Данный очерк подготовлен для того, чтобы помочь учащимся средних школ и студентам вузов лучше усвоить положения обществознания, естествознания и технознания в системе образования. Государственными образовательными стандартами Российской Федерации установлены требования к подготовке учащихся при получении начального образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования. При получении начального образования учащиеся изучают дисциплину «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», а в дельнейшем получают дополнительные сведения при изучении дисциплины «Обществознание», «Концепции современного естествознания» и изучении отдельных естественных наук и общественных наук. Объектом изучения естествознания является общество, а объектом изучения естествознания является природа. У общества есть потребность в разработке положений естествознания, т. к. природные ресурсы нужны для удовлетворения естественных потребностей людей и для понимания природы людей, т. к. люди возникают в результате эволюции живой природы. Разработка положений обществознания необходима обществу для самопознания. Взаимодействие между обществом и природой происходит с помощью средств труда в ходе производственной деятельности. Средства труда (орудия и машины) изучает технознание (технические науки), а кроме этого технознание изучает способы предметно-преобразовательной деятельности (навыки, умения), которые используют люди. В системе технических наук важное место занимает теория машин и механизмов, которая опирается на положения естествознания (естественных наук). Таким образом, технознание способствует осмысления взаимосвязи между положениями обществоведения (общественных наук) и положениями естествознания. Описание роли различных элементов производства (предмета труда, средством труда и рабочей силы) в процессе взаимодействия между природой и обществом содержится в марксистской концепции развития общества, цивилизационных концепциях развития общества и концепциях технологического развития общества. Разработка данных концепций опирается на определенные философские положения для того, чтобы соотнести между собой различные области знания: естествознание (естественные науки), обществознание (общественные науки) и технознание (технические науки).
При изучении дисциплины «Окружающий мир» целесообразно опираться на положения философии, т. к. объектом философии является мир в целом и место человека в нем. Таким образом, существуют объективные основания, опираясь на которые философия может обеспечить осмысление единства обществознания (социально-гуманитарных наук), естествознания (естественных наук) и технознания (технических наук). Под объектом понимают мир в целом или часть окружающего мира, а под субъектом понимают человека или группу людей. Предметом в науке называют сторону объекта, которая подлежит изучению. Мир можно рассматривать как единый объект или подразделять его множество объектов посредством анализа. В последнем случае под объектом понимается часть окружающего мира. Объект можно рассматривать с различных сторон. Сторона объекта, которая подлежит изучению, называется предметом изучения. Различные науки изучают различные объекты и предметы окружающего нас мира. Философия выполняет интеграционную функцию, обобщая выводы различных наук и создавая научную картину мира. Для описания мира в целом и места человек в нем философия опирается на всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Под всеобщими законами понимаются законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественных изменений и качественных изменений, закон отрицания отрицания. В качестве основного вопроса философии рассматривается вопрос о первичности бытия или мышления, материи или сознания. Описываются пространственные и временные характеристики бытия. Философия выполняет следующие функции: мировоззренческую функцию, познавательную функцию, методологическую функцию, интегративную функцию, праксеологическую функцию и другие функции. Познавательная функция философии осуществляется посредством теории познания. Теория познания изучает формы и методы научного познания. К формам научного познания относят парадигмы, теории, законы, принципы, гипотезы, модели, факты. Методологическая функция философии обеспечивает формирование учения о методах (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический метод, логический метод, сравнительный метод, метод моделирования, количественный метод, качественный метод, субъективный метод, объективный метод, методы систематики и т. д.),
Понятие парадигмы для описания развития науки было использовано Т.Куном [8]. Он понимает под парадигмой модель, образец, пример в научном исследовании, который объединяет членов научного сообщества. По его мнению, понятие парадигмы сходно с понятием программы научного исследования. Содержание парадигмы описывается посредством определенной дисциплинарной матрицы, которой придерживается ученый. В дисциплинарной матрице выделяются следующие элементы: метафизическая часть парадигмы, символические обобщения (например, символическая запись закона И.Ньютона), ценности (общепринятые ценности и индивидуальные модификации в применении общепринятых ценностей), образцы решения проблем. Смена парадигмы приводит к научной революции. С критикой концепции парадигмы Т.Куна выступил К.Поппер [17]. Он полагает, что ориентация ученых на определенные модели, образцы и примеры научного исследования являются тормозом в развитии науки и способствует проявлению догматизма. По его мнению, необходимо ориентировать ученых на использование не только принципа верификации, но и принципа фальсификации суждений, т. е. на критическое отношение ко всяким суждениям в науке. В споре Т.Куна и К.Поппера компромиссную позицию занял И.Лакатос, который являлся учеником К.Поппера. И.Лакатос полагает, что развитие научного познания можно описать посредством реализации исследовательских программ [9]. В методологии научно-исследовательской программы различается положительная эвристика и отрицательная эвристика. Отрицательная эвристика защищает твердое ядро научно-исследовательской программы, а положительная эвристика использует гипотезы для защиты твердого ядра. Для описания научного познания предлагается опираться на положения диалектики, т. к. в основании научно-исследовательской программы может лежать противоречие. В качестве примера такого противоречия называется корпускулярно-волновой дуализм, лежащий в основе теоретических представлений современных физиков.
В. С. Степин пишет, что оппоненты Т.Куна отмечают расплывчатость и многозначность его толкования содержания парадигмы, например, относительно субординации элементов дисциплинарной матрицы или понимания метафизической части дисциплинарной матрицы либо как философской части, либо как принципов научного исследования [16]. В связи с этим возникает вопрос о том, как относиться к изменениям в дисциплинарной матрице (парадигмальным прививкам), которые осуществляют ученые. Изменения любых элементов дисциплинарной матрицы свидетельствуют о преобразовании старой парадигмы в новую парадигму? Т.Кун описывает данный процесс через соответствующие примеры научных революций, в ходе которых происходила смена одной парадигмы на другую. Необходимо дать определение тех элементов дисциплинарной матрицы, которые порождают преобразования одной парадигмы в другую или замены одной парадигмы другой парадигмой. В. И. Добреньков и А. И. Кравченко предлагают использовать кроме понятия дисциплинарной матрицы понятие междисциплинарной матрицы и понятие внутридисциплинарной матрицы [3]. Понятие междисциплинарной матрицы предлагается использовать для научного изучения междисциплинарных связей наук, а понятие внутридисциплинарной матрицы использовать для научного изучения элементов научного знания и внутренних взаимосвязей в рамках данной дисциплины. Во внутридисциплинарной матрице предлагается различать следующие элементы: научные программы, исследовательские группы, научные направления, методология, теоретические и эмпирические знания. Необходимость использования понятия внутридисциплинарной матрицы обосновывается тенденцией дифференциации наук, а понятие междисциплинарной матрицы можно использовать для изучения процессов интеграции наук. Однако существует проблема изучения соотношения междисциплинарной матрицы и внутридисциплинарной матрицы, т. к. всякая дисциплина в процессе развития научного познания может подвергнуться дальнейшей дифференциации и преобразоваться в набор различных дисциплин, соотношение между которыми необходимо будет изучать с точки зрения междисциплинарной матрицы. При рассмотрении междисциплинарной матрицы необходимо учитывать соотношение различных парадигм, которые используются в различных дисциплинах.
Мировоззренческая функция позволяет философии формировать научную картину мира. В. С. Степин пишет, что современная научная картина мира формируется на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма посредством объединения эволюционного подхода и системного подхода. Он рассматривает эволюцию неживых материальных систем, живых материальных систем и социальных материальных систем как единый универсальный (глобальный) процесс. По его мнению, важную роль в синтезе эволюционного подхода и системного подхода сыграли положения синергетики (теории развития систем), разработанные в сочинениях Г.Хакена, который опирался на теорию самоорганизации И. Р. Пригожина. Высказывается мысль о том, что принципы универсального (глобального) эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Универсальный (глобальный) эволюционизм позволяет выявить взаимосвязь различных объектов окружающего мира. Познавательная функция философии осуществляется посредством теории познания. Теория познания изучает формы и методы научного познания. К формам научного познания относят парадигмы, теории, законы, принципы, гипотезы, модели, факты. Методологическая функция философии обеспечивает формирование учения о методах (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический метод, логический метод, сравнительный метод, метод моделирования, количественный метод, качественный метод, субъективный метод, объективный метод, методы систематики и т. д.), В развитии социально-гуманитарных наук важную роль играет сочетание субъективных методов исследования и объективных методов исследования. Объектом познания философии является мир в целом и место человека в нем, а обществознание изучает только общество. Обществознание (социально-гуманитарные науки) соотносится с естествознанием (естественными науками) и технознанием (техническими науками). Взаимосвязь философии и социально-гуманитарных наук описывается в социальной философии.
Для разработки научных основ естествознания и обществознания необходимо использовать метод систематизации. Под систематикой понимается учение о принципах и способах упорядочения элементов системы в условиях проявления хаоса, нарушения порядка. В систематике используется классификация и типология элементов системы, разрабатываются положения номенклатуры. Положения социальной систематики и номенклатуры разрабатываются на определенных философских и частнонаучных теоретических и эмпирических основаниях. При разработке положений естественнонаучной и социальной систематики предлагается учитывать деление наук на номотетические науки и идиографические науки, которое предложил В.Виндельбанд [2]. Последний относил номотетическим наукам естествознание, а к идиографические наукам относил обществознание. С мнением В.Виндельбанда в определенной мере не согласен Н. И. Кареев [5]. Он полагал, что социология, которая относится к обществознанию, является номотетической наукой. По его мнению, номотетические науки можно называть номологическими науками, а идиографические науки можно называть феноменологическими науками. Настоящее время считается золотым веком использования номотетического подхода в социологии. На социологию возлагается задача номотетического (номологического), т. е. теоретического осмысления исторических явлений, а на историю возлагается задача идиографического (феноменологического) описания исторических явлений. Таким образом, обосновывается идея взаимосвязи истории и теории в развитии науки. Для решения этих задач систематизируются существующие научные воззрения и предлагается разработка положений социологической номенклатуры и исторической номенклатуры для преодоления существующего хаоса в терминологии. Критически оценивается хронологическая номенклатура (деление истории на древнюю историю, средние века и новое время), принятая в исторической науке, которая может быть усовершенствована с точки зрения социологических теорий развития общества. При разработке положений социологической номенклатуры предлагается учитывать опыт разработки номенклатуры естественных наук (астрономической номенклатуры, географической номенклатуры. ботанической номенклатуры, зоологической номенклатуры, химической номенклатуры). Сходство социологической номенклатуры и естественнонаучной номенклатуры объясняется тем, что социология рассматривается как номотетическая (номологическая) наука и естественные науки рассматриваются как номотетические (номологические) науки.
Систематика фактов способствует обоснованию законов, а разработка системы понятий необходима для осмысления сущности закона. Разрабатываются также положения систематики законов. Различаются законы природы, законы общества, законы мышления; качественные законы и количественные законы; динамические законы и статистические законы; законы астрономии, законы физики, законы химии, законы биологии, законы социологии, законы экономической науки и т. д. Своеобразие законов различных наук объясняют качественными особенностями предметов, которые они изучают. Закон фиксирует всеобщие и необходимые причинно-следственные отношения явлений. В связи с этим потребовалось дать определение понятия причины и понятия следствия. Под причиной понимают объект (или субъект), который посредством воздействия на другой объект (или субъект) порождает определенное следствие. Под следствием понимают след, результат, вывод и т. д. Корнем понятия следствия является след. От этого корня происходит много слов: наследие, наследственность, последствие, исследование. Понятие наследия описывает явления прошлого, которые оказывают воздействия на явления в настоящее время, а понятие последствий описывает явления, которые могут возникнуть в будущем в результате явлений, возникающих в настоящее время. Законы познаются в процессе исследования. В этимологическом словаре пишут, что слово исследование буквально означает идти по следу. Для познания законов выявляют следы прошлого в настоящем во Вселенной, на нашей планете Земля, в биосфере, обществе и психике людей. Изучение следов прошлого в настоящем позволяет установить картину исторического развития мироздания. Источники исторических сведений рассматриваются как следы прошлого. Эмоциональный след может храниться в памяти человека достаточно длительное время. Следоведение помогает криминалистам разбираться в очень запутанных жизненных ситуациях людей. Криминалистическая гомология изучает следообразующие и следовоспринимающие объекты для описания картины произошедших событий. Гомологичным называются объекты, между которыми существует частичное сходство наряду с частичным отличием. Понятие гомологии используется в систематике различных объектов и субъектов.
Взаимосвязь философии и естественных наук описывается в философии природы (натуральной философии). Положения натуральной философии в XVII — XVIII веках разрабатывал И.Ньютон. В XX — XXI веке положения философии природы разрабатывали И. Р. Пригожин, Г.Хакен. Взаимосвязь философии и технических наук описывается в философии техники. О взаимосвязи философии и инженерных наук писал Т.Гоббс. По его мнению, инженерные науки опираются на положения механики. Человеческое искусство формирования государства он сравнивает с механическим искусством создавать искусственные тела. Государство рассматривается как искусственное тело, которое описывается посредством антропопроекции, т. е. государственные органы описываются по аналогии с органами человека. Сходным образом Э.Капп описывает развитие техники посредством органопроекции. Опираясь на А.Эспинас, опираясь на представление об органопроекции и позитивистскую социальную теорию, разрабатывается положения праксеологии (философии действия), которая рассматривалась как учение о технологии [4]. Слово праксеология (иногда пишут слово праксиология) является словосочетанием двух греческих слов, слова πράξις, которое в переводе на русский язык означает практику, действие и слова λογος, которое в переводе на русский язык означает учение. Таким образом, слово праксеология в переводе на русский язык означает учение о практике и деятельности. Положения праксеологии разрабатывал также Т.Котарбинский, который попытался обобщить достижения праксеологии в прошлом столетии [7]. Он внес определенный вклад в разработку общих положений праксеологии. Однако после публикации его сочинений прошел длительный срок и в настоящее время накоплен значительный материал, относящийся к развитию различных видов праксеологии, который нуждается в обобщении. По его мнению, определенный вклад в разработку положений праксеологии внесли следующие концепции: теория действия Т.Парсонса, философия действия Дж.Дьюи, экономическая теория труда К.Маркса, и другие научные концепции. Им анализируются особенности искусного действия. Таким образом, раскрывается роль искусства в праксеологии. С точки зрения принципов действия оцениваются дефекты действий. Анализируется элементарное действие и сложное действие, коллективное действие и взаимодействие. Особое внимание уделяется изучению трудовой деятельности, материала для труда, орудия труда и продукта труда. Отмечается необходимость опытного обоснования положений праксеологии. Изучаются возможности действия, различаются простые и сложные действия, подготовка действий, соотношение позитивной и негативной кооперации в процессе взаимодействия субъектов.
Действия рассматриваются с точки зрения искусности действия (мастерства). В структуре действия различаются результаты действия в виде произведений искусства и средства действия в виде искусственных средств. Рассматриваются принципы искусных действий, опираясь прежде всего на опыт искусства борьбы, в частности на опыт вооруженной борьбы. Искусство борьбы допускает использование как собственных средств, так и средств противника в ходе противоборства для достижения поставленной цели. Переосмысливается принцип военных стратегов о необходимости концентрации сил и средств в решающем месте в решающий момент времени. Высказывается мысль о том, что не всегда требуется концентрация сил и средств в одном месте. Достаточно концентрировать свои силы и средства для достижения общей цели, а также препятствовать концентрации сил и средств противника. Причем это касается не только искусства борьбы, но всяких искусных сложных действий. Концентрация сил и средств означает также объединение усилий многих людей для достижения общей цели. В единстве сила. Первоначально сформировалась философская праксеология (философия действия) и социологическая праксеология (социологическая концепция действия), а затем под влиянием разделения труда сформировались другие разновидности праксеологии: экономическая праксеология, политическая праксеология, военная праксеология, праксеология управления, культурная праксеология, художественная праксеология, педагогическая праксеология. Философская праксеология и социологическая праксеология выполняют интегративную функцию по отношению к другим разновидностям праксеологии. Философская праксеология в качестве философии действия и философии искусства сформировалась в Древней Греции. Исследование тех или иных явлений действительности была связана с практическими нуждами людей.
Ученый занимается научными исследованиями в определенных социально-экономических и духовных условиях развития общества. В связи с этим пишут о многообразной обусловленности концентрации внимания ученого в процессе научного исследования. В связи с социально-экономической и духовной обусловленностью развития научного познания используют различные варианты периодизации развития науки: во-первых, традиционное деление исторических периодов на древность, средние века, возрождение, Новое время и современное время, во-вторых, деление исторических периодов по формациям в соответствии с марксистской теорией социально-экономического развития, в третьих, деление исторических периодов на доклассическую науку, классическую науку, неклассическую науку и постклассическую науку в соответствии с уровнем развития научного знания. В процессе развития научного познания ученые концентрируют внимание на различных объектах и предметах и поэтому пишут о проявлениях космоцентризма, геоцентризма, гелиоцентризма, антропоцентризма, эгоцентризма, группоцентризма, этноцентризма, социоцентризма, природоцентризма, теоцентризма, логоцентризма, наукоцентризма и других проявлениях объектоцентризма и предметоцентризма. В начале научные знания развивались в рамках философии, которые противопоставлялись ненаучным воззрениям. Противоборство научных и ненаучных воззрений сохраняется до сих пор. При Президиуме Российской академии наук создана Комиссия Российской академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.
Для описания объекта в древнегреческой философии использовалось понятие космоса. Внешний мир по отношению к человеку описывался посредством понятия макрокосма, а внутренний мир человека описывался Гераклитом посредством понятия микрокосма. Развитие человека и космоса рассматривалось с точки зрения положений диалектики. Затем возникло противопоставление космоцентризма и антропоцентизма в развитии древнегреческой философии. Сторонники космоцентризма (милетцы и Гераклит) рассматривали человека как элемент в системе мироздания, а сторонники антропоцентризма (софисты) рассматривали человека как меру всех вещей. С критикой софистов выступил Сократ, а одного из представителей сократической школы Аристотеля называют сторонниками геоцентризма. Земля в представлениях древних греков занимает промежуточное положение между макрокосмом и микрокосмом. На основе этих воззрений об объектах познания в рамках философии стали формироваться знания о макрокосме (Вселенной), знания о Земле, знания о микрокосме (внутреннем мире человека). В средние века наука занимала подчиненное положение по отношению к теологии, развиваясь в условиях теоцентризма. Эпоха Возрождения характеризуется научной революцией в астрономии, в результате которой на смену геоцентризма пришел гелиоцентризм. В Новое время и настоящее время произошло размежевание теологии и науки. Изучение микрообъектов способствовало развитию фундаментальных наук (физики, химии, биологии, социологии), которые изучают различные уровни организации материальных систем. Физика изучает элементарные частицы и физические свойства атомов, химия изучает химические свойства атомов и молекул, биология изучает неклеточные формы жизни, клетки и организмы, социально-гуманитарные науки (антропология, социология и другие науки) изучают человека и общество.
В философии рассматривают взаимосвязь уровней организации материальных систем с формами движения материи. Уровни организации материальных систем связывают с различными формами движения материи [11]. В соответствии с вышесказанным к абиотическому уровню организации материальных систем относится неживая природа, к биотическому уровню организации материальных систем относится живая природа, а к социальному уровню организации материальных систем относится человечество. На абиотическом уровне организации материальных систем проявляется физическая форма движения материи и химическая форма движения материи. На биотическом уровне организации материальных систем проявляется биологическая форма движения материи. На социальном уровне организации материальных систем проявляется социальная форма движения материи. На качественно отличных уровнях организации материальных систем действуют различные законы (закономерности). Потребность во всестороннем изучении объектов познания привело к развитию наук на основе предметоцентризма. Различные науки стали различаться по предмету исследования. Жизнь общества в различных регионах Земли стала предметом изучения социальной географии, биологические явления в различных регионах Земли стала изучать биогеография, химические явления в различных регионах Земли стала изучать геохимия, физические свойства Земли стала изучать геофизика. Жизнь людей в космическом пространстве во время космических полетов стала предметом изучения астросоциологии (космосоциологии), биологические явления в космическом пространстве во время космических полетов стала предметом изучения астробиологии (космобиологии), химические явления в космосе стали предметом изучения астрохимии (космохимии), физические свойства Вселенной стали предметом изучения астрофизики (космофизики).
В древности и средние века знания об обществе и знания о природе входили в состав философии, в Новое время естественные науки и общественные науки стали обособляться от философии. На развитие классического естествознания и обществознания существенное влияние оказали положения математических начал натуральной философии И.Ньютона, которые были сформулированы во второй половине XVII века [14]. В этой натурфилософии под природой понималась материя. Материальное тело характеризовалось определенной массой. Движение материальных тел в пространстве и времени описывалось посредством трех законов, сформулированных в качественной форме в виде аксиом. Первый закон И.Ньютона гласил, что материальное тело может сохранять покой или равномерное прямолинейное движение до тех пор, пока на него не подействует сила. Второй закон И.Ньютона гласил, что изменение количества движения пропорционально приложенной силе. Третий закон И.Ньютона гласил, что всякое действие встречает равное и противоположно направленное противодействие. Кроме этого дается эмпирическое обоснование закона всемирного тяготения, в соответствии с которым сила притяжения тел пропорциональна материальных массе тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между материальными телами. Обосновывается необходимость математического (количественного) описания смысла вышеуказанных законов. Данная система законов используется в качестве ядра классической физико-механической теории, которая использовалась для описания движения небесных материальных тел в солнечной системе и земных материальных тел. В физико-механической теории различают такие разделы как статика, динамика, кинетика. Для описания движения материальных тел разрабатывались положения дифференциального и интегрального исчисления. Положения натурфилософии И.Ньютона и его классической физико-механической теории оказали существенное влияние на развитие других наук. В химии стали разрабатываться основы физической химии, в которой различались такие разделы как химическая термодинамика, химическая кинетика. В биологии стали разрабатываться положения биологической механики (биомеханики). В социологии О.Конт сформулировал положения социальной статики и социальной динамики.
Развитие естественных наук позволило описать различные уровни организации материи: элементарные частицы, атомы, молекулы, неклеточные формы живых систем, клетки, организмы, популяции. Изучение этих уровней организации материи побудило ученых критически оценить положения классической физико-механической теории. Для описания сущности различных уровней организации материи ученые используют различные законы. Законы химии отличаются от законов физики, а законы биологии отличаются от законов физики и законов химии. Положения классической физико-механической теории подвергались критики с точки зрения биологической теории эволюции, положения которой разработал Ч.Дарвин. Он описывает борьбу за существование и механизм естественного отбора живых существ. Формирование различных уровней организации материи стали рассматривать с точки зрения глобальной (универсальной) эволюции. Попытку переосмыслить положения классической физико-механической теории с точки зрения теоретической биологии предпринял Л.Берталанфи [1]. По мнению последнего, разногласия в области теоретических воззрений на природу можно преодолевать на основе системной философии и общей теории систем. Он предлагает в общей теории систем опираться на закон логической гомологии. В общей теории систем разрабатывается направление исследований в области теории развития систем, опираясь на сочинения И. Р. Пригожина и Г.Хакена. Последний называет направление своих исследований синергетикой о опирается на теорию самоорганизации (теорию сложных систем) И. Р. Пригожина. Г.Хакен и И. Р. Пригожин колеблются между материалистическим и идеалистическим решением основного вопроса философии, а И. Р. Пригожин предлагает опираться на положения диалектики. Философские взгляды И. Р. Пригожина, которые были изложины в статье «Философия нестабильности» [14], критически оценили известный специалист в области естественнонаучной синергетики С. П. Курдюмов и философ Е. Н. Князева [6]. Они полагают, что И. Р. Пригожин в вышеуказанной статье слишком расширил роль нестабильности, настаивая на принципиальной непредсказуемости поведения сложных систем, и критически оценивают высказывания о несводимости современной науки к материализму и детерминизму. При разработке положений синергетической философии они опираются на определенные положения естественнонаучной синергетики и социальной синергетики, на основании которых делаются выводы возможностях материалистического толкования исследуемых наукой явлений и формирования новой формы детерминизма. По их мнению, в синергетике следует опираться на положения теории систем, основы которой были заложены Л.Берталанфи и затем были развиты в сочинениях многих других ученых. Они полагают, что в синергетике управление системами необходимо осуществлять с учетом внутренних тенденций развития системы. Синергетика рассматривается как теория развития систем, которая позволяет объяснять возникновение эмерджентных свойства системы. Положения синергетики описываются посредством опоры на законы самоорганизации. С. П. Курдюмов с 1989 по 1999 год был директором Института прикладной математики РАН им. М. В. Келдыша и сотрудники этого института до сих пор активно разрабатывают положения синергетики. Таким образом, можно сказать на базе Института прикладной математики РАН им. М. В. Келдыша сложилась математическая школа в разработке положений синергетики.
В синергетической теории развития систем также как и в теории систем Л.Берталанфи предпринята попытка описать процессы эволюции в природе, обществе и мышлении. При этом учитывалась критика положений классической физико-механической теории первой половине XX века с точки зрения положений квантово-механической теории и теории относительности А.Эйнштейна. Положения квантово-механической теории разрабатывались для описания явлений микромира, а положения теории относительности разрабатывались для описания явлений мегамира. К явлениям микромира относят взаимодействия элементарных частиц и атомно-молекулярные взаимодействия, а к явлениям мегамира относят космические явления. Развитие квантово-механической теории опирается на определенные принципы: принцип соответствия, принцип корпускулярно-волнового дуализма, принцип суперпозиции и другие принципы. Принцип соответствия утверждают, что всякая новая теория может рассматривать предыдущую (старую) теорию как отдельный (предельный) случай применения новой теории. Принцип корпускулярно-волнового дуализма утверждает, что элементарные частицы могут проявлять волновые и корпускулярные свойства. Принцип суперпозиции позволяет рассматривать сложное явление как результат наложения друг на друга нескольких явлений. Для описания квантово-механических явлений используется уравнение Шредингера. Физики в XX веке стали разрабатывать партонную модель субатомных частиц. С помощью уравнения Шредингера удалось теоретически осмыслить качественный периодический закон Д. И. Менделеева, который используется для систематики химических элементов.
Положения квантово-механической теории и теории относительности были разработаны для описания космических явлений, которые нельзя было объяснить с точки зрения классической физико-механической теории. В настоящее время для описания эволюции Вселенной используется гипотеза большого взрыва. Критический анализ положений классической физико-механической теории с точки зрения квантово-механической теории и теории относительности содержится в сочинениях И. Р. Пригожина [12–13]. Он пишет, что классическая физико-механическая теория описывает только обратимые процессы, необратимые процессы можно объяснить посредством возникновения порядка из хаоса. В основе теории самоорганизации (теории сложных систем) лежат представления об активности элементов системы, в результате которой возникает хаос и неравновесное состояние системы. Неравновесное состояние системы приводит к возникновению диссипативных структур, которые могут приобрести некоторую устойчивость посредством автокатализа. В основе теории самоорганизации (теории сложных систем) лежат представления И. Р. Пригожина об активности элементов системы, в результате которой возникает хаос и диссипативные структуры. В синергетике используются понятие аттрактора, которое обозначает направление изменений системы, а понятие бифуркации указывает на момент качественного изменения состояния системы. Г.Хакен в качестве концептуальной основы синергетики рассматривает следующие положения [15]:
- Исследуемые системы состоят из нескольких или многих частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.
- Эти системы являются нелинейными.
- Речь идет об открытых системах, далеких от состояния равновесия.
- Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.
- Системы могут стать нестабильными.
- Происходят качественные изменения.
- В этих системах обнаруживаются эмерджентные новые качества.
- Возникают пространственные, временные и пространственно-временные структуры.
- Структуры могут быть упорядоченными или хаотичными.
- Во многих случаях возможна математизация
Литература:
- Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник 1973. — М.: Наука, 1973.
- Виндельбанд В. Прелюдии. — М.: Кучково поле, 2007.
- Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.1. Теория и методология. — М.: Инфра-М, 2003.
- Капп Э., Кунов Г., Нуаре Э., Эспинас А. Роль орудия в развития человека. — Л., 1925.
- Кареев Н. И. Теория исторического знания. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевача, 1913.
- Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М.: Наука, 1994.
- Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. — М.: Экономика, 1975.
- Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1975.
- Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. — М.: Академический проект, 2008.
- Ньютон И. Математические начала натуральной философии. — М.: Наука, 1989.
- Петров В. П. Философия: Курс лекций: Учебник для вузов по дисциплине «Философия» для естественнонаучных и технических специальностей. — М.: ВЛАДОС, 2012.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М.: УРСС, 2003.
- Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант: К решению парадокса времени. — М.: ЛИБРИКОМ, 2009.
- Пригожин И. Р. Определено ли будущее? — Москва-Ижевск: ИКИ, 2005. 240 с.
- Синергетика: 30-летний ребенок и его отец. Интервью с Г.Хакеном, проведенное Е. Н. Князевой в сентябре 1998 года // Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. — М.: КомКнига, 2007.
- Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М.: Прогресс Традиция, 2000.
- Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики / Составители Д. Г. Лахути, В. Н. Садовский, В. К. Финн. — М.: УРСС, 2000.