Ключевые слова: ДжонЛокк, частная собственность, собственность, труд, индивидуальное присвоение, общественный договор.
В либеральном понимании индивидуальных прав, гражданского общества и рыночных отношений базируется государственность многих стран Западной Европы. Американский капитализм строится на уважении заповедей Дж. Локка о равных возможностях, о том, что собственность человека распространяется на его жизнь, свободу, имущество и должно защищаться законом.
Джон Локк — видный политический деятель своего времени. В своих социально — политических взглядах Локк исходил из концепции естественного права. Свои политико-правовые взгляды он изложил в работе «Два трактата о правлении» [1], где он и рассказывает нам о своем видении «собственности». Теме собственности философ посвятил V главу второй книги «Два трактата о правлении». Данный труд представляет собой учение и своеобразную совокупность воззрений по политической философии.
Как самому важному в жизни общества, Локк предает особое значение праву собственности. В качестве основной гарантии свободы и независимости индивида, Локк называет обладание им собственностью.
Проблема собственности выступала в качестве одной из центральных на протяжении всего развития мировой, философской и политико-правовой мысли. Однако в XVII — XIX вв. концепция собственности приобрела качественно новое значение во многом благодаря взглядам Локка. Прежде всего, под собственностью Локк понимает соединение природных предметов с человеческим трудом. Именно труд определяет «мое”, «твое” от общей собственности. Собственность — это нечто, неразрывно связанное с личностью.
Личность от рождения обладает, согласно Локку, тремя основными правами: 1) право на жизнь; 2) право на свободу; 3) право на собственность. Все эти права неотчуждаемы. Человек их не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах.
По договору об учреждении государства люди не отказываются от своих основных естественных прав. Следовательно, право на собственность является неотчуждаемым правом. И когда индивиды с помощью заключения общественного договора переходят из естественного в общественное состояние, то при этом само собой подразумевается, что государство (правительство) должно защищать эту частную собственность. Поданные подчиняются правительству, а правительство защищает право частной собственности, поддерживает порядок и обеспечивает реализацию общих интересов и целей.
Теорию Локка принято называть трудовой теорией собственности, так как он связывает возникновение собственности из труда. Локк утверждает, что человеку изначально принадлежит его тело и труд, который он способен выполнять с помощью своего тела. И когда люди применяет свой труд или свою собственность как ранее достигнутое материальное выражение своего труда к некоторому объекту, то этот объект становится их собственностью, потому что они вложились в него. Он приводит пример того, когда человек поднимает яблоко, лежащее на земле, которое затем становится его собственностью, так как человеком был осуществлен труд и приложены усилия по поднятию данного яблока. Данная ситуация не требует согласия всех людей — каждый имеет право стать хозяином чего-либо по собственной инициативе.
Однако, Локк ставит и ограничение того, что в естественном состоянии человек может получить столько вещей, сколько ему нужно для надлежащего использования. Продолжая тот же пример с яблоком, Локк говорит, что возможно поднять и сделать своими столько яблок, сколько человек сможет съесть, прежде чем они начнут портиться. Часть из них просто пропадёт без пользы, если человек возьмёт слишком много. Получается, нужно взять ровно столько, сколько можно использовать.
Локк также применяет это правило к земле: в естественном состоянии человек может объявить землю своей, приложив к ней труд (вырастив урожай и построив дом). Но человек может приобрести, таким образом, ровно столько земли, сколько он может рационально использовать. Локк называет труд инструментом, с помощью которого люди делают свой мир более продвинутым и приятным для обитания. В этом мы тоже уже видим индивидуальный подход к своим вещам, индивидуальное право.
Если же сравнивать идеи Локка с современниками, то знаменитый канадский политолог Торнтского университета К. Б. Макферсон в своей книге «Политическая теория собственнического индивидуализма» связывает доктрину Дж. Локка с теоретическим наследием английской революции середины XVII в., в частности с идеями левеллеров. Он пишет: «Левеллеры невольно вымостили дорогу Локку и вигской традиции, ибо вся их доктрина естественных прав на собственность могла быть обращена на службу Локковским идеям, как и более радикальным задачам».
Из мыслей Макферсона мы видим, что он считает Локка классическим выразителем собственнического индивидуализма. Однако он делает акцент только на отрицательных чертах такого индивидуализма. Макферсон предполагает, что государство, по Локку, создается и существует для защиты интересов индивидуальной собственности и для обеспечения правильных отношений обмена между индивидами [2]. Так же Макферсон, отмечая связь теории Локка и социально-экономических условий Англии XVII в., указывал на то, что Локк оправдывал и фиксировал общественное неравенство, находя ему свое обоснование. Канадский профессор пишет: «Нужно было обосновать революцию и найти естественное обоснование неравенству. Дж. Локк сделал и то и другое».
В понимании Макферсона, у Локка, главным является человек — собственник, который и есть «нормальный человек». По справедливому мнению К. Б. Макферсона, Локк не видит все стороны «рыночного общества», т. к. руководствуется ограниченным подходом, а именно классовой позицией либерала.
Недостатком концепции Локка канадский политолог считает ее противоречивость, источником которой видит общие абстрактные терминалы где, говорится о вещах, имеющих классовое содержание, а потому в этих понятиях не отражается социальная действительность.
Возвращаясь же снова к трудам Локка, в конце главы «О собственности» Локк связывает историю развития денег с собственностью. Он отмечает, что все полезные товары быстро становятся бесполезными. Однако, если кто-то приобрел много яблок, то он может обменять их избыток, например, на ягоды. Таким образом развиваются отношения обмена, а это ведет к появлению денег. Деньги как мера стоимости, подкрепленные трудом и естественными правами людей (в частности, правом приобретать), становятся основой для выхода за уровень простого обеспечения средств к существованию. Такой процесс возникает в естественном состоянии в определенный момент перед тем, как люди решают образовать общество, чтобы защитить свои права собственности. В будущем за эти «деньги» все и будут приобретать собственность.
У договорной теории Локка есть и свои минусы. Локк исходил из вещной индивидуалистической трактовки собственности, он видел в ней отношение отдельного человека к своему имуществу (вещам). Важными аспектами его трактовки собственности является указание, 1) на естественные потребности человека как источник отношений собственности, и, 2) на право, регламентирующее волевые отношения между людьми в качестве стороны реализации отношений собственности. Исходя только из индивидуального субъекта собственности невозможно объяснить почему при идентичности у всех людей базовых потребностей разные люди обладают разными общественными возможностями их удовлетворения, и почему при индивидуальных различиях индивидуальные потребности в одном и том же обществе одинаковы относительно общественной формы их удовлетворения, и, соответственно, общественных форм и способов присвоения потребляемых благ.
Подытоживая, можно сказать, что защита частной собственности является одной из целей, объединяющих людей в общества. Цель, которой состоит в том, чтобы защитить собственность от посягательств посредством установления определенных законов, защищающих права собственников. Локк пишет: «Причина, по которой люди вступают в общество, это сохранение их собственности» [1]. Любое общество или власть, которые не могут защитить право частной собственности, попадают под угрозу свержения.
Проанализировав теорию собственности в работе Джона Локка «Два трактата о правлении», мы пришли к заключению, что его концепция характеризуется следующими ключевыми моментами: справедливость частной собственности не может быть поставлена под сомнение, поскольку собственность происходит из труда; без возникновения и признания частной собственности прогрессивное развитие общества было невозможно. Кроме того, трудясь, человек обогащает естественную вещь, воздействуя на нее, в результате чего право иных лиц ограничивается и не допускается [3]. Раскрывая эту мысль, добавим, что саму работу следует воспринимать как находящуюся в собственности трудящегося. И, поэтому, вещь, над которой трудился индивидуум, никем не может быть отчуждена.
Джон Локк, стремясь обосновать независимость права собственности от государственной власти, выдвинул гипотезу, согласно которой собственность как естественное право возникает еще в догосударственном обществе, и что для индивидуального присвоения не требуется согласие людей, имеющих общее право на природные объекты: единственным основанием индивидуального присвоения является труд.
Отсутствие собственности означает и отсутствие преступлений, с ней связанных, и отсутствие необходимости решать споры, возникающие по этому поводу. В современном мире одной из главных причин конфликтов между людьми и государством, с которым мы когда-то заключили общественный договор, является владение собственностью.
Литература:
- Джон Локк «Два трактата о правлении» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/lock/lokk_2_19.html (дата обращения: 15.05.2020)
- Macpherson C. B. The Political Theory of Possessive Individualism. Oxford, 1962.
- Теория либерализма Дж. Локка в истории зарубежной политической мысли // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-liberalizma-dzh-lokka-v-istorii-zarubezhnoy-politicheskoy-mysli/viewer (дата обращения: 18.05.2020).