Философская традиция понятия этики уходит в древность. Аристотель в своих трудах под термином «этика» (от греч. «этос» — обычаи, нравы) понимал дисциплину, призванную изучать, что есть благо, и каковы добродетели, ведущие к его обретению. Однако, Аристотель не был первым кто обратился к термину этика, но он первый кто систематизировал данное понятие в своих трудах.
Несколько позднее в Риме возникло понятие «моральный», которое было введено в лексикон Цицероном, а для обозначения того же понятия, которое использовал Аристотель под термином «этика», Цицерон использовал термин «моральная философия». Позднее также было сформировано понятие «нравственность».
Несмотря на социокультурные и исторические различия, благодаря которым возникли все три понятия — «этика», «мораль», «нравственность», — существует вполне определенная логика, заставившая мыслителей, живших в разное время в разных государствах, обозначить новую область знания [1].
В настоящее время такие понятия как «мораль», «нравственность», «этика» не являются тождественным, а первые из названных являются составляющими этики, ее предметом. Самое простое определение этики можно вывести из ее предмета: этика — это наука о морали, нравственности.
В словаре русского языка под ред. С. И. Ожегова этика определяется как учение о морали, нравственности и ее классовой сущности, а также как совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии (партийная, врачебная, судейская этика, этика государственных служащих) [2].
Уже в данном определении прослеживается логика взаимосвязи этических норм и профессии.
Первоначальным смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. Со временем у этого определения появляется иная наполненность, состоящая из изучения совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования, что как итог выливается в составляющие предмет этики нравственность и мораль.
Понятие морали достаточно многогранно, и существует множество ее определений, так Носков И. Ю. в своем учебном пособии проанализировал и обобщил множество определений морали, и объединив их все, пришел к единому термину: «Мораль — это совокупность представлений людей об их должном поведении в той или иной ситуации (моральное сознание), которые (представления) реализуются в их поведении (моральное поведение), и, соответственно, в отношениях между людьми (моральные отношения)» [3].
Нравственность же, в свою очередь, определяет должную манеру поведения в типичных ситуациях, повторяющихся на протяжении многих поколений.
Задачами этики выступают:
- на описательном уровне — описывать мораль: нравы, обычаи в обществе;
- на нормативно-критическом — предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать;
- на теоретическом уровне — объяснять мораль, ее происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику;
- на нормативно-педагогическом — учить морали, способствовать нравственному совершенствованию людей [4].
Способом воздействия на общество для соблюдения этики являются этические нормы, которые представляют собой общепринятые в рамках общества правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют собой главный регулятор поведения людей в обществе, они необходимы для совершения согласованных коллективных действий.
Этические нормы долгое время не были нигде закреплены, а передавались из уст в уста десятилетиями, что позволяло им в более произвольной форме видоизменяться и эволюционировать. В какой-то степени они были закреплены в религиозных источниках, будь то Библия или Тора. Позднее религиозные нормы и этические отделились и стали существовать как самостоятельные, однако последние вобрали в себя некие уклады.
В настоящее время существует множество этических кодексов, которые в себе закрепляют конкретные запреты, ограничения на поведение людей. Конечно, большинство этих кодексов носят более профессиональный характер, и регулируют конкретную сферу профессиональной деятельности.
Общая этика является основой формирования профессиональной этики. Профессиональная этика определяется нравственным и моральным содержанием профессиональной деятельности.
Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий [4].
Таким образом из определения следует, что профессиональная этика отличается от общей этики тем, что формируется в зависимости от профессиональной деятельности.
Профессиональная этика обуславливается особенностями профессии, корпоративными нормами и интересами, профессиональной культурой. На протяжении всего существования той или иной профессии в ее среде формировались те или иные модели поведения, ценности, устои., которые в последующем сформировали профессиональные этические нормы.
Профессиональная этика является обязательным условием здорового функционирования конкретной профессиональной сферы. В случае когда профессиональная деятельность непосредственно связана с работой с людьми, наличие урегулированных общественных отношений с точки зрения морали и нравственности просто необходимо.
Таким образом, профессиональная этика — это совокупность норма поведения определенных моралью и нравственностью, обязательные для исполнения конкретной профессиональной общностью людей. Сущность профессиональной этики раскрывается в решении основных задач здорового функционирования профессиональной деятельности: регулировании взаимоотношений между людьми; повышении качества исполнения трудовой функции.
Литература:
- Сорокотягин И.Н., Маслеев А.Г. Профессиональная этика юриста// Юрайт- М.: 2016г. С. 58
- Словарь русского языка / составил С.И. Ожегов. – М., 1953. – С. 432.
- Носков И.Ю. Профессиональная этика юриста: Учебник//Юрайт. – М.: 2018. С. 99
- Титова Е.В. Профессиональная этика юриста: Учебно-методическое пособие// Орел.: ФГБОУВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ . 2014г. С. 158