В статье автор рассматривает подход обучения чтению и способ расширения словарного запаса через изучение газет на иностранном языке.
Ключевые слова : китайский язык, газета, проектная работа, чтение.
В последние годы газета считается важным ресурсом для изучения иностранного языка. Чтение газет дает учащимся возможность познакомиться с реальным языком, помогает пополнить словарный запас и повысить культурную осведомленность.
Наиболее традиционным является рассмотрение чтения как процесса приема и переработки информации, где под информацией понимается содержание текста [1].
В последние два десятилетия исследования, посвящённые чтению газет как особому методу преподавания китайского как второго иностранного языка, привлекают все большее внимание. Литература в основном сосредоточена на редактировании материалов для преподавания и повышения интереса к чтению газеты, а иногда и на некоторых экспериментальных исследованиях стратегий обучения. То, что все еще остается редким, — это модели или руководящие принципы, которые основаны на результатах теоретических и эмпирических исследований, чтобы направлять учителей к педагогически успешным урокам.
По сравнению с уроками, ориентированными на учителя, где преподаватель играет центральную роль в управлении содержанием и учебными задачами урока, эта статья обрисовывает в общих чертах модель построения урока, ориентированного на учащихся продвинутого уровня, которые изучают китайский язык. Данная статья освещает сильные стороны и проблемы подхода, ориентированного на учащихся, с учетом их потребностей.
Опрос, проведенный нами среди 45 учащихся продвинутого уровня, не являющихся носителями китайского языка, в 2019 году показал, что трудности в развитии навыков чтения с помощью газеты включают не только ограниченный объем словарного запаса и базовые знания, но и отсутствие мотивации к чтению материалов вне класса. Результаты опроса позволили сформировать основу для урока, ориентированного на ученика, который отводит учащимся самостоятельную роль в управлении содержанием и процессом чтения, в то время как учитель занимает вспомогательную и направляющую роли.
Ориентированный на ученика урок может быть организован на основе проектной работы, состоящей из следующих этапов:
1) Планирование: определение и интерпретация реальных вопросов или тем путем переговоров и определение их собственных целей.
2) Сбор: собирайте подлинные газетные материалы для достижения своих целей и выполняйте познавательные действия, такие как поиск ответов и обобщение.
3) Представление: Представьте свой результат, сосредотачиваясь на понимании содержания наряду с их собственной интерпретацией и критическим анализом, а не конкретными языковыми целями, которые должны быть изучены непосредственно из газеты.
4) Оценка: Оцените прогресс путем сочетания само оценивания и академической оценки.
Применяя предложенную выше модель, мы в 2019 году провели уроки по чтению, ориентированные на учащихся, с газетой в течение одного полугодия, а затем провели исследование отношения учащихся к этому подходу. Результаты исследования были представлены среди учащихся в рамках ежегодного школьного мероприятия «неделя науки и творчества».
Существенная сила этого подхода заключается в том, что основная роль в определении содержания курса превращает пассивных получателей знаний в активных участников изучения китайского языка. Кроме того, высокая автономия учащихся вызывает у них ряд проблем и вопросов, требующих вмешательства учителя, чтобы предотвратить потерю учащихся среди огромного объема информации, особенно когда учащиеся привыкли к быстро развивающемуся поиску через интернет, который позволяет пользователям получать бесконечные возможности поставки ресурсов.
Приложение.
- Фрагмент статьи 1.
- Фрагмент статьи 2.
Литература:
- Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва; Воронеж, 2001.
- Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение,1983.
- Кочергин, И. В. Очерки лингводидактики китайского языка. — М.: Восток — Запад, 2006. — 192 с.
- Семёнова Т. М. Обзор исследований в области методики преподавания китайского языка // Молодой учёный. 2012. № 12. С. 510–512.
- Толкачева И. П. Методика обучения чтению газет на английском языке (к проблеме скоростного чтения): Дис. … канд. пед. наук. М., 1978.
- Land G. What the Papers Say. Longman, 1981.
- 汉语。新起点。第八册。北京,教育科学出版社,2004 年。– 115页。(Китайский язык. Новый старт. Ч. 8. Пекин, 2004. — 115 с.)