Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов по предупреждению дисграфии у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.

Дата публикации: 31.07.2020

Статья просмотрена: 1961 раз

Библиографическое описание:

Коннова, О. В. Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов по предупреждению дисграфии у младших школьников / О. В. Коннова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72911/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье автор пытается привлечь внимание учителей начальных классов к взаимодействию с учителем-логопедом в работе по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Ключевые слова: учитель-логопед, учитель, предупреждение, дисграфия, дети младшего школьного возраста, родители.

Общепризнанно, что обучение письменной речи — один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе и одновременно очень важный. С трудностью при обучении сталкиваются почти все дети. И если большинство детей справляются с данной трудностью и успешно преодолевают её, то всегда есть дети, и их количество, к сожалению, в последние годы растёт, чьи затруднения доставляют немало хлопот и родителям, и учителю [2].

Своевременно организованная логопедическая работа позволяет устранить трудности в обучение русскому языку у младших школьников массовых школ и наравне с другими учениками овладеть требованиями школьной программы [7].

Сложность в организации работы по предупреждению дисграфии заключается в том, что как родители, так и учителя во многом не осведомлены в этом круге проблем. И зачастую методы, применяемые к предупреждению данной проблемы учителем и родителями не действенные.

Наибольшей эффективности в работе с детьми, по предупреждению дисграфии, можно добиться при тесном взаимодействии учителя-логопеда с учителем начальных классов. Работа по взаимодействию имеет следующее содержание:

− совместная диагностика младших школьников с целью определения уровня речевого развития и выявление предпосылок к дисграфии;

− совместная разработка и внедрение поурочного плана работы в рабочую программу учителя начальных классов с логопедом по русскому языку и чтению (с включением определённых упражнений);

− разработка фрагментов конспектов уроков по предупреждению дисграфии;

− реализация совместных внеурочных мероприятий по предупреждению дисграфии;

− совместный анализ полученных результатов.

Целью работы: Является совместная разработка и внедрение в рабочую программу учителя начальных классов и логопеда поурочного плана работы по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Совместная работа учителя и учителя-логопеда имеет следующие задачи:

− совместная оценка уровня речевого развития у младших школьников;

− совместная разработка фрагментов конспектов уроков по развитию фонетико-фонематического восприятия;

− совместная реализация совместных внеклассных (игровых) мероприятий по предупреждению дисграфии;

− совместный анализ полученных результатов после проведенного урока.

Конечно, в процессе любой работы мы встречаем сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

В данном случае сильными сторонами будут:

− Совместная разработка и внедрение поурочного плана работы;

− Совместная разработка фрагментов конспектов занятий, заданий, упражнений уроков по предупреждению дисграфии у младших школьников;

− Ежедневное обсуждение достигнутых результатов в работе по предупреждению дисграфии у детей;

− Привлечение родителей к проблеме профилактики дисграфии у младших школьников;

− Готовность учителя-логопеда к передаче личного положительного опыта учителем — логопедом по предупреждению дисграфии у младших школьников, учителю начальных классов.

Слабыми сторонами будут:

− Отсутствие комплекса дидактических заданий для предупреждения дисграфии, которыми могли бы пользоваться в ежедневной работе учителя начальных классов.

− Нехватка кадрового обеспечения в общеобразовательном учреждении.

− Затрата большого количества времени на освоение нового материала учителем начальных классов по предупреждению предпосылок к дисграфии.

Возможностями будут:

Выработка совместной стратегии в работе с младшими школьниками по предупреждению дисграфии;

Освоение учителем приёмов работы по предупреждению дисграфии у младших школьников;

Расширение знаний, умений и навыков у учителя начальных классов в работе по данной теме.

Угрозами будут:

Отказ от внедрения разработанной модели взаимодействия специалистов администрацией школы;

Отказ родителей от совместного взаимодействия с учителем и логопедом в работе по предупреждению дисграфии у детей;

Отказ учителя от совместного взаимодействия с логопедом и родителями.

В работе должна соблюдаться последовательность (этапность)

Этапы сотрудничества учителя-логопеда с учителем начальных классов.

Проведение совместной диагностики с целью выявления уровня речевого развития у младших школьников.

Знакомство учителя начальных классов с направлением работы по предупреждению дисграфии с целью согласования определённых тем, изучаемых по программе русского языка.

Разработка поурочного плана работы по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Разработка конспектов уроков по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Выработать единые требования к ученику со стороны учителя и логопеда, с учётом той программы, по которой он обучается.

Познакомить учителя начальных классов с методами и приёмами логопедической работы с целью их использования на уроках русского языка.

Систематические выступления учителя-логопеда на объединениях учителей начальных классов, по вопросам предупреждения дисграфии в письменной речи у младших школьников.

Проведение совместных семинаров, лекторий для родителей с целью просвещения родителей на, что нужно обратить внимание и когда нужно обратиться к логопеду за помощью.

Разработка и проведение совместных уроков учителем и логопедом, внеклассных мероприятий (КВН; кружковая деятельность (Букварёнок, Весёлая буква и т.д)) по предупреждению дисграфии у младших школьников.

Основные формы сотрудничества:

− участие в работе ПМПк школы;

− совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и планирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащегося;

− интегрированные уроки учителя и логопеда;

− консультации;

− участие в педсоветах;

− совместное проведение родительских собраний;

− открытые занятия учителя-логопеда;

− участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;

разработка совместного плана действий по устранению учебной проблемы.

Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, являться консультативное сопровождение родителей. В просвещение их, когда и в каком случае нужно обращаться за помощью к логопеду и как строить занятия дома с ребёнком. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества — установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы.

Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе совместного проведения учителем-логопедом и учителем начальных классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального логопедического обследования.

Подчеркивается, что необходимо учителя начальных классов сделать активным участником выявления возникшей у ребенка проблемы.

Тематика выступлений учителя-логопеда на объединениях учителей начальных классов

− «Специфические ошибки на письме»

− «Методические рекомендации по работе с детьми имеющих специфические ошибки на письме» «Педагогический такт к детям, имеющим специфические ошибки на письме»

− «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности»

− «Закрепление приобретённых навыков»

− «Игры для исправления специфических ошибок на письме»

− «Виды дисграфии и методы её предупреждения» и т. д.

Рекомендации по совместной работе учителя-логопеда и учителя начальных классов.

− Обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления.

− Максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка.

Планируемый результат от совместной работы:

− Проявление заинтересованности и инициативы у учителя начальных классов в совместном сотрудничестве с учителем-логопедом по предупреждению дисграфии у младших школьников.

− Плодотворная совместная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов по работе над предупреждением дисграфии у младших школьников.

− Положительная динамика в работе над предупреждением дисграфии у младших школьников.

Литература:

  1. Воронова А. П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи. //Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб.: Образование, 1994.
  2. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. — М.: Просвещение, 1993.
  3. Елецкая О.В, Коробченко Т. В., Розова Ю. Е., Щукина Д. А. «Организация и содержание работы школьного логопеда» Учебно — методическое пособие. М.: ФОРУМ, 2015г. — 192с.
  4. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: Издательский Дом “МиМ”, 1997.
  5. Корнев А. Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей. //Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. — Л.: Издательство ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988.
  6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 303с.
  7. Мазанова Е. В. Логопедия (оптическая дисграфия) 2004г. — 71 стр.
  8. Мазанова Е. В. Преодоление аграмматической дисграфии 2007г. — 48стр.
  9. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 1995.
  10. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.
  11. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения чтения и письма у учащихся общеобразовательной школы. //Дефектология. — 1988. — № 5.
Основные термины (генерируются автоматически): предупреждение, класс, учитель, школьник, поурочный план работы, работа, русский язык, речевое развитие, Совместная разработка, совместное проведение.


Похожие статьи

Пропедевтика нарушений письма у старших дошкольников

В статье автор делится своим опытом работы по организации коррекционно-логопедической работы по пропедевтики дисграфии у старших дошкольников.

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Творческий путь учителя-логопеда

В статье рассмотрена значимость профессии логопеда в современных условиях, владеющего профессиональными методами логопедического воздействия при различных речевых нарушениях у детей дошкольного и школьного возраста.

Методики обследования чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

В статье приводится описание эффективных методик обследования чтения у младших школьников с ОВЗ

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Методические рекомендации на этапе введения глобального чтения у детей с ментальными нарушениями

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда на подготовительном, начальном этапе по введению методики глобального чтения с детьми с ментальными нарушениями.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

В статье представлены меры профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста, которые могут предпринимать родители дома, а также педагоги и специалисты в условиях дошкольной образовательной организации.

Похожие статьи

Пропедевтика нарушений письма у старших дошкольников

В статье автор делится своим опытом работы по организации коррекционно-логопедической работы по пропедевтики дисграфии у старших дошкольников.

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Творческий путь учителя-логопеда

В статье рассмотрена значимость профессии логопеда в современных условиях, владеющего профессиональными методами логопедического воздействия при различных речевых нарушениях у детей дошкольного и школьного возраста.

Методики обследования чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

В статье приводится описание эффективных методик обследования чтения у младших школьников с ОВЗ

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Методические рекомендации на этапе введения глобального чтения у детей с ментальными нарушениями

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда на подготовительном, начальном этапе по введению методики глобального чтения с детьми с ментальными нарушениями.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

В статье представлены меры профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста, которые могут предпринимать родители дома, а также педагоги и специалисты в условиях дошкольной образовательной организации.

Задать вопрос