В статье рассматривается определение сущности основных путей реализации педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе в условиях развивающего обучения.
Ключевые слова: социальный статус, дезадаптация, психический процесс, личность, воспитания.
Становление личности имеет ряд важных, ответственных этапов, обусловленными изменениями социального статуса, расширением видов деятельности и другими общественными и индивидуальными факторами. Одним из таких этапов является начало школьного обучения, переход от зависимого детства к освоению и отстаивания собственной позиции, готовности сделать свой жизненный выбор и нести ответственность за свои поступки.
Первичные основы приспособления ребенка к социальной роли школьника связана с переживанием так называемого кризиса 7 лет, то есть именно начала самореализации ребенка в качестве ученика начальной школы.
Адаптационные процессы, детерминированные усвоением новых норм школьной жизни, усиливают психофизиологические нагрузки, несут типичные кризисные риски в личностном росте. Этим определяется необходимость сформировать социальную среду и обеспечить первоклассникам педагогическую поддержку с целью облегчения привыкания к школе и профилактики дезадаптации детей.
Возрастной период 7 лет связан с существенным ростом познавательных психических процессов детей, развитием эмоционально-волевой сферы, появлением произвольности психических процессов. Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться, воспринимать жизнь. Результативность адаптации ребенка к школьному обучению в значительной степени определяет весь дальнейший период пребывания.
Адаптация с латинского adapto означает приспособление. Младшие школьники должны, с одной стороны, пережить смену распорядка дня, приспособиться к новым условиям общения, а с другой — принять и привнести в свою жизнь новые специфические правила, требования и предметы, связанные с обучением в школе.
Адаптацию к школе можно рассматривать в трех базовых ракурсах: физиологическая, психологическая и социальная. В действительности все элементы адаптации в определенной степени коррелируются между собой. Обычно физиологическая адаптация отличается наименьшей продолжительностью (до нескольких недель), сказывается на приспособлении к изменению режима жизнедеятельности, нового порядка дня и тому подобное. Сквозь призму приспособления младших школьников к условиям обучения следует особое внимание уделить адаптации активному приспособлению индивида к новым условиям среды и окружения, перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности при переходе к новому этапу жизнедеятельности.
Исследователи называют много критериев оценки процесса адаптации. Исходя из ведущего вида деятельности младших школьников — учебной деятельности, оценивается эффективность адаптации именно по учебным успехами ребенка.
Дошкольный и младший школьный возраст является сензитивными периодами социального становления личности как полноценного члена общества. Значительно расширяется сфера социальных контактов ребенка. Именно в начальной школе начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность ее школьного обучения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Особенностью учебной деятельности является усвоение младшим школьником новых правил. За выполнением правила лежит система отношений ребенка со взрослым человеком. Когда ребенок подчиняется правилу, то общение с взрослым приносит ей удовольствие. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним.
Технология педагогической поддержки адаптации детей младшего школьного возраста к новым жизненным условиям предполагает личностную парадигму и процессуальную характеристику, которые детерминируют общую ориентацию педагогического коллектива школы на социальное развитие детей на основе индивидуально-личностного подхода. Это обеспечивает реализацию принципов гуманистической педагогики, взаимосвязь социального, психологического, интеллектуального, духовного и физического воспитания детей.
Процесс адаптации к школьному обучению может вызвать у ребенка серьезные психические нагрузки. Эффективным путем профилактики этого является обеспечение положительной эмоциональной атмосферы. Среди эмоционально заряженных приемов, к которым может прибегнуть педагог, у учащихся первого класса весомую роль играют игровые занятия. В игровой форме работы ребенок будет чувствовать себя более удобно и легче преодолеет барьер. В то же время доминирования игровых упражнений не допустимо в связи с необходимостью усвоения и внутреннего принятия более формальных требований учебной деятельности.
Широко декларируется индивидуальный подход к воспитанию и обучению школьников в целом. Главная идея личностно-ориентированной адаптации младших школьников — это создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности учителей в достижении учащимися учебных успехов и развития культуры здоровья.
Среди решающих факторов профилактики дезадаптации младших школьников необходимо назвать достаточный физический уровень, поскольку школьное образование создает условия перегрузок растущего организма. Недостаточная физическая активность, безусловно, негативно сказывается на учебной успеваемости учащихся, поэтому рекомендуется проводить перерыв с выполнением элементарных физических упражнений, так называемые физкультминутки. В общем можем определить следующие приоритетные задачи учителя в период адаптации детей к школе: обеспечение индивидуального подхода; формировать культуру общения учащихся; стимулировать мотивацию обучения и мотивации успеха ребенка; ограниченное оценивания учебных результатов младших школьников; формирование ученического коллектива.
Выводы. Адаптация первоклассника в значительной степени определяется его личностной готовностью. Поддержать и скорректировать эту готовность возможно средствами педагогического воздействия на начальном этапе обучения путем обеспечения развития когнитивных процессов ребенка, эмоционального интеллекта, развития навыков социального взаимодействия младших школьников и тому подобное.
Литература:
- Груздева Н. В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы. — СПб., 2001.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М., 2003.