Ключевые слова: благоустройство города, современная городская среда, муниципальная программа.
Благоустройство городской среды находится в прямой зависимости от величины местного бюджета, формируемого за счет налоговых поступлений от жителей благоустраиваемой территории. Соответственно возникает необходимость анализа экономических отношений в области благоустройства города, поиска путей повышения эффективности экономических ресурсов, вложенных в данное направление. [1, 30]
В рамках благоустройства города Ростова-на-Дону эффективность расходования бюджетных средств находится в прямой взаимосвязи с качеством и эффективностью реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды города Ростова-на-Дону».
Основная проблема эффективности расходования бюджетных средств — низкий уровень сотрудничества муниципальных властей и предпринимателей. Так, финансовое обеспечение муниципальной программы «Формирование современной городской среды города Ростова-на-Дону» состоит из следующих источников:
– Средства федерального бюджета;
– Средства областного бюджета;
– Средства бюджета города Ростова-на-Дону.
Как видно, бюджет муниципальной программы «Формирование современной городской среды города Ростова-на-Дону» не предусматривает финансирование из внебюджетных источников, когда, например в муниципальной программе «Сохранение и развитие культуры и искусства города Ростова-на-Дону» такой вид финансирования предусмотрен. Выгода от инвестирования очевидна для обеих сторон: муниципалитет получает дополнительные средства для благоустройства города, а предприниматели повышают привлекательность своих объектов. Так, например, новый жилой комплекс, построенный рядом с облагороженной парковой зоной является на порядок привлекательнее для покупателей, чем жилой комплекс, находящийся рядом с загазованной улицей, и при этом стоимость квартир обоснованно повышается.
С целью решения проблемы низкого уровня сотрудничества муниципалитета и бизнеса рациональным представляется сформировать единый информационный ресурс, который содержал бы в себе сведения об осуществлении на территории города мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в рамках муниципальных программ, которые вместе с тем нуждаются в частных инвестициях.
Вместе с тем, эффективность расходования бюджетных средств напрямую зависит и от степени вовлеченности общественности в лице жителей в реализацию проектов благоустройства городской среды. Отсутствие такой вовлеченности может привести к риску неэффективности проектных решений при недостаточной осведомленности архитектора объекта о спектре местных ресурсов, ценностей и проблем, а также к риску необоснованной траты средств на реализацию «ненужных» для жителей проектов. Вовлеченность граждан особенно важна, так как благоустройство городской среды несет значительный социальный эффект и именно жители территории являются получателями общественного блага в виде благоустройства.
Вышеприведенные проблемы можно с решить с помощью более активного использования целевой модели по организации общественного участия, а также вовлечения бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды, размещенной в свободном доступе на сайте Минстроя России. Она содержит такие положения, как:
– Интервьюирование разных групп пользователей территории;
– Выявление всех потенциально заинтересованных сторон и возможных партнеров проекта;
– Проведение общественных обсуждений;
– Регулярное информирование о статусе проекта, проведении общественных обсуждений и т. д. посредством СМИ.
Стоит отметить, что целевая модель предусматривает проведение общественных обсуждений в три этапа:
- Обсуждение территории (когда концепция проекта еще не разработана);
- Обсуждение предложенного зонирования, концепции развития (когда разработан концептуальный проект);
- Обсуждение конкретных решений, предлагаемых архитектором (когда разработан эскизный проект). [2]
Активное использование целевой модели повысит уровень заинтересованности граждан, а также доверия к органам местного самоуправления, позволит привлечь представителей бизнес-сообщества.
Следует отметить, что на данный момент в Ростове-на-Дону проходит множество мероприятий, среди которых общественные слушания, воркшопы, обсуждения проектов. Однако, не всегда на данных мероприятиях присутствует достаточное количество заинтересованных лиц. На наш взгляд, это связано с низкой информированностью населения, несмотря на наличие различных сервисов и платформ. Ярким примером этого является то, что на официальном аккаунте Центра компетенций по развитию городской среды в Instagram всего около 3400 подписчиков из всей многомиллионной Ростовской области.
Итак, для решения данной проблемы представляется необходимым развивать гибкость модели информирования населения о проведении таких мероприятий:
– Необходимо продвигать аккаунты в социальных сетях путем размещения рекламы на разных интернет-ресурсах. Это повысит информированность молодого населения;
– Размещение наружной рекламы о проведении, например, общественных слушаний, будет способствовать вовлечению населения пенсионного возраста;
– При этом реклама должна соблюдать принцип территориального соответствия. Представляется нелогичным размещать в Железнодорожном или Пролетарском районах рекламу о проведении обсуждения проекта парковой зоны, находящейся в Ворошиловском районе.
Таким образом, финансовые средства, направляемые в сферу благоустройства городской среды, требуют особого подхода и рациональности своего использования. Зачастую благоустройство территорий выполняется некачественно, без учета общественного мнения и привлечения бизнес-структур. Все это приводит к неэффективности использования бюджетных средств.
На муниципальном уровне перечисленные проблемы следует решать комплексно, опираясь на предложенные рекомендации. Данные предложения позволят существенно повысить качество выполняемых работ по благоустройству города. Все вышеперечисленные направления совершенствования сферы благоустройства позволят значительно повысить уровень эффективности использования бюджетных средств.
Литература:
- Гафуров И. Р., Васильев В. Л. Разработка подхода для экономической оценки бюджетных расходов на благоустройство города // Вестник экономики, права и социологии. — № 1. — 2009. — С. 30–33
- Целевая модель по организации общественного участия, а также вовлечения бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды [Электронный ресурс] URL: https://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/225/tselevaya-model.pdf