Проблема неуспеваемости по математике и физике всегда остро стояла в школе. Для решения любой проблемы нужно выявить ее причину.
Можно выделить следующие основные причин неуспеваемости:
− очень низкая мотивация к обучению или полное ее отсутствие (нет желания и интереса);
− Неполное отслеживание западающих тем по материалу (сейчас в этом вопросе огромную помощь может оказать модуль МСОКО системы АСУ РСО).
− низкие способности самого ребенка;
− низкий уровень обученности по результатам начальной школы;
− родительский контроль обучения ребенка очень низкий или отсутствует полностью;
− плохое здоровье учащихся, включая отрицательное вредных привычек действие на организм ребенка;
− непонятное объяснение материала самим педагогом.
Неуспеваемость — это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой. [1]
Мотивация — это причина, побуждающая ребенка учиться. Все что делает человек происходит только благодаря мотивации. Дети с хорошей мотивацией настойчивы и добиваются поставленных целей. Если мотивации нет, то нет причины использовать свой интеллектуальный потенциал. Поэтому очень важным является мотивационный этап.[1]
Мотивационный этап — это постановка целей и задач урока (создание учебно-проблемной ситуации), которые сообщают учащимся зачем они изучают данную тему. [1]
Интерес — это инструмент для побуждения учащихся к глубокому познанию предмета, развивающий их способности. [3]
Все эти вышеперечисленные термины являются основной движущей силой при обучении.
Математика — царица всех наук, а физика, так или иначе, является частью многих из них. В изучении других наук математическая грамотность играет огромную роль. Если ребенок не знает таблицу умножения, основные арифметические формулы, не умеет работать с дробями у него будут проблемы при решении физических задач и не только.
Физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, показывает нравственную ценность научных знаний, является основой научно — технического прогресса. Физика — везде и всегда вокруг нас и играет большую роль в нашей жизни. Но все тщетно, если учиться не интересно.
Когда познавательный интерес присутствует, то ребенок активен на уроке, он хочет и будет учиться. Повышается качество знаний и эффективность процесса обучения, формируются положительные мотивы учения. Отсутствие интереса приводит к тому, что на уроке ребенок не слушает и не слышит, отвлекается, не понимает материал и это ведет к той самой неуспеваемости, которую школа пытается победить из года в год.
Так что же такое познавательный интерес и как его вызвать? Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. [1]
Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к окружающим явлениям, процессам, законам; из стремления разобраться в том, что и как происходит в окружающей нас действительности.
Этапы развития познавательного интереса
I. Любопытство — удивление: возникновение интереса при просмотре опыта, слушании рассказа или примера из истории физики, объяснения необычного явления и другое.
II. Стремление узнать больше: более глубокое ознакомление с предметом, учащиеся задают вопросы, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей, устраивают дискуссии.
III. Познавательный интерес: дети стремятся к прочным знаниям по предмету и умению применять их на практике.
Показатели уровня развития интересов и познавательной активности учащихся на уроке:
- Активность участия на уроке.
- Активность выступления с докладами.
- Желание разобраться в явлениях, объяснить суть их процессов
- Самостоятельность подведения итоги, обобщения.
- Самостоятельное проведение экспериментов, работа с физическими приборами в кабинете и дома.
- Изучение тем по физике за пределами учебной программы.
- Участие во внеклассной работе по физике.
Формы и методы развития познавательной активности
1) Игровая деятельность ( устный опрос с мячом, «Молекулы», «Диффузия», «Крокодил»)
2) Эксперимент
Большой интерес учащихся вызывают экспериментальные задания, особенно те, что можно выполнить дома.
Так, в 6 классе, одним из домашних заданий является сборка гигрометра, изучение устройства, принципа действия и сборки простейшего электромагнита. Выполняя экспериментальные задания, учащийся понимает что, как и зачем он должен сделать, а положительный результат приносит чувство удовлетворения, и желания изучать дальше.
3) Принцип наглядности. Просмотр видеоролика и его анализ, ответы на вопросы.
4) Самостоятельная работа с учебником. Умение выделить главное в тексте, найти ответ на вопрос, сделать вывод.
5) Групповая работа:
- Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
- Подготовка и проведение уроков — семинаров, конференций, дискуссий.
- Самостоятельная постановка эксперимента, обсуждением его результатов, выводов.
При изучении физики самым важным является не столько возбуждение познавательного интереса, сколько сделать сам урок интересным, чтобы дети хотели прийти на следующее занятие и узнать еще больше.
6) Занимательность — это свойство предметов, явлений, процессов, которое способно вызвать у обучающихся чувство удивления, обострить внимание.
Используя на уроке занимательный материал, я ставлю вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?». Тогда занимательный материал вызовет познавательную активность учащихся, поможет им выяснить причинно — следственные связи. Это рассказы — загадки, задачи — шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки с ошибками, некоторые виды дидактических игр, нахождение ошибок в сказках.
Занимательность позволяет разрядить обстановку при изучении сложных тем.
7) Место физики в жизни.
В 7 классе, когда физика появляется как новый предмет, показываю список самых известных и успешных людей в мире и акцентирую внимание на том, что большая часть из них имеет техническое образование.
Кроме того, всегда привожу примеры и жизненные ситуаций, где может пригодиться знание физики.
Как вести себя в грозу? Что делать при встрече с шаровой молнией? Как поступить, если попал на поверхность под напряжением? Как безопасно пройти по веревочному мосту? Как уменьшить возможность серьезного травмирования при падении? И многое другое.
Ну уроках математики и физики более слабые учащиеся не понимают и не могут сделать многие задания. Чтобы им помочь, можно организовать работу следующим образом:
− более сильные учащиеся работают самостоятельно, а учитель помогает отстающим;
− разбить детей на малые группы, где более сильные учащиеся помогают более слабым.
Насколько качественно будет ребенок учиться в основной и средней школе во многом зависит от его обучения в начальной школе. Если ребенок не знает таблицу умножения, не умеет работать с метрическими единицами, не владеет устным счетом, то научить его десятичным и обыкновенным дробям и действиям с ними (сокращение, деление, умножение, вычитание и сложение, решение уравнений) практически невозможно. Кроме того, слабоуспевающие детки, плохо и медленно читают. Это значит, что на прочтение и осмысление материала им требуется больше времени.
Если встречаются учащиеся с такими проблемами нужно постараться как можно быстрее их корректировать. Отслеживать западающие темы можно в специальной тетради. Составить график работы со слабоуспевающими учащимися. Самое главное в борьбе с неуспеваемостью — индивидуальная работа и помощь родителей.
Кроме того, необходимо планировать урок так, чтобы можно было сохранить здоровье учащихся: дозировка домашних заданий, физминутки, движение во время игровых форм, проветривание класса, использование визуализации и многое другое.
Чтобы все учащиеся смогли усвоить новый материал, необходимо:
1) На этапе контроля. Нужно специально контролировать усвоение трудных вопросов занятия, а также материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. Разрешить дольше готовиться у доски, использовать наглядные пособия, схемы, плакаты, сделать темп опроса медленнее, разрешать. Подбадривать похвалой, хорошей оценкой.
2) Изложение нового материала.
В течение урока проверяем степень усвоения материала. Привлекаем слабоуспевающих учащихся к подготовке схем, плакатов, поиска дополнительной информации по теме, поощряем вопросы по теме.
3) Самостоятельная работы учащихся
Включать в содержание работы упражнения по устранению допущенных типичных ошибок, повторение пройденного материала. Учить планировать работу, выполнять ее с достаточной скоростью, осуществлять самоконтроль. В системе давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Давать четкие инструкции по выполнению работ, алгоритмы решения задач. Разбивать задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях простых. Показать наиболее простые рациональные способы решения задач. Стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих учеников.
Урок сделают интересным использование различных форм проведения урока, сочетания постановки учебной проблемы в занимательных опытах или вопросах и самостоятельной работы с учебником; фронтальных опытов и последующей беседы с учащимися, визуализации процессов. Систематическая работа со слабоуспевающими учащимися по развитию познавательного интереса к изучению математики и физики, своевременное обнаружение «белых пятен» в усвоении учебного материала позволят провести профилактику неуспеваемости учащихся.
Литература:
1. http://infourok.ru/nauka-fizika-doch-udivleniya-i-lyubopitstva-601506.html?
2. http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2016/12/25/chto...ny-neuspevaemosti-po?
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Интерес_(чувство)
4. https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/poznavatelnyj-interes-i-ego-razvitie/