В данной статье автор пытается привлечь внимание учителей начальных классов к взаимодействию с учителем-логопедом в работе по предупреждению дисграфии у младших школьников.
Ключевые слова: учитель-логопед, учитель, предупреждение, дисграфия, дети младшего школьного возраста, родители.
Общепризнанно, что обучение письменной речи — один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе и одновременно очень важный. С трудностью при обучении сталкиваются почти все дети. И если большинство детей справляются с данной трудностью и успешно преодолевают её, то всегда есть дети, и их количество, к сожалению, в последние годы растёт, чьи затруднения доставляют немало хлопот и родителям, и учителю [2].
Своевременно организованная логопедическая работа позволяет устранить трудности в обучение русскому языку у младших школьников массовых школ и наравне с другими учениками овладеть требованиями школьной программы [7].
Сложность в организации работы по предупреждению дисграфии заключается в том, что как родители, так и учителя во многом не осведомлены в этом круге проблем. И зачастую методы, применяемые к предупреждению данной проблемы учителем и родителями не действенные.
Наибольшей эффективности в работе с детьми, по предупреждению дисграфии, можно добиться при тесном взаимодействии учителя-логопеда с учителем начальных классов. Работа по взаимодействию имеет следующее содержание:
− совместная диагностика младших школьников с целью определения уровня речевого развития и выявление предпосылок к дисграфии;
− совместная разработка и внедрение поурочного плана работы в рабочую программу учителя начальных классов с логопедом по русскому языку и чтению (с включением определённых упражнений);
− разработка фрагментов конспектов уроков по предупреждению дисграфии;
− реализация совместных внеурочных мероприятий по предупреждению дисграфии;
− совместный анализ полученных результатов.
Целью работы: Является совместная разработка и внедрение в рабочую программу учителя начальных классов и логопеда поурочного плана работы по предупреждению дисграфии у младших школьников.
Совместная работа учителя и учителя-логопеда имеет следующие задачи:
− совместная оценка уровня речевого развития у младших школьников;
− совместная разработка фрагментов конспектов уроков по развитию фонетико-фонематического восприятия;
− совместная реализация совместных внеклассных (игровых) мероприятий по предупреждению дисграфии;
− совместный анализ полученных результатов после проведенного урока.
Конечно, в процессе любой работы мы встречаем сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
В данном случае сильными сторонами будут:
− Совместная разработка и внедрение поурочного плана работы;
− Совместная разработка фрагментов конспектов занятий, заданий, упражнений уроков по предупреждению дисграфии у младших школьников;
− Ежедневное обсуждение достигнутых результатов в работе по предупреждению дисграфии у детей;
− Привлечение родителей к проблеме профилактики дисграфии у младших школьников;
− Готовность учителя-логопеда к передаче личного положительного опыта учителем — логопедом по предупреждению дисграфии у младших школьников, учителю начальных классов.
Слабыми сторонами будут:
− Отсутствие комплекса дидактических заданий для предупреждения дисграфии, которыми могли бы пользоваться в ежедневной работе учителя начальных классов.
− Нехватка кадрового обеспечения в общеобразовательном учреждении.
− Затрата большого количества времени на освоение нового материала учителем начальных классов по предупреждению предпосылок к дисграфии.
Возможностями будут:
Выработка совместной стратегии в работе с младшими школьниками по предупреждению дисграфии;
Освоение учителем приёмов работы по предупреждению дисграфии у младших школьников;
Расширение знаний, умений и навыков у учителя начальных классов в работе по данной теме.
Угрозами будут:
Отказ от внедрения разработанной модели взаимодействия специалистов администрацией школы;
Отказ родителей от совместного взаимодействия с учителем и логопедом в работе по предупреждению дисграфии у детей;
Отказ учителя от совместного взаимодействия с логопедом и родителями.
В работе должна соблюдаться последовательность (этапность)
Этапы сотрудничества учителя-логопеда с учителем начальных классов.
Проведение совместной диагностики с целью выявления уровня речевого развития у младших школьников.
Знакомство учителя начальных классов с направлением работы по предупреждению дисграфии с целью согласования определённых тем, изучаемых по программе русского языка.
Разработка поурочного плана работы по предупреждению дисграфии у младших школьников.
Разработка конспектов уроков по предупреждению дисграфии у младших школьников.
Выработать единые требования к ученику со стороны учителя и логопеда, с учётом той программы, по которой он обучается.
Познакомить учителя начальных классов с методами и приёмами логопедической работы с целью их использования на уроках русского языка.
Систематические выступления учителя-логопеда на объединениях учителей начальных классов, по вопросам предупреждения дисграфии в письменной речи у младших школьников.
Проведение совместных семинаров, лекторий для родителей с целью просвещения родителей на, что нужно обратить внимание и когда нужно обратиться к логопеду за помощью.
Разработка и проведение совместных уроков учителем и логопедом, внеклассных мероприятий (КВН; кружковая деятельность (Букварёнок, Весёлая буква и т.д)) по предупреждению дисграфии у младших школьников.
Основные формы сотрудничества:
− участие в работе ПМПк школы;
− совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и планирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащегося;
− интегрированные уроки учителя и логопеда;
− консультации;
− участие в педсоветах;
− совместное проведение родительских собраний;
− открытые занятия учителя-логопеда;
− участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;
− разработка совместного плана действий по устранению учебной проблемы.
Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, являться консультативное сопровождение родителей. В просвещение их, когда и в каком случае нужно обращаться за помощью к логопеду и как строить занятия дома с ребёнком. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества — установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы.
Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе совместного проведения учителем-логопедом и учителем начальных классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального логопедического обследования.
Подчеркивается, что необходимо учителя начальных классов сделать активным участником выявления возникшей у ребенка проблемы.
Тематика выступлений учителя-логопеда на объединениях учителей начальных классов
− «Специфические ошибки на письме»
− «Методические рекомендации по работе с детьми имеющих специфические ошибки на письме» «Педагогический такт к детям, имеющим специфические ошибки на письме»
− «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности»
− «Закрепление приобретённых навыков»
− «Игры для исправления специфических ошибок на письме»
− «Виды дисграфии и методы её предупреждения» и т. д.
Рекомендации по совместной работе учителя-логопеда и учителя начальных классов.
− Обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления.
− Максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка.
Планируемый результат от совместной работы:
− Проявление заинтересованности и инициативы у учителя начальных классов в совместном сотрудничестве с учителем-логопедом по предупреждению дисграфии у младших школьников.
− Плодотворная совместная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов по работе над предупреждением дисграфии у младших школьников.
− Положительная динамика в работе над предупреждением дисграфии у младших школьников.
Литература:
- Воронова А. П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи. //Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб.: Образование, 1994.
- Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. — М.: Просвещение, 1993.
- Елецкая О.В, Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Щукина Д. А. «Организация и содержание работы школьного логопеда» Учебно — методическое пособие. М.: ФОРУМ, 2015г. — 192с.
- Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Издательский Дом “МиМ”, 1997.
- Корнев А. Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей. //Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. — Л.: Издательство ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 303с.
- Мазанова Е. В. Логопедия (оптическая дисграфия) 2004г. — 71 стр.
- Мазанова Е. В. Преодоление аграмматической дисграфии 2007г. — 48стр.
- Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 1995.
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.
- Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательной школы. //Дефектология. — 1988. — № 5.