В данной статье рассматривается вопрос о самостоятельности института предоставления земельных участков, анализируются различные подходы по месту отнесения правовых норм, регулирующих вопросы предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам и юридическим лицам к самостоятельному институту или же субинституту в сфере земельного права.
Ключевые слова : правовой институт, субинститут, земельное право, предоставление земельных участков.
This article examines the issue of the independence of the institute for the provision of land plots, analyzes various approaches to the place of attribution of legal norms governing the provision of state or municipal ownership of land plots to citizens and legal entities to an independent institution or sub-institute in the field of land law.
Key words: legal institution, subinstitute, land law, provision of land plots.
Правовое регулирование земельных отношений, в том числе прав на земельные участки и предоставления земельных участков, прошло долгий этап реформирования и законодательного закрепления. Об этом свидетельствуют сложные исторические перипетии с наделением крестьян землёй, обещаниями о предоставлении земли в собственность и невыполнением данных обещаний. «Применением в ней (земле) личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил, необходимо поднять нашу общинную, нашу слабую, нашу обнищавшую истощенную землю, так как земля — это залог наших сил в будущем, земля — это Россия» [1, с. 173]. И для анализа сложных процессов в данной сфере права на современном этапе необходимо определиться с единым обозначением групповых правовых норм, регулирующих предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность и на иных установленных законом правах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Термином «предоставление» охватывается целый комплекс юридически значимых действий в сфере распоряжения природными объектами, принадлежащими публичным образованиям и государству, порядок осуществления данных действий обстоятельно урегулирован императивными правовыми нормами [2, с. 27].
В общеупотребительном смысле «предоставить» — дать в пользование, сделать доступным для пользования, дать кому-нибудь возможность обладать кем-чем-нибудь [11, стб. 719]. Затрагивая семантику, мы видим, что применительно к земельно-правовым отношениям по предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам законодателем сохранен общий смысл данного термина. Однако, правовое содержание рассматриваемого понятия многоаспектно и, как следствие, является постоянным предметом доктринальных исследований и научного диспута.
Как известно из теории права, правовое регулирование общественных отношений осуществляется посредством правовых норм. Норма права — важнейший элемент механизма правового регулирования общественных отношений, модель образец общественно значимого поведения базовое звено системы правового регулирования [7, с. 96]. Система права включает в себя множество различных норм, регулирующих разные общественные отношения. На основе однородных отношений и, регулирующих их однопорядковых норм, нормы права внутри системы права группируются в правовые институты и отрасли права.
Правовой институт — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений [9, с. 151]. Отраслью права называют совокупность правовых норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений либо просто как совокупность однородных правовых норм [7, с. 132]. Акцентируя внимание на земельном праве, его можно отнести к комплексной отрасли права, по мнению Е. Б. Лупарева, так как земельное право включают в себя нормы как публичного, так и частного права [6, с. 262].
По вопросу места отнесения правовых норм, регулирующих вопросы предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам и юридическим лицам к самостоятельному институту или же субинституту, в парадигме знаний земельного права, имеется несколько взглядов.
Так, например, И. И. Гордиенко в своей диссертации доказывает, что «предоставление земельных участков — субинститут земельного права, представляющий собой совокупность норм, определяющих основания, условия и порядок предоставления земельных участков для строительства, имеющий своей целью обеспечить распределение и перераспределение земель в интересах их наиболее рационального использования» [4, с. 36].
По мнению Т. В. Волковой систему земельного права составляют правовые институты, объединяемые в Общую и Особенную части. Так нормы, регулирующие предоставление прав на земельные участки, она относит к институту общей части земельного права [3, с. 67].
Представители третьей точки зрения вообще не включают институт предоставления и изъятия земельных участков в систему отрасли земельного права в качестве самостоятельных правовых институтов, так О. И. Крассов упоминает лишь об институте управления в сфере использования и охраны земель [8, с. 50].
В связи с дискуссионностью вопроса о месте предоставления земельных участков в системе отрасли земельного права России и для выведения собственной точки зрения рассмотрим его через основные положения теории права.
Совокупность норм земельного права, обеспечивающих комплексное правовое регулирование общественных отношений по предоставлению гражданам и юридическим лицам в собственность и на иных установленных законом правах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на наш взгляд, является самостоятельным институтом земельного права, так как эти нормы отвечают трем критериям самостоятельного института отрасли права. Юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в правовой институт служат три признака:
1) Юридическое единство правовых норм. Нормы, регулирующие предоставление земельных участков, оперируют такими специальными понятиями, как «предоставление земельного участка», «образование земельного участка», «разграниченные» и «не разграниченные земли», которые определяют уникальность рассматриваемых правоотношений [10, с. 23].
2) Полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений [12, с. 238]. Отношения по предоставлению земельных участков из государственной и муниципальной собственности регулируются строго определенной совокупностью правовых норм. Они закрепляют основания, порядок и условия предоставления земельных участков. Определяют права, обязанности и ответственность участников земельных правоотношений в рассматриваемой сфере. Отношения по предоставлению земельного участка имеют четко выраженную целевую направленность — получение из государственной или муниципальной собственности земельного участка на установленном законом праве. Из данного положения следует, что рассматриваемым отношениям присущ и данный признак.
3) Обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов, других нормативно-правовых актов. Логическая последовательность и совершенство закона предполагают такую дифференциацию его содержания, которая определяется качественной обособленностью той или иной совокупности норм. А эта качественная обособленность как раз и охватывается понятием правового института [5, с. 182].
Вступившие в силу 1 марта 2015 г. изменения, внесенные Федеральным законом № 171-ФЗ, регулирующие вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, то есть сепарация данной совокупности норм, в самостоятельную главу ЗК РФ подтверждает, на наш взгляд, наличие критерия законодательной обособленности института предоставления земельных участков в качестве одного из признаков самостоятельного правового института, и дает основания считать предоставление земельных участков самостоятельным институтом земельного законодательства.
На основе изложенного, можно заключить, что понятием «предоставление земельных участков» охватывается комплекс юридически значимых действий в сфере распоряжения принадлежащими публичным образованиям земельными участками, порядок осуществления которых детально урегулирован императивными правовыми нормами, и данное понятие является самостоятельным институтом земельного права.
Литература:
1. Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.
2. Болтанова Е. С. Предоставление земельных участков и иных природных объектов гражданам и юридическим лицам: вопросы теории // Государство и право. 2014. № 6. С. 27.
3. Волкова Т. В. Земельное право: учеб. пособие. М., 2014. С. 67
4. Гордиенко И. И. Правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2010.
5. Дмитриев Ю. А., Казьмин И. Ф., Лазарев В. В. Общая теория права: учебник / Под ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд., испр. и до М., 1998.
6. Общая теория публичных правоотношений: монография / Добробаба М. Б., Лупарев Е. Б., Мокина Т. В. М., 2011.
7. Жинкин С. А. Теория государства и права: конспект лекций Изд. 21-е — Ростов н/Д: Феникс, 2018.
8. Крассов О. И. Земельное право: учеб. пособие 5-е изд., перераб. М., 2016.
9. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2005.
10. Орешкина О. В. Правовое обеспечение предоставления и изъятия земель: дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2004.
11. Предоставить // Толковый словарь русского языка: В 4 т. М., 1939.Т. 3. Стб. 719.
12. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник 6-е изд., перераб. и доп. М., 2012.