Тарифная политика Российской Федерации на данный момент акцентирует внимание на потребителях, для которых тариф является наибольшей статьей постоянных расходов. Первостепенной задачей для государства является установление для граждан приемлемого уровня оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергии, а также гарантировать надлежащее качество предоставляемых услуг.
Ключевые слова: тарифное регулирование, тарифная политика, естественная монополия, ценообразование.
Цель данной работы — рассмотреть основные проблемы развития тарифной политики в России, выявить основные направления ее развития и предложить пути её решения.
Основными задачами исследования являются сбор материалов из открытых источников и рассмотрение существующих проблем тарифной политики России.
Новизна данной работы заключается в том, что проведенный обзор тарифной политики в России позволяет авторам выявить её проблемы, которые стали основанием для разработки практических рекомендаций и последующего устранения выявленных недостатков.
В последние годы в подходах государственного регулирования тарифов произошли кардинальные изменения, а именно, внедрили такие прогрессивные методы управления как «инфляция минус», «тариф в обмен на эффективность», сохранение достигнутой экономии операционных затрат и многие другие. Данные изменения дали толчок для развития и роста национальной экономики [1].
Полученный опыт регулирования тарифов, включая государственные методы тарифного регулирования, можно увязать с серьезными социальными и экономическими рисками:
а) в отраслях с инфраструктурой рост тарифной составляющей будет следствием увеличения цен на товары и услуги на потребительском рынке в других отраслях экономики, инфляция также будет иметь тенденцию к увеличению;
б) резкое увеличение стоимости наиболее затратных частей произведённой продукции российских предприятий связано с необоснованным ростом тарифов, особенно в промышленности и сельском хозяйстве. Данное увеличение окажет негативное влияние на конкуренцию российских предприятий;
в) увеличение тарифов, которое не обосновано, значительно наносит удар на доходы всех слоёв населения во всех субъектах Российской Федерации, усиливает социальное неравенство и расслоение общества [4].
Сложность ценообразования также связана с тем, что модернизация российского образования привела к ликвидации научных и образовательных подразделений высших учебных заведений, которые занимаются вопросами цен и ценообразования и готовят специалистов в этой области. Также нет институциональной и научной базы для ценообразования и исследований. Из-за отсутствия систематических научных исследований негативная динамика влияния наблюдается в развитии процессов ценообразования в российской экономике.
Однако, в ситуации отсутствия единых прозрачных механизмов тарифного регулирования затруднительны процессы формирования экономических стимулов, позволяющих улучшать инвестиционную привлекательность социально значимых отраслей. Государственное регулирование — это неотъемлемая часть в условиях деятельности естественных монополий, так как их формирование происходит в тех сегментах, где создание конкурирующих производителей приводит к увеличению затрат и цен, то есть тарифов, на их товары или услуги [3]
Что касается перспектив развития, то в задачи национальной программы «Цифровая экономика» по созданию экосистемы эффективного взаимодействия государства и бизнеса, входит уменьшение затрат, которые возникают в результате взаимодействия между регулируемыми предприятиями и регулирующими органами. Снижение издержек будет происходит после автоматизации процесса формирования, обработки и передачи информации, которая используется в регулировании тарифов.
Автоматизация не должна быть заменена полностью электронным документооборотом, под которым понимают работу с документами в электронном виде, которые могут быть не оцифрованы и представлять собой сканы бумажных документов. Цифровизация предполагает перевод информации, в том числе содержащейся в документах, в цифровой вид для последующей обработки и анализа данных. При этом стоит отметить, что в отношении отдельных элементов тарифного процесса переход к полной цифровизации на текущем этапе затруднен, к примеру, в части договоров с потребителями и поставщиками.
Сейчас активно используют «Единую информационно-аналитическую систему», с помощью которой Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации аккумулирует информацию в электронном виде от регулируемых предприятий и также от региональных энергетических комиссий, чтобы постоянно держать под контролем ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и иных сферах регулируемой деятельности [2].
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что достижению целей в сфере тарифного регулирования будет способствовать цифровизация экономики, а именно, будет обеспечиваться существенное снижение затрат при взаимодействии государства и бизнеса, регулирование станет долгосрочным и что важно — прозрачным.
Автоматизация процессов регулирования тарифов и переход на цифровое пространство уже успешно реализованы не только на федеральном уровне, но и на региональном. Большой прорыв возможен в области налаживания информационного взаимодействия между ведомствами по вопросам тарифного регулирования и частичного перехода на электронный документооборот. Всё это поспособствует развитию тарифного регулирования и оптимальной реализации тарифной политики в Российской Федерации.
Литература:
- Авдашева С. Б., Цыцулина Д. В. Задачи и ограничения антимонопольного контроля регулирования тарифов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 4.
- Королёв В. Г. Основы государственного тарифного регулирования: учебник / В. Г. Королев; под ред. И. Ю. Артемьева. — Москва: КНОРУС, 2017. — 876 с.
- Молчанова С. М. Особенности и задачи тарифного регулирования в Российской Федерации // Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2019.
- Шершунович Е. С. Основные методы тарифного регулирования естественных монополий // Вестник полоцкого государственного университета, 2018.