В статье, опираясь на результаты эмпирического социологического исследования, проведенного в Петрозаводском государственном университете, анализируется эффективность внеучебной деятельности как механизма адаптации иностранного студента. Используя социологические методы, стало возможным определить влияние внеучебной деятельности на процесс адаптации.
Ключевые слова: внеучебная деятельность, эффективность, иностранный студент, адаптация.
Адаптация иностранных студентов — приспособление иностранных студентов к особенностям реализации учебного процесса посредством установления комплекса специфических отношений с социальной средой и организационной структурой вуза.
Проблемы адаптации иностранных студентов изучаются на базе многих университетов, так как перед ними стоит задача по привлечению иностранных студентов для обучения в России. В 2018 г. интерес к российским вузам у иностранных граждан возрос: сейчас в стране обучается 272 тыс. иностранных студентов (на 2011/1012–125 тысяч [1, с. 78]). Ожидается, что к 2025 г. число иностранцев, обучающихся в российских образовательных учреждениях (среднего, профессионального и высшего образования), возрастет до 710 тысяч.
Высшее образование сегодня приобретает всё большую значимость как инструмент экономического и социокультурного развития. Перед ВУЗами стоит задача подготовки специалиста, обладающего не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями. Именно поэтому использование внеучебной деятельности, направленной на создание оптимальных условий для развития личности, актуализируется. Особое значение внеучебная деятельность приобретает в международно-ориентированных ВУЗах, каким является Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ), где ее важной составляющей становится социокультурная адаптация иностранных студентов.
Об исследовании. Объектом исследования стали иностранные студенты ПетрГУ, обучающиеся на очной форме обучения. На начало 2019 г. их число составляло 349 из 35 стран (3 % от числа всех обучающихся). Наибольшее число иностранцев приехало из Иордании, Китая и Туркменистана. В рамках исследования было решено сузить понятие: иностранный студент — обучающийся вуза, приехавший из-за рубежа и родной язык которого не относится к группе восточнославянских языков. В итоге, в генеральную совокупность попали 316 студентов.
Методом сбора информации в исследовании стало формализованное интервью, включающее общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов. Этот метод способствует возникновению непринужденной обстановки и гибкости общения, что повышает искренность ответов; позволяет вести наблюдение за реакциями отвечающего, и, в случае необходимости, корректировать вопросы, ход беседы; личный контакт способствует полноте реализации замысла; устраняет проблему неправильного восприятия вопросов, что являлось особо важным в общении с иностранцами.
В ходе исследования, полевой этап которого состоялся в феврале–марте 2019 года, удалось провести 159 формализованных интервью с иностранными студентами, которые приехали из 19 стран (40 % — Иордания, 20 % — Туркменистан, 17 % — Китай, 23 % — другие страны[1]).
Результаты исследования. При рассмотрении влияния внеучебной деятельности на адаптацию иностранных студентов следует уделить внимание оценке эффективности. Эффективность — характеристика, которая показывает результативность той или иной деятельности, определяемая как соответствие полученных результатов поставленной цели. В исследовании эффективность внеучебной деятельность оценивали иностранные студенты. К основным критериям эффективности внеучебной деятельности будут относится осведомленность, включенность учащихся, продуктивность, удовлетворенность.
Осведомленность (уровень информированности) включает в себя следующие показатели: знание о проводимых мероприятиях в целом и конкретных примеров, а также источники получения информации. По результатам опроса 95 % иностранных студентов знают, что в ПетрГУ кроме учебных занятий проводятся различные мероприятия. Основным источником информации о внеучебной деятельности среди иностранных студентов являются социальные сети (87 %). Около половины опрошенных узнают о мероприятиях через друзей.
Включенность учащихся оценивалось на основе показателей интереса, участия, посещаемости и статуса. Так, около половины опрошенных студентов принимают участие во внеучебной деятельности, проводимой в ВУЗе. Каждый четвертый открыто сказал, что не интересуется мероприятиями для студентов. Но 18 % иностранных студентов хотели бы посетить то или иное мероприятие. Следующие блоки вопросов были ориентированы только на тех, кто принимает активное участие во внеучебной деятельности. В текущем учебном году иностранные студенты посетили довольно много мероприятий: 90 % из числа опрошенных сходили на мероприятия, ориентированные на иностранных студентов, каждый второй побывал на общеуниверситетском мероприятии.
Что касается посещаемости, то почти каждый второй иностранный студент приходит на мероприятия приблизительно один–два раза в месяц. При этом 16 % респондентов посещает такие события каждую неделю. Студенты говорили о том, что чаще всего это одни и те же мероприятия, которые привлекают не столько содержанием, сколько участниками, среди которых уже много друзей.
Важно отметить тот факт, что иностранные студенты присутствовали на мероприятии в ПетрГУ не только в качестве зрителя. Половина (54 %) обучающихся были в роли участника того или иного события, а каждый десятый смог выступить в качестве организатора (помощника главного организатора). Это говорит о том, что иностранные студенты заинтересованы во внеучебной деятельности, они не бояться участвовать и даже организовывать подобные мероприятия.
Продуктивность или результаты внеучебной деятельности выявлялись с помощью определения уровня достижения поставленных целей студентов, обретения ими новых навыков и по наличию различных наград. Около 80 % иностранных студентов говорят о том, что благодаря участию в различных мероприятиях, у них появляются настоящие друзья, с которыми они продолжают общаться и вне университета. Также эти слова подтверждает тот факт, что главным плюсом внеучебной деятельности иностранные студенты называют знакомства с новыми людьми (89 %). Среди плюсов звучали следующие ответы: «Знакомлюсь с культурой других стран» (78 %), «Развиваю себя» (55 %). При этом иностранных студентов, принимающих активное участие во внеучебной деятельности, администрация университета довольно часто отмечает: у каждого второго есть благодарственное письмо или диплом об участии, помощи в организации.
Критерий « удовлетворенность » рассматривался по оценке иностранными студентами организации, материально-технической базы, расписания, разнообразия, возможности корректировать внеучебную деятельность, возможности обратной связи, соответствия своим интересам, полезности мероприятий. Больше всего иностранных студентов не устраивает выбор форм внеучебной деятельности (14 %). Они говорят, что в университете проводятся одни и те же мероприятия, нет разнообразия. При обсуждении проблем материально-технической базы (эту проблему отметило 12 % опрошенных) многие студенты упоминали всё те же проблемы с аудиториями и нехваткой мест. Они часто сталкивались с ситуацией того, что на мероприятиях банально было некуда сесть.
На вопрос «Соответствует ли внеучебная деятельность в ПетрГУ вашим интересам?» 85 % студентов дали положительный ответ. Иностранные студенты смогли найти то, чем они хотели заниматься. Что касается возможности обратной связи, то те, кто обращался к организаторам с какой-либо просьбой, получили положительный отклик и были услышаны. Это говорит о том, что организаторы открыты к критике, готовы быстро реагировать на запросы аудитории.
Но влияет ли внеучебная деятельность на адаптацию иностранных студентов? В ходе исследования выявлено её влияние на социальное самочувствие иностранных студентов в университете. Среди тех, кто посещает различные мероприятия, процент студентов, ощущающих себя комфортно, значительно выше: 91 % против 64 % тех, кто не посещает. Чаще всего дискомфорт испытывают студенты, которые не вовлечены во внеучебную деятельность.
Разница в успеваемости у иностранных студентов, которые посещают и не принимают участие в мероприятиях, незначительна. Но всё же внеучебная деятельность помогает студентам учиться. Они, например, активнее участвуют в обсуждениях различных вопросов, что особенно было заметно во время проведения групповых бесед.
Также исследование показало, что студенты, которые посещают различные внеучебные мероприятия, реже сталкиваются с проблемами в учебе (61 % против 39 %). В целом, иностранные студенты не испытывают больших трудностей, связанных с образовательным процессом.
Что касается влияния внеучебной деятельности на знание языка иностранными студентами, то здесь выявилась закономерность: те, кто активно участвуют в мероприятиях, знают язык лучше (свободно разговаривают на русском языке 72 %, среди не посещающих этот показатель составил 22 %). Хотя, видимо, здесь присутствует и обратная взаимосвязь — тем студентам, которые неплохо владеют русским языком, проще, а, следовательно, они чаще погружаются во внеучебную деятельность.
Внеучебная деятельность помогает иностранным студентам найти новых друзей и знакомых. Те, кто активно принимает участие в мероприятиях, говорят, что у них много друзей-студентов из России и других стран (80 %), у тех же, кто не посещает — 17 %. При этом у каждого второго иностранного студента, не посещающего различные мероприятия, есть только друзья-земляки.
Влияние внеучебной деятельности на самочувствие, учёбу, адаптацию иностранных студентов, знание русского языка и наличие друзей следует проверить при помощи оценки хи-квадрат. Так, на уровне значимости не более 0,05, влияние внеучебной деятельности на все факторы подтверждается, за исключением влияния на учёбу. Таким образом, становится понятно, что между участием во внеучебной деятельности и уровнем адаптации, есть положительная связь. Те студенты, которые посещают различные мероприятия, чувствуют себя уверенней, им проще приспособиться к образовательному процессу.
Выводы. Входе исследования выявлено, что между участием иностранных студентов во внеучебной деятельности и уровнем адаптации есть положительная связь. Участие студентов-иностранцев в общественной жизни университета позволяет им чувствовать себя более комфортно в социокультурном пространстве ВУЗа. Различные формы внеучебной деятельности способствуют развитию умений и навыков межкультурного взаимодействия студентов-иностранцев в новой социокультурной среде.
Литература:
- Арефьев А. Л. Иностранные студенты в российских вузах / А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги. — Москва: Центр социологических исследований, 2014. — 227 с.
[1] Центральная Азия (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан), Южная Азия (Афганистан, Республика Армения), Восточная Азия (Япония), Ближний Восток (Палестина, Сирия), Южная Африка (Королевство Свазиленд, Республика Замбия), Западная Африка (Народная Республика Бенин, Экваториальная Гвинея, Республика Мали), Европа (Финляндия, Французская Республика, Эстония).