Профориентация младших школьников: возможности исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.

Дата публикации: 03.08.2020

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Одинцова, Н. А. Профориентация младших школьников: возможности исследовательской деятельности / Н. А. Одинцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72951/ (дата обращения: 19.12.2024).



Как помочь ребенку с выбором профессии? Как подготовить ученика к планированию будущей карьеры так, чтобы было комфортно и интересно в первую очередь ему? Невозможно выбрать будущее призвание, ткнув пальцем в список востребованных профессий. Нужно присмотреться к увлечениям ребенка, понять, что ему нравится еще в младшем школьном возрасте. Посещение мастер-классов, научных шоу, дней открытых дверей поможет определить склонности и таланты ребенка.

Научно-исследовательская деятельность школьников — это также ключ к развитию навыков, применению знаний, чёткому планированию своих действий, тщательному обдумыванию принимаемых решений. Она позволяет каждому ученику испытать, выявить и сделать ведущими хотя бы некоторые из своих дарований. Такая деятельность актуальна, так как она подталкивает ребят к созданию собственных интересных проектов.

Последовательность организации исследовательской работы.

  1. Мотивация научно-исследовательской работы; выбор учениками направления исследования.

На уроке технологии и окружающего мира ученикипознакомились с огромным миром профессий. Садовод, пекарь, резчик по дереву, конюх, каменщик, швея, продавец, инженер-строитель — эти и еще многие другие профессии представлены в учебнике. После, ребята столкнулись с рядом вопросов: «Что мне нравится делать? Чем я хочу заниматься? К чему имею склонности? Какой вид деятельности меня привлекает?»

Выбор профессии — это очень сложный вопрос для любого человека. Бывает так, что мы с самого детства знаем, кем бы мы хотели стать в будущем. А бывает, что даже став взрослым, мы никак не можем найти своё «место под солнцем».Важно помнить о том, что в каждом человеке, даже самом маленьком, уже заложены какие-то его личные способности и склонности. Поэтому работа была посвященаисследованию увлечений и сферы интересов, чтобы ребенок смог осознанно сделать свой выбор во взрослой жизни.

  1. Формулировка проблемы. Постановка цели и задач исследования.

Известно, что ученики уже знакомы с разнообразием мира профессий. Они проявляют интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения. В нашем селе существуют организации, в которых работают люди таких специальностей, как налоговый инспектор, судебный пристав, военком.Опираясь только на знания из учебников и художественных книг,школьники не имеют представлений и наглядных образов об этих профессиях. Этих знаний недостаточно, чтобы принять решение, с какой профессией связывать мечты, надежды. Очень важно учитывать свои интересы и способности.

Это и определило цель работы: изучить влияние детских интересов на выбор профессии учащимися 4 «а» класса МБОУ «СОШ» с. Айкино и их родителями.

В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:определение сферы детских интересов и увлечений; систематизация представления о своей будущей профессии через сочинение на тему: «Кем я хочу стать?»;организация экскурсий и знакомство с данными профессиями через общение и наблюдение за ее представителем;проведение опроса родителей об их детских интересах и увлечениях;соотношение интересов родителей в детском возрасте и выбор ими профессии после окончания школы;соотношение сферы детских интересов и увлечений с профессиями родителей, выявление общего и различного.

  1. Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы.

Объектом исследования являются увлечения и сферы интересов в младшем школьном возрасте, а также выбор профессии после окончания школы.

Предмет исследования — влияние детских интересов на выбор профессии.

Гипотеза: возможно, детские мечты и интересы не совпадают с выбором профессии.

  1. Планирование деятельности.

Для того, чтобы выяснить представления учеников о своей будущей профессии,было предложенонаписать сочинение и подготовить рисунки на тему: «Кем я хочу стать?».

В рамках исследования для учащихся на мастер-класс были приглашены сотрудники ГИБДД, проведена беседа с работниками и ветеранами предприятия ЮЭС. А также организованы экскурсии на предприятия нашего села для получения новых знаний об истории профессии, условиях труда, орудиях труда и интересных случаях, где ученикам удалось осознать значимость каждой профессии в современном обществе.

  1. Фиксация и предварительная обработка данных опроса

Перед началом исследования ребятамибыли проведены два опроса — для учащихся и их родителей. В результате анкетирования были составлены две таблицы: 1 — показывающая посещаемые учениками кружки дополнительного образования, 2 — показывающая соотношение выбора профессии в детстве и после окончания школы.

  1. Обработка результатов исследований и проверка гипотезы

В результате опроса учащихся было выяснено, что все ученики посещают кружки, секции, факультативы. Среди них 76 % учащихся занимаются в Школе экскурсоводов. 68 % учащихся занимаются в спортивных секциях. 60 % школьников мастерят своими руками. 56 % респондентов посещают танцевальную группу, такое же количество опрошенных любят играть в шахматы. 52 % учащихся увлекаются конструированием и моделированием. 36 % участников опроса занимаются вокалом. 20 % учеников учатся играть на музыкальных инструментах, Факультатив «Край, в котором я живу» и клуб «Умники и умницы» посещают все ученики класса. Все ученики нашего класса участвуют в республиканских, российских и международных конкурсах, которые проходят в учебном году.

Анализ индивидуальных результатов показывает, что учащиеся активно принимают участие во всех школьных конкурсах, марафонах и олимпиадах и постоянно совершенствуют свои способности, направленные на познание и преобразование себя и окружающей действительности.

Учащимися было опрошено 43 родителя. Опрос показал, что только у 11 человек сбылась мечта, а у остальных не осуществилась. Самыми распространенными причинами того, почему мечты родителей о выборе профессии так и не воплотились в жизнь, стали отсутствие возможности получить соответствующее образование, а также переоценка существовавших в детском возрасте ценностей, которые повлияли на окончательный выбор профессии.

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья. Зачастую ребята ориентируются на профессии родных. Всем известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «учителем, как мама» или «строителем, как папа».

В нашем классе, как оказалось, есть примеры трудовых династий. 16 % учеников идут по стопам своих родителей. Из них 3 мальчика выбрали профессию своих отцов и 1 девочка профессию своей мамы. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы.

  1. Структурирование материала. Формулировка умозаключения.

В результате исследования ученики приходят к выводу, что разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, помогают им в столь раннем возрасте определить, какими способностями они обладают.

Профориентационные экскурсии — это возможность познакомиться с тонкостями разных видов специальностей. С помощью них у детей появляется желание «стать кем-то». Выбирая профессию, нужно учитывать не только внешнюю эффективность, но и психологические особенности характера, физические возможности. В процессе исследования было определено, какое место в профессии занимает здоровье, личность, способности. Для большинства профессий необходимо высшее образование и обладать такими качествами как знание своего дела, требовательность к себе, к своей работе, умение преодолевать трудности, коммуникативность.

С детских лет многие задумываются о своей будущей профессии, однако не для всех эти мысли впоследствии становятся руководством к действию. Только единицы остаются верными своей мечте и работают в той сфере, которую выбрали еще в детстве. Происходит это потому, что со временем человек меняется, меняются его взгляды и интересы и вместе с ним меняются его мечты.Но хорошо изучив, прежде всего, самого себя, всё то, что делает каждого из нас уникальным, т. е. свои интересы и способности, особенности интеллекта, внимания, памяти, познакомившись с профессиями и соотнеся предъявляемые ими требования с личностными особенностями, можно встать на верный путь — путь к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию в будущем.

  1. Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы
  2. Представление исследовательской работы.

Исследовательская работа должна иметь практическую значимость.Важным моментом в организации исследовательской деятельности — участие в учебно-исследовательских конференциях, фестивалях и конкурсах, где свою работу необходимо защитить, это способствует формированию важнейших свойств личности. Опыт побед и поражений, приобретаемый в этих мероприятиях, чрезвычайно важен для дальнейшей учебы в старших классах. Также, работа используется на уроках окружающего мира, технологии, на классных часах. Продемонстрирован урок для учеников 9 класса по профориентации.

На момент написания исследовательской работы выпал профессиональный праздник пожарной службы. К 370-летию Пожарной охраны России ученики подготовили стенгазету, в которой были использованы данные из справочника Усть-Вымского района «Кто есть кто» о людях труда. Также подготовили фотоматериалы, газетные вырезки, имеющие отношение к этой профессии.

Таким образом, в ходе профориентационной работы представленная исследовательская технология помогает учащимся ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. А такжепозволяет школьнику лучшепонять, что именно ему нравится и что лучше у него получается.

Литература:

  1. Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра «Путь в профессию” / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 кл. в 2 ч. — М.: Просвещение, 2007
  3. Попова Е. В. Профессиональная ориентация обучающихся 1–4 классов в условиях внедрения ФГОС ООО. Методические рекомендации.
  4. Пряжников, Н. Школьная профориентация: реальность и мечты. / Н.Пряжников //Школьный психолог. — 2003. — № 4.
  5. Резапкина, Г. В. Кому не нужна помощь в выборе профессии?: Введение в тему./Г. В. Резапкина// Классное руководство и воспитание школьников. — 2007. — № 19. — С. 39–40.
  6. Роговцева Н. И. Технология 2 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012
  7. Роговцева Н. И. Технология 3 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2013
  8. Шалаева Г. П. «Большая книга профессий» Филологическое общество «Слово», Москва — 2007
  9. Энциклопедия для детей «Выбор профессии» Москва «АВАНТА» — 2003
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, исследовательская работа, ученик, будущая профессия, профессия, учащийся, влияние детских интересов, младший школьный возраст, окончание школы, сфера интересов.


Задать вопрос