Формирование патриотизма у обучающихся посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.

Дата публикации: 04.08.2020

Статья просмотрена: 1107 раз

Библиографическое описание:

Плохотникова, Ж. В. Формирование патриотизма у обучающихся посредством проектной деятельности / Ж. В. Плохотникова, И. Е. Котова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72963/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «проектная деятельность», также описывается опыт работы по формированию патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова: патриотизм, проектная деятельность, дополнительное образование.

В настоящее время основу патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения составляют любовь к Родине, преданность народу, своему Отечеству. В связи с тем, что нередко наблюдается отчуждение современных детей и подростков от отечественной культуры, вопросы патриотического воспитания встают особенно остро. [3]

Сегодня российское государство прилагает значительные усилия по укреплению и развитию патриотического воспитания школьников. Патриотическое воспитание в образовательных организациях представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотических чувств у школьников заложены в дополнительном образовании, так как оно открывает большие возможности для самореализации обучающихся, способствует социальной активности, творческому развитию, формированию патриотического сознания. [4]

Одной из главных задач муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Одаренность» (далее — Центр) является патриотическое воспитание обучающихся. Основными направлениями в системе патриотического воспитания педагоги Центра выделяют: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, историко-краеведческое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое. Для решения поставленной задачи педагоги в своей деятельности используют различные направления и формы работы, такие, как уроки мужества, конкурсы, экскурсии, интеллектуальные игры, встречи с ветеранами, военно-спортивные игры. Одной из наиболее действенных форм работы является — проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся — образовательная технология, использующая исследование в качестве главного средства достижения образовательных задач. Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. В процессе проектной деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Целью организации проектной работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

В проектной деятельности выделяют следующие типы:

– исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

– творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

– информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

– практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, справочный материал, словарь школьной лексики, пр.) [2]

С 2014 года в Старооскольском городском округе реализуется муниципальный творческо-поисковый проект «Отечество.ru». (далее — Проект). Инициатором и координатором Проекта выступают педагоги Центра дополнительного образования «Одаренность». Ежегодно в проекте принимают участие команды общеобразовательных организаций. Возраст участников: 5–7 классы. Каждый год Проект посвящен ярким событиям истории России, героическим личностям страны и имеет свое название.

В 2019/2020 учебном году Проект посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, называется «Моя любимая и непобедимая Россия» и включает в себя три этапа.

На первом этапе проекта, команды принимают участие в интеллектуальной игре «По страницам истории...».Интеллектуальная игра проводится в 4 тура:

1 тур блиц-опрос(подтема «Даты и цифры»);

2 тур брейн-ринг (подтема «Факты и События»);

3 тур интерактивная игра (подтема «Война в стихах и песнях);

4 тур конкурс капитанов (подтема «История войны в лицах»).

2 этап — это конкурс исследовательских работ, который проводится по двум номинациям: «Судьбы фронтовые» (о старооскольцах — участниках боевых действий Великой Отечественной войны); «Труд во имя Победы» (о старооскольцах — тружениках тыла).

Третий этап — конкурс буктрейлеров. На конкурс проектные группы представляют короткие видеоролики, в которых рассказывается о стихотворениях, посвященных Великой Отечественной войне.

В условиях данных интерактивных мероприятий происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Более того, так как знания не даются в готовом виде, у участников активно стимулируется их самостоятельный поиск решения.

Показателем эффективности патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в патриотических социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России. Высокий уровень общей воспитанности учащихся. [1]

Формирование патриота начинается с детства, со школы. Воспитать патриота — значит научить его любить отчий дом, родной край, уважать историю своей Родины, гордиться за свой народ и быть готовым его защищать.

Литература:

  1. Аванесян, Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Р. Аванесян // Начальная школа. — 2010. — № 11.
  2. Казачкова, М. Б. Проектный метод как средство повышения качества образования / М. Б. Казачкова// Исследовательская работа школьников. — 2013.-№ 4.
  3. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Развитие творческих способностей учителя и учащихся [Текст]: материалы II межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Т. И. Соловьевой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. — Челябинск: Изд-во ЧИППКРО, 2011. — 285 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, проектная деятельность, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война, интеллектуальная игра, конкурс, патриотическое воспитание школьников, педагог Центра, социальная активность, тур.


Похожие статьи

Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся

В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся

В данной статье приведен краткий исторический обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности. Приведены результаты работы и примеры практического применения данной формы познавательной деятельности обучающихс...

Роль проектной деятельности в развитии информационной культуры старшеклассников

В статье авторы рассматривают роль проектной деятельности в развитии информационной культуры старшеклассников.

О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию толерантности школьников

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки бакалавров педагогического образования к работе по формированию толерантности учащихся. Определено понятие педагогическая толерантность, как условие успешной, педагогической деятельности. Описа...

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Похожие статьи

Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся

В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся

В данной статье приведен краткий исторический обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности. Приведены результаты работы и примеры практического применения данной формы познавательной деятельности обучающихс...

Роль проектной деятельности в развитии информационной культуры старшеклассников

В статье авторы рассматривают роль проектной деятельности в развитии информационной культуры старшеклассников.

О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию толерантности школьников

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки бакалавров педагогического образования к работе по формированию толерантности учащихся. Определено понятие педагогическая толерантность, как условие успешной, педагогической деятельности. Описа...

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Задать вопрос