеспечивается за счет борьбы двух противоположных тенденций — традиции и инновации, которые на различных исторических этапах могут превалировать друг над другом. По мнению современных исследователей, ценностная ориентация на «новое» в культуре начинает формироваться еще в период Нового времени, нынешний же этап социокультурного развития европейских стран носит инновационный характер [2, с. 110].
Другими словами, процесс распространения инноваций во всех сферах жизни, который называется инновационной динамикой, доминирует над традицией. Выделяются две группы социокультурных факторов, влияющих на инновационную динамику — локальные и глобальные. Первая группа факторов воздействует на уровне конкретной группы, организации или сообщества (микроуровень), вторая группа — в масштабе всего общества (макроуровень). К локальным факторам относятся групповая (корпоративная) культура, включающая нормы, ценности и стереотипы, под влиянием которых протекает деятельность в группе, и организационный климат, который формируют установки членов группы. Глобальные факторы, обеспечивающие инновационную динамику, представлены следующими социальными институтами: политика и идеология, наука, образование, право, культура. К глобальным факторам, воздействующим на процесс инновационной динамики, можно отнести и такой социальный институт, как СМИ.
Сегодня ученые, представляющие различные области социогуманитарного знания, переосмысливают не только значение, но и саму сущность средств массовой информации. Например, российский культуролог Н. Б. Кириллова считает, что массмедиа нельзя трактовать только как посредника: «Медиа — это не просто средство для передачи информации, это целая среда, в которой производятся и транслируются культурные коды» [3, с. 22].
Белорусский философ А. И. Зеленков отмечает, что «из «средства сообщения» медиа трансформировались в окружающую нас социокультурную среду, стали специфической коммуникативной реальностью, в которую погружены все субъекты современной культуры» [4, с. 284].
Именно поэтому СМИ оказывают сильное воздействие на сознание людей, участвуют в процессе их социализации. В количественном отношении в медиасистеме Республики Беларусь преобладают региональные СМИ. При этом областные газеты выполняют особую миссию, являясь своеобразным ориентиром для других средств массовой информации своего региона в отношении информационной политики. Исследователь В. Антонова наблюдает эту же тенденцию в российских СМИ, когда более крупные по территории распространения издания задают нужный информационный импульс менее масштабным [5, с. 30].
Белорусские областные газеты немало внимания уделяют теме инноваций, что вполне закономерно: в стране действует Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016– 2020 гг., которая базируется на Национальной стратегии инновационного развития Республики Беларусь на период до 2020 г., тесно связанной с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.
Анализ научной литературы, где рассматривается проблема инноваций, показал, что для успешной реализации стратегии инновационного развития должен быть решен ряд задач:
1) сформирована политическая культура человека и общества;
2) организована культурно-просветительская работа в процессе реализации инновационных экономических проектов;
3) обеспечено качественное образование и соответствующая квалификационная компетентность на производстве;
4) сформирован высокий уровень духовности, морально-этического состояния личности.
Результаты контент-анализа шести областных газет («Витебские вести», «Гомельская праўда», «Гродзенская праўда», «Заря», «Мінская праўда», «Могилевская правда») за 2019 г. продемонстрировали, что издания хорошо освещают перечисленные вопросы.
Так, в рамках социально-политической тематики прослеживается вектор, направленный в сторону решения такой задачи, как формирование политической культуры человека и общества.
Из широкого спектра социально-экономической тематики выделяется направление, когда СМИ осуществляют культурно-просветительскую работу при реализации инновационных экономических проектов. Наиболее яркий пример — заметка Н. Камлёвой в газете «Витебские вести» о создании школьного экологоориентированного предпринимательства в Витебском районе «Экобизнес — за партой» (№ 44, с. 5).
В рамках социально-бытовой тематики четко прослеживается, как решается задача по обеспечению качественного образования и соответствующей квалификационной компетентности на производстве. Так, в событийной зарисовке «Школа, которой гордятся» Г. Солонца, опубликованной в газете «Мінская праўда», рассказывается о Плисской средней школе имени В. А. Микулича, которая является самой престижной в Смолевичском районе (№ 5, с. 4). В рамках культурной тематики получает отражение такая задача, как формирование высокого уровня духовности, морально-этического состояния личности. В частности, это хорошо иллюстрирует хроникальная заметка Т. Мостовской «На общем духовном фундаменте», где журналист «Гродзенскай праўды» рассказывает о сотрудничестве Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и Гродненской епархии Белорусской православной церкви. В программе сотрудничества на ближайшие пять лет — проекты, которые смогут привлечь широкую общественность: мероприятия научной, волонтерской и просветительской направленности (№ 2, с. 4).
Однако при хорошем освещении темы инноваций она раскрывается преимущественно за счет материалов информационных жанров. В среднем их доля в областных газетах составляет 80 %, в то время как аналитических — только 15 %. Одной из немногих публикаций аналитического жанра, где рассматривается тема инноваций, является корреспонденция А. Котковец «О многопрофильности, качестве молока и поиске резервов», напечатанная под рубрикой «Адреса инициативы» в газете «Заря» (№ 3, с. 6).
Стоит отметить, что автор не только проанализировала успехи СПК «Снитово-Агро», но и выявила механизм этих достижений, который могут использовать другие предприятия.
Результаты исследований в области психологии доказали, что социокультурные факторы, к которым могут быть причислены СМИ, существенно влияют на формирование специфической ориентации на инновационную активность, проявляемую не только на уровне отдельного субъекта, но и на уровне команды, группы или целой организации [6].
Но если речь идет о СМИ, то достичь этого эффекта можно путем убеждающего воздействия, которым обладают аналитические материалы. Именно публикации этих жанров способны формировать установки и поведенческие стереотипы.
Таким образом, с целью формирования социокультурного пространства региона, пронизанного идеей инновационно активной деятельности, в структуре медиаконтента региональных СМИ аналитический компонент должен стать приоритетным.
Литература:
- Евдокимов, В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве: учеб.пособие / В. А. Евдокимов. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 224 с.
- Теркина, А. В. Инновация как социокультурный феномен: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / А. В. Теркина. — М.: Моск. гум. ун-т, 2006. — 166 с.
- Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. — М.: Академический проект, 2005. — 448 с.
- Социум, цивилизация, культура в исследовательских традициях классической и современной философии: пособие / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. — Минск: БГУ, 2015. — 327 с.
- Антонова, В. Радиус действия — регион / В. Антонова // Журналістыка-2004: матэрыялы 6-й Міжнарнавук.-практ. канф. Вып. 6 / рэдкал.: В. П. Вараб’ёў (адк. рэд.) і інш. — Мінск, 2004. — С. 29–31.
- Covin, J. G., Strategic Management of Small Firms in Hostile and Benign Environments / J. G. Covin, D. P. Slevin // Strategic Management Journal. –1989. — № 10. — P. 75–87.