В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «проектная деятельность», также описывается опыт работы по формированию патриотического воспитания школьников.
Ключевые слова: патриотизм, проектная деятельность, дополнительное образование.
В настоящее время основу патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения составляют любовь к Родине, преданность народу, своему Отечеству. В связи с тем, что нередко наблюдается отчуждение современных детей и подростков от отечественной культуры, вопросы патриотического воспитания встают особенно остро. [3]
Сегодня российское государство прилагает значительные усилия по укреплению и развитию патриотического воспитания школьников. Патриотическое воспитание в образовательных организациях представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
Наиболее благоприятные условия для формирования патриотических чувств у школьников заложены в дополнительном образовании, так как оно открывает большие возможности для самореализации обучающихся, способствует социальной активности, творческому развитию, формированию патриотического сознания. [4]
Одной из главных задач муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Одаренность» (далее — Центр) является патриотическое воспитание обучающихся. Основными направлениями в системе патриотического воспитания педагоги Центра выделяют: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, историко-краеведческое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое. Для решения поставленной задачи педагоги в своей деятельности используют различные направления и формы работы, такие, как уроки мужества, конкурсы, экскурсии, интеллектуальные игры, встречи с ветеранами, военно-спортивные игры. Одной из наиболее действенных форм работы является — проектная деятельность.
Проектная деятельность учащихся — образовательная технология, использующая исследование в качестве главного средства достижения образовательных задач. Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. В процессе проектной деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Целью организации проектной работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.
В проектной деятельности выделяют следующие типы:
– исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);
– творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);
– информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);
– практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, справочный материал, словарь школьной лексики, пр.) [2]
С 2014 года в Старооскольском городском округе реализуется муниципальный творческо-поисковый проект «Отечество.ru». (далее — Проект). Инициатором и координатором Проекта выступают педагоги Центра дополнительного образования «Одаренность». Ежегодно в проекте принимают участие команды общеобразовательных организаций. Возраст участников: 5–7 классы. Каждый год Проект посвящен ярким событиям истории России, героическим личностям страны и имеет свое название.
В 2019/2020 учебном году Проект посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, называется «Моя любимая и непобедимая Россия» и включает в себя три этапа.
На первом этапе проекта, команды принимают участие в интеллектуальной игре «По страницам истории...».Интеллектуальная игра проводится в 4 тура:
1 тур — блиц-опрос(подтема «Даты и цифры»);
2 тур — брейн-ринг (подтема «Факты и События»);
3 тур — интерактивная игра (подтема «Война в стихах и песнях);
4 тур — конкурс капитанов (подтема «История войны в лицах»).
2 этап — это конкурс исследовательских работ, который проводится по двум номинациям: «Судьбы фронтовые» (о старооскольцах — участниках боевых действий Великой Отечественной войны); «Труд во имя Победы» (о старооскольцах — тружениках тыла).
Третий этап — конкурс буктрейлеров. На конкурс проектные группы представляют короткие видеоролики, в которых рассказывается о стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне.
В условиях данных интерактивных мероприятий происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Более того, так как знания не даются в готовом виде, у участников активно стимулируется их самостоятельный поиск решения.
Показателем эффективности патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в патриотических социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России. Высокий уровень общей воспитанности учащихся. [1]
Формирование патриота начинается с детства, со школы. Воспитать патриота — значит научить его любить отчий дом, родной край, уважать историю своей Родины, гордиться за свой народ и быть готовым его защищать.
Литература:
- Аванесян, Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Р. Аванесян // Начальная школа. — 2010. — № 11.
- Казачкова, М. Б. Проектный метод как средство повышения качества образования / М. Б. Казачкова// Исследовательская работа школьников. — 2013.-№ 4.
- Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Развитие творческих способностей учителя и учащихся [Текст]: материалы II межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Т. И. Соловьевой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. — Челябинск: Изд-во ЧИППКРО, 2011. — 285 с.