В статье проанализирована модель структуры способностей и психические основы развития познавательных способностей. Особое внимание уделяется описанию механизмов познавательных способностей по В. Д. Шадрикову. Раскрыты основные определения познавательных способностей.
Ключевые слова: способность индивида, способность человека, субъект деятельности, психическая функция, социальное познание, развитие способностей человека, личность.
Проблема изучения способностей поднималась в трудах Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и других. Ученых интересовала сущность способностей и их обусловленность историей личности, его наследственности, а также проблема общих и специальных способностей.
Отечественный психолог В. Д. Шадриков является одним из современников, посвящающий свои работы рассмотрению проблемы способностей, также он является основателем многих исследований и теории в области системного генезиса. Он рассматривает способности, как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [4, с. 102]. В его работах описана теория познавательных способностей, их структура и механизмы.
В теории В. Д. Шадрикова способности изучаются в трех измерениях: способности индивида, субъекта деятельности и способности личности.
В первом случае модель способностей строится на биологической сущности человека и предназначена для реализации конкретной психической функции. Способности человека как индивида (природные) сформированы в филогенезе и включены в функциональные системы психики, которые воспроизводят предметную деятельность, а также заложены ради: человеческого обеспечения и выживания; отражения физического мира; изучения природы построения поведения.
Способности индивида (природные способности) служат основой для формирования способностей субъекта деятельности, происходит это путем развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). «Способности человека как субъекта деятельности — есть свойства функциональных систем способностей, в структуре которых функционируют способности индивида имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [2, с. 324]. Способности индивида, адаптированные в определенной деятельности, которая осуществляется при соблюдении конкретных условий, выступают как, способности субъекта деятельности, дополненные интеллектуальными операциями в развитой форме.
За счет интеллектуализации основных психических функций идет развитие способностей человека как субъекта деятельности. Развитие операционных механизмов как системы приобретенных операций субъекта деятельности начинается с развития внешних предметных действий, которые развиваются к двухлетнему возрасту ребенка в форму интеллектуальных операций. До этого у детей в роли задатка интеллектуальных операций выступают предметные действия, которые развиваются у ребенка еще в онтогенезе. Интеллектуализация характеризуется развитием способностей направленных на овладение интеллектуальных операций и развитие умственных навыков, к которым относят операции использования различных критериев.
Человек — субъект деятельности. Субъект, то есть человек-инициатор активности в его отношениях к противостоящим ему объектам. Деятельность определяется как форма целенаправленной активности личности. По мнению С. Л. Рубинштейна деятельность творит личность, но именно личность выбирает ту деятельность, которую он творит [1].
Развитие способностей осуществляется в процессе деятельности. Предложенные автором пути понимания способностей показывают, что они развиваются за счет освоения человеком интеллектуальных операций, так как функциональные системы, обеспечивающие познание окружающего мира, лежат в основе тех и других. Оперативность общих способностей человека в содержании конкретной деятельности переводит их в специальные.
В. Д. Шадриков считает, что каждый человек от природы наделен общими способностями, но природа не может закладывать в человека специальные способности, отдельные для каждой деятельности. Способность человека к определенному виду деятельности имеет свою индивидуальную меру выраженности и зависит от его жизненного опыта, активности и интереса к деятельности.
Способности субъекта деятельности, рассматриваемые через призму моральных и нравственных ценностей, смыслов личности выступают, как способности личности, которые обеспечивают социальное познание. «Способности человека как личности — есть свойства личности, определяющие социальную успешность и качественное своеобразие социального познания и поступков, в структуре которых функционируют способности индивида и субъекта деятельности» [2, с. 325]. Они всегда выражаются в искусстве и в других мастерствах человека, при взаимосвязи общих и специальных способностей, также способности личности, тесно связаны с духовными способностями.
В процессе развития способностей личности в структуре способностей системно начинают интериоризироваться мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы. Мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы способствуют развитию способностей человека посредством трансформации и влияния личностных качеств, а также включают в себя: мотивацию; личностные качества; эмоциональную регуляцию; волевую регуляцию.
Характеристику способностей человека как индивида относят к функциональным механизмам; способности человека как субъекта деятельности — к операционным; способности человека как личности — к мотивационным.
Функциональные (природные) механизмы заложены (в первые недели постнатальной жизни) до возникновения операционных механизмов у человека и обуславливают биологическую организацию человеческого индивида. Они реализуют филогенетическую программу и проявляют природные свойства реализации конкретной психической функции. Функциональные механизмы познавательных процессов представляют собой набор конкретных физиологических систем (мышления, ощущения, памяти и восприятия). Функциональные и операционные механизмы тесно связаны и взаимодействуют между собой. При наличии определенного уровня развитых функциональных механизмов будет происходить формирование и расширение операционных, а присутствие у человека высокого уровня операционных механизмов будет влиять на развитие функционального ряда механизмов, увеличивая степень его системности и возможности прогрессивного развития [3].
В роли операционных механизмов выступает набор приобретенных (интеллектуальных) операций, направленных на познавательные действия через требования и условия их познания, и возникают они — как единство механизмов функциональных и операционных. Интеллектуальные операции направлены на познание окружающего мира и решение определенных задач. У младших школьников они формируются и развиваются более эффективно в процессе учебной деятельности с решением конкретных образовательных задач. Интеллектуальные операции также усиливают возможность развития психических функций через различные приемы обработки учебной информации.
Таким образом, данные механизмы начинают свое развитие с внешних предметных операций. Операционные механизмы (интеллектуальные операции) формируются для каждой психической функции отдельно. Овладевает индивид ими в процессе социализации, так как они не заложены в самом мозге-субстрате сознания. Под влиянием факторов деятельности происходит отбор приемов информации, необходимые для повышения продуктивности данной деятельности.
Мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы развиваются в основном от внешней регуляции — со стороны мотивации, к внутренней — в связи с единством развития системы функциональных и операционных механизмов. В процессе освоения человеком деятельности, формируется мотивационная структура субъекта деятельности, которая организует общую форму его поведения. Они определяют социальное поведение субъекта через призму эмоций, мотиваций и регуляций, и способствуют развитию способностей посредством трансформации качеств личности.
Развитие способностей выступает как развитие функциональной системы. Познавательные способности, процессы и функциональные системы образуют целостное понимание познания, взаимно обогащая друг друга. Такое понимание системных механизмов позволяет объяснить, в какой роли динамика структуры способностей влияет на продуктивность реализации конкретных психических функций.
Литература:
- Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. — Издательство Академии наук СССР. — М., 1958. — 146 с.
- Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с.
- Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 656 с. (Достижения в психологии).
- Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: Монография. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. — 274 с.