В статье автор рассматривает становление критического реализма в Германии и обращается к творчеству Теодора Фонтане, которое является важной частью немецкой национальной культуры.
Ключевые слова: буржуазное общество, немецкий писатель, критический реализм, немецкий реализм, общеевропейское значение.
Творчество Теодора Фонтане, выдающегося немецкого писателя конца XIX в., явилось важной ступенью в развитии критического реализма Германии.
Под реализмом понимают художественный метод, согласно которому задача литературы состоит в изображении жизни такой, какая она есть, в образах, соответствующих явлениям самой жизни, создаваемых посредством приемов типизации действительности. Утверждая значение литературы как важнейшего средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к раскрытию жизненных явлений, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право автора освещать все стороны жизни без ограничения тем и сюжетов. Реализм показывает взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на судьбы отдельных людей, общественных групп и влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, активную преобразующую роль человека. В центре внимания реализма находятся действующие в жизни закономерности, что позволяет ему с наибольшей полнотой отбирать объективно присущие ей черты. Для реализма характерно стремление рассматривать действительность в развитии, изображать не только устоявшиеся формы быта и общественных отношений, но и способность обнаружить и запечатлеть в образах возникновение новых форм жизни и социальных отношений.
Вопрос о времени возникновения и этапах становления реализма является одним из наиболее спорных. Некоторые исследователи полагают, что реалистические установки или реалистические принципы изображения возникают в древние времена и затем проходят ряд исторических этапов («античный реализм», «реализм Возрождения», «просветительский реализм», реализм XIX в., «социалистический реализм») [4, c.311]; другие начинают с эпохи Возрождения; третьи ведут его от XVIII в., когда сформировался жанр семейно-бытового и социально-бытового романа [3, c. 205].
Широко распространено мнение, что реализм как направление сформировался в 30-е гг. XIX в., когда в европейской литературе принцип жизненно-правдивого изображения мира утверждается с наибольшей полнотой, в наиболее развитых формах.
Весь европейский реализм XIX в. принято называть критическим, поскольку он показывает несоответствие общественного строя личности героя. В Германии одним из ярких представителей критического реализма является Теодор Фонтане.
Творческий путь Теодора Фонтане — «явление поистине уникальное в истории не только немецкой, но и мировой литературы» [2, c. 4]. Свою творческую деятельность Фонтане начинает в 30-е годы XIX в. Опубликовав множество статей, рецензий, книг, очерков, баллад, эпопею из времен наполеоновских войн «Перед бурей», только лишь в 80-е годы Теодор Фонтане обращается к жанру романа. Менее чем за два десятилетия им было создано семнадцать произведений, которые принесли ему всемирную известность. Его социально- психологические романы и повести 80–90-х годов XIX в. «Грешница», «Пути-перепутья», «Стина», «Госпожа Женни Трайбель», «Поггенпулы» и «Эффи Брист» придали немецкому реализму общеевропейское значение. Именно эти произведения составляют основную, наиболее значимую в идейно- художественном отношении часть творческого наследия Теодора Фонтане. Его проза погружает читателя в жизнь Берлина и Пруссии 70–90-х годов. Изображая представителей различных сословий и социальных групп, писатель создает целую галерею человеческих типов и характеров. Коренная проблема всего реализма XIX в. — несовместимость истинно человеческого и гуманного с буржуазным миропорядком, конфликт человека и буржуазного общества- все более выступала на первый план и в зрелом творчестве проявилась особенно ярко в «берлинском цикле романов» [1, с.3].
По мнению Е. М. Волкова, «симпатии Фонтане к «четвертому сословию», т. е. к трудящимся, несомненны» [2, с.6]. Демократизм творчества Теодора Фонтане заключается в том, что его герои из народа по своим нравственным качествам превосходят по своим нравственным качествам представителей состоятельных классов. Это обстоятельство обеспечило долгую жизнь его социально-психологических романов, уже в конце XIX — начале XX века переведенных на многие европейские языки и не потерявших своего значения до наших дней.
В Германии творчество Фонтане получило всенародное признание. Его творчество, исполненное глубокого гуманизма, является и сегодня важной частью немецкой национальной культуры.
Вершину творчества Теодора Фонтане многие литературоведы видят в романе «Эффи Брист». В данном произведении автор пытается раскрыть трагизм повседневного бытия женщины в буржуазном обществе. В основу сюжета положена история жизни юной Эффи Брист, выросшей в атмосфере дружбы и любви, находящейся во власти радужных надежд молодости и выданной замуж за человека более чем вдвое старше ее, за человека принципов и твердых правил, ландрата Геерта фон Инштеттена. Этот человек даже не пытается найти дорогу к сокровенным мыслям Эффи, постигнуть ее духовный мир. Такой резкий контраст, различия темпераментов героев становится основной причиной драмы Эффи, крушения ее брака. «Трагическая история молодой женщины, загубленной ханжеской моралью буржуазно-дворянского общества, выступает у Фонтане как символ несостоятельности всего этого общества, его законов и приобретает особо актуальный общественный смысл в связи с углублением противоречий в Германии конца века» [1, с.18]. Через жизненный путь Эффи Брист, через раскрытие ее души Теодор Фонтане выразил историческое содержание своего времени, социальную действительность второй половины XIX., когда остро в странах Европы встал вопрос о разоблачении фальшивых ценностей, почитаемых обществом, где видимость господствует над сущностью и определяет ее мораль.
Большой интерес представляет история создания романа.
Известно, что около 1880 года в салоне фрау Эммы Лессинг, владелицы «Vossische Zeitung», Теодор Фонтане познакомился с супружеской четой фон Арденне. Это было мимолетное знакомство. Позже, в 1889 г. в доме Эммы Лессинг Фонтане поинтересовался о судьбе барона фон Арденне и услышал историю, которая некоторое время спустя легла в основу сюжета его будущего романа.
Процесс работы над романом был довольно длительным: рассказ Эммы Лессинг относится к 1889 году, а завершена «Эффи Брист» была к осени 1894 года, журнальная же публикация романа датируется мартом 1895 года.
Произведения немецкого писателя-гуманиста Теодора Фонтане довольно широко известны в нашей стране. Впервые на русском языке «Эффи Брист» появилась в 1897 году. В 1899 году русские читатели познакомились с романом «Госпожа Женни Трайбель», а в 1891 году в свет вышел однотомник, в который включены «Шах фон Вутенов», «Пути-перепутья» и «Госпожа Женни Трайбель».
Творчество Теодора Фонтане, выдающегося немецкого писателя конца XIX в., явилось важной ступенью в развитии критического реализма Германии. Время его творчества — это время утверждения в литературе принципа самостоятельности характера в отношении среды.
Его социально- психологические романы и повести 80–90-х годов XIXв. «Грешница», «Пути-перепутья», «Стина», «Госпожа Женни Трайбель», «Поггенпулы» и «Эффи Брист» придали немецкому реализму общеевропейское значение. Именно эти произведения составляют основную, наиболее значимую часть творческого наследия Теодора Фонтане.
Литература:
- Авагян Т. И. Особенности творческого метода Т. Фонтане в романах 90-х. гг. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1976.
- Волков Е. М. Роман Т. Фонтане «Эффи Брист». М., 1979.
- Краткая литературная энциклопедия. Том 6. М., 1976.
- Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1985.
- Фонтане Т. Эффи Брист. М., 1982.
- Fontane T. Effi Briest. Frankfurt am Main, 1976.
- Scholz H. Theodor Fontane. München, 1978.