Особенности выполнения заданий по аудированию и подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.

Дата публикации: 02.08.2020

Статья просмотрена: 608 раз

Библиографическое описание:

Матренина, Е. И. Особенности выполнения заданий по аудированию и подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников / Е. И. Матренина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 130-131. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72915/ (дата обращения: 15.11.2024).



Надо уметь слушать, и вы извлечете пользу даже из тех людей, которые не умеют говорить.

Плутарх

Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к изучению иностранного языка, создание благоприятных условий для развития способностей одаренных детей, знакомство с лингвистическими и социокультурными особенностями стран изучаемого языка, связанных с историей и современным функционированием различных вариантов языка, историей и культурой иноязычных стран. Олимпиадные задания должны носить проблемно-поисковый характер, выявлять творческий потенциал участника, не должны повторять экзамен по иностранному языку, и при этом соответствовать всем требованиям тестовых заданий. Для обеспечения комплексного характера проверки уровня коммуникативной компетенции участников, Всероссийская Олимпиада по иностранным языкам четко предусматривает структуру проведения и рекомендации по проведению по четырем направлениям: аудирование, чтение, использование языковых структур, письмо.

Для выполнения заданий необходимо развивать умение логически мыслить, анализировать условия нестандартных задач. Чаще всего затруднения у участников вызывает неумение пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения.

В процессе подготовки к любым олимпиадам необходимо исходить, прежде всего, от индивидуальности ребенка, создавая благоприятные условия для усвоения информации и развития потенциала ребёнка, а для этого необходимо: выработать у обучающихся позитивную мотивационную стратегию; научить ребенка формированию целей и осознанию путей их реализации; научить выделять задачи и средства; помочь ребенку найти его слабые и сильные стороны; научить правильно и рационально организовывать свое время.

Только после того как ребенок будет готов психологически приступить к работе можно налаживать процесс подготовки к участию в олимпиадах.

Прежде чем приступить к непосредственной подготовке обучающегося, педагогу необходимо четко представлять, в каком направлении нужно работать, какие методики подойду конкретно к каждому ребенку. Необходимо ознакомиться с олимпиадами последних лет, обратить внимание на тематику и построение задач. Следует помнить, что для достижения определенного результата каждому отдельному индивидууму необходимо разное количество времени и пути его достижения.

Аудирование — по праву можно назвать одним из самых сложных видов речевой деятельности, так как необходимо развивать умение понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую исключены.

При подготовке наиболее заинтересованных обучающихся к предметным олимпиадам предусматриваются различные формы работы, предполагающие различные виды деятельности, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности: дифференцированная индивидуальная работа (задания исследовательского характера, творческие задания, презентации, разработка заданий); групповая; занятия-консультации.

В системе подготовки к олимпиадам можно использовать следующие методические приемы: погружение — индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи; мозговой штурм — обсуждение решений; подсказка; консультация у старших и более опытных товарищей, которые уже не раз участвовали в олимпиадах; консультация преподавателя.

Методика подготовки к олимпиадам включает в себя преемственность поколений детей, круглогодичный тренировочный и соревновательный цикл.

Для успешной работы следует разработать индивидуальные образовательные траектории: первый этап (7–8 класс) — педагогическая диагностика, направленная на правильный выбор учебных задач и выстраивание индивидуальной траектории; второй этап (для учащихся 8–9 классов) — приобретение опыта приложения усилий по самостоятельному освоению материала; третий этап (для учащихся 10–11 классов) — предоставление возможности для выполнения индивидуальных дифференцированных заданий, упражнений, расширяющих и углубляющих знания.

Формирование навыков аудирования лучше проводить в четыре этапа, для того чтобы обучающийся постепенно и основательно овладевал необходимыми ему навыками, «взращивал» в себе чувство и уверенности при выполнении разного вида заданий:

— подготовительный этап — базовый и самый трудоёмкий. Цель — дать детям азы планирования своей работы. Обучаемым необходимо иметь «возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке. Если они аудируют только своего учителя, то есть опасность того, что людей противоположного пола они не смогут понимать чисто психологически. Поэтому на всех современных аудиокассетах тексты начитываются как мужчинами, так и женщинами. Важно также, чтобы изучающие иностранный язык имели возможность аудировать людей разного возраста». Исходя из написанного выше, в самом начале нужно дать возможность обучающимся «прислушаться» к разным голосам, скорости речи, произношению — лучше всего для этого подойдут мультипликационные фильмы, детские песни с титрами или же без них. После просмотра/прослушивания можно предложить выполнить уже готовые задания, либо предложить разработать для одноклассников задания на аудирование. При обучении аудированию педагог должен ориентироваться на речевой опыт учеников, корректировать его и подбирать соответствующую структуру работы с аудиотекстом. Понимание потенциальных трудностей, которые тот или иной текст представляет для конкретной аудитории, может помочь грамотно организовать тренировку необходимых речевых умений. На подготовительном этапе необходимо научить обучающихся не просто прочитывать задания, а видеть суть и планировать дальнейшие действия. Важно научить выделять главное в предложении, составлять логическую цепочку слов, которая может являться подсказкой при выполнении задания.

— первый этап — так называемые задания True/False, с последующим добавлением Not Stated. Текст прослушивается 2 раза, в дальнейшем можно сократить до одного прослушивания.

http://english.mosolymp.ru/vos — ссылка на задания для примера.

— второй этап — прослушивание разных ситуаций, с использованием сходной лексики, с выполнением заданий на множественный выбор (выбор из трех вариантов).

http://english.mosolymp.ru/vos — ссылка на задания для примера.

— третий этап — интегрированное задание по аудированию и чтению. Предлагается прочитать текст научно-популярного характера и прослушать отрывок на ту же тему, затем ответить на 10 вопросов. Задание нацелено на проверку навыков аудирования и просмотрового чтения. Отрывок звучит два раза. По каждому из высказываний, следующих за текстом, участники должны ответить на вопрос, содержится ли данная мысль в обоих источниках, только в прочитанном тексте, только в прослушанном материале или ее нет ни в том, ни в другом источнике. Тип заданий — смешанный: сначала участники сопоставляют высказывания с прочитанным и услышанным текстами (поиск соответствий), затем выполняют тест на выбор из четырех предлагаемых ответов. Возможен вариант, когда необходимо заполнить пропуски в печатном тексте, используя материал прослушанного текста.

http://upwego.ru/index.php/listeningbank/integratedlistening-2 — ссылка на текст и видео для примера.

После проверки результатов, обязательно нужно провести работу над ошибками — еще раз прочитать задание, разобрать его, найти главные слова, составить логическую цепочку слов, которые могут стать своеобразной подсказкой при прослушивании, прослушать еще раз с остановками на важных смысловых единицах в текстах.

В процессе обучения и подготовки к олимпиадам у учеников необходимо сформировать умения отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.

Олимпиада Всероссийского уровня — это испытание и стресс, следует хвалить и подбадривать обучающихся, снимая психологическое напряжение. Важно осуществлять моральную подготовку обучающихся к олимпиаде, чтобы они не чувствовали груз ответственности перед учителем, школой, родителями, а воспринимали участие во Всероссийской олимпиаде как шанс проверить себя, свои способности, в случае победы — возможность поступить в один из ведущих вузов страны без экзаменов.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, иностранный язык, олимпиада, текст, аудирование, Всероссийская олимпиада, выполнение заданий, логическая цепочка слов, подготовительный этап, процесс подготовки.


Похожие статьи

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ при подготовке к ЕГЭ по математике

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ)

Особенности методической подготовки бакалавров к организации самостоятельной работы учащихся в школе при изучении курса ОБЖ

Особенности методики проведения занятий для детей дошкольного возраста в секции по художественной гимнастике

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Особенности методики проведения экскурсионной деятельности в рамках обучения в школе

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Похожие статьи

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ при подготовке к ЕГЭ по математике

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ)

Особенности методической подготовки бакалавров к организации самостоятельной работы учащихся в школе при изучении курса ОБЖ

Особенности методики проведения занятий для детей дошкольного возраста в секции по художественной гимнастике

Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП

Особенности методики проведения экскурсионной деятельности в рамках обучения в школе

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Задать вопрос