Государственный (муниципальный) долг — это совокупность всех долговых обязательств РФ, субъекта РФ или муниципальных образований.
В последние годы государственному долгу уделялось большое внимание. А с началом 2020 года, когда пандемия ворвалась в жизнь народа, люди следят за тем, как он стремительно увеличивается с каждым месяцем. Поэтому познакомимся подробнее со структурой государственного долга НСО и его динамикой на фоне самоизоляции.
На момент 01.06.2020 г. в структуре государственного долга Новосибирской области кредиты, полученные НСО от кредитных организаций, отсутствуют так же, как и государственные гарантии Новосибирской области. Государственные ценные бумаги составляют 19 500 000,0 тысяч рублей. Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Новосибирской области от других бюджетов бюджетной системы РФ, составляют 29 976 334,3 тысячи рублей. По итогу объем государственного долга НСО на 01.06.2020г. в сумме равен 49 476 334,3 тысячам рублей.
Рис. 1. Динамика государственного долга в период с 01.01.2020 по 01.06.2020
Рис. 2. Условные обозначения к рисунку 1
Благодаря представленным выше рисункам можно сделать вывод о том, что произошли изменения не только в размере государственного долга, но и в целом в структуре государственного долга. Так в январе 2020 года кредиты, полученные Новосибирской областью от кредитных организаций, составляли 10 864,0 тысячи рублей, а, начиная с марта 2020 года, их величина сократилась до нуля. Но при этом в период с 01.03.2020 года по 01.04.2020 года почти в 2 раза увеличились бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Новосибирской области от других бюджетов бюджетной системы РФ. Почему так произошло? Просто бюджетные кредиты более эффективны и выгодны, чем кредиты, полученные от кредитных организаций, которые требуют своевременного выполнения своих обязательств и выплат.
Помимо ликвидации кредитов, полученных Новосибирской областью от кредитных организаций и увеличения бюджетных кредитов, привлеченных в бюджет Новосибирской области от других бюджетов бюджетной системы РФ в период с 01.05.2020 по 01.06.2020 были деформированы и государственные ценные бумаги Новосибирской области с 15 750,8 млн.руб. до 19 500,0 млн.руб.
Государственные ценные бумаги выступают одним из главных инструментов управления государственным долгом, характеризующийся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Иными словами, государственные ценные бумаги — это долговые обязательства государства и местных органов власти, выпускаемые в обращение с целью мобилизации временно свободных средств для финансирования дефицита государственного бюджета, а также финансирования государственных программ.
Ознакомившись более подробно со структурой государственного долга НСО, теперь стоит разобраться с понятием «экономическая безопасность» и его взаимосвязью с госдолгом.
Объектом изучения экономической безопасности является состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей, а также контроль за движением и использованием имеющихся ресурсов. Деятельность субъекта государства по обеспечению экономической безопасности НСО осуществляется по следующим направлениям:
- выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые показатели отклоняются от пороговых значений;
- разработка мер по предотвращению опасной ситуации, связанной с государственным долгом НСО;
- организация работы по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности Новосибирской области.
Обеспечение уровня безопасности означает достижение оптимального и необходимого уровня защиты субъекта от потенциальных угроз как внешних, так и внутренних. Для субъектов Федерации (в нашем случае Новосибирской области) региональная экономическая безопасность отражает состояние возможности и способности органов власти обеспечить устойчивое развитие в рамках региональной экономики. Экономическая безопасность Новосибирской области определяется уровнем экономической независимости, стабильностью и устойчивостью экономики, а также способностью к саморазвитию.
На основе этого можно сделать вывод том, что экономическая безопасность очень тесно связана с государственным долгом и играет особенную роль, так как важными элементами обеспечения безопасности экономики является прогнозирование и мониторинг факторов, которые определяют угрозы. Необходимо помнить о том, что экономическая безопасность имеет комплексное содержание, поэтому нужно охватить как можно больше показателей.