Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бахтиярова, Н. Н. Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Бахтиярова, Н. А. Дубенцова, О. А. Бурнашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/321/73004/ (дата обращения: 16.11.2024).



Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Время между 6 и 8 годами является одним из огромных когнитивных изменений для детей. Они переходят от дошкольного возраста к среднему детству, от жизни, в которой доминирует фантазия, к жизни, которая начинает управляться логикой и разумом.

Они начинают видеть себя более автономными личностями, способными к базовому самостоятельному решению проблем. Когда они начинают замечать «правильный» способ делать вещи, они вкладывают больше времени и энергии в выполнение задач ожидаемым образом. Однако, как и дошкольники, которыми они были, они продолжают предпочитать структурированную деятельность открытым предприятиям, и они продолжают нуждаться в последовательном руководстве со стороны взрослых.

Дети в возрасте 6 лет находятся в последних фазах предоперационного периода Пиаже, время, в течение которого дети учатся использовать язык. Окончание предоперационного периода характеризуется интуитивным восприятием логических понятий ребенком в ограниченных, осязаемых областях, в то время как в других областях продолжает преобладать восприятие.

Например, до того, как ребенку исполнится 7 лет, он обычно может сохранять числа — понимая, что два ряда (одно и то же количество) пенни останутся равными, даже если один из них будет визуально длиннее другого. Однако этот же самый ребенок не сможет сохранить массу, и таким образом будет ошибаться в своем восприятии, что более толстый шар имеет больше, чем раскатанный “хот-дог”, даже если будет показано с самого начала, что оба равны.

Еще одной отличительной чертой завершения предоперационного этапа (около 7 лет) является способность манипулировать символическими элементами, такими как контроль над письменной речью и символической игрой. Завершение этого этапа означает, что дети теперь могут мысленно манипулировать информацией и начинать принимать точку зрения другого человека или делать выводы о том, что думает другой человек, спонтанно и независимо. Полное развитие этих способностей займет еще несколько лет. Конец предоперационного периода знаменует собой упадок (хотя и не исчезновение) детского эгоцентризма (его веры в то, что то, что он думает и чувствует, чувствуют и все остальные).

Способность (начать) принимать точку зрения другого человека означает, что дети по-новому понимают, что другие люди думают иначе, чем они, что другие люди могут буквально и образно “видеть” вещи по-другому. В результате они могут начать ролевую игру и взять на себя несколько персонажей (например, разыгрывать из себя маму в реалистичной, но причудливой манере). Поддержка перспективы вашего ребенка принимая способность с этими забавными играми: монстр съел мое домашнее задание приложение для iPad или он-лайн оптические иллюзии головоломки.

Несмотря на эти достижения, дети этого возраста все еще остаются волшебными в своем мышлении. Их затянувшийся эгоцентризм часто проявляется в их запутанных историях и двусмысленных ссылках (например, «он тот, кого она ищет», не включая достаточно конкретных ссылок, чтобы слушатель мог четко идентифицировать персонажей/события).

Шестилетние и семилетние дети все еще демонстрируют то, что Пиаже называл анимизмом, веру в то, что неодушевленные предметы или животные думают и чувствуют, как люди. Хотя некоторые из этих мыслей на самом деле питают творчество, поддержка развития схемы вашего ребенка (ее фундаментальных знаний) вокруг животных и среды обитания — это прекрасный способ продвинуть ее мышление и понимание мира. Один из способов сделать и то и другое — это позволить вашему ребенку применить фактическое мышление к своему воображению, где ваш ребенок использует логику и схему, чтобы определить, что нужно животному, отдельно и независимо от того, что может понадобиться людям.

Примерно в возрасте 7 лет дети вступают в то, что Пиаже назвал конкретным эксплуатационным периодом, который длится до тех пор, пока им не исполнится около 12 лет. Именно в это время дети получают лучшее понимание и облегчение с умственными операциями (например, могут думать о том, как подойти к проблеме и рассмотреть различные результаты). На самых ранних стадиях этого этапа семилетние дети демонстрируют зачатки логических рассуждений (например, оправдывающих их мышление) и только учатся связно организовывать свои мысли. Их логические мысли остаются ограниченными реальными физическими объектами, и им не хватает способности управлять абстрактными рассуждениями или гипотетическими соображениями.

Когнитивное развитие, как и все аспекты развития, происходит не в вакууме; каждая «область» влияет на другие. Одно место, где это блестяще видно, — это работа Льва Выготского, русского исследователя начала XX века.

В теориях Выготского подчеркивается императивная роль социального взаимодействия и культурного контекста в когнитивном развитии. Согласно его работе, взаимодействие детей с другими может способствовать прогрессу в мышлении и обучении, которые были бы невозможны в те же сроки без него. Таким образом, 6-ти и 7-летние дети, из-за возросшего числа структурированных социальных взаимодействий в формальном школьном образовании, являются главными кандидатами, чтобы извлечь выгоду из контекстуализированного обучения Выготского.

Дополнительными когнитивными навыками, которые развиваются в этом возрасте, являются способность отличать фантазию от реальности, описывать сходство между двумя объектами и применять творческое мышление для решения проблем. Повышенная память, объем внимания и больший контроль импульсов также доступны в интернете. Хотите бросить вызов навыкам вашего ребенка? Попробуйте эту игру памяти. Эти новые навыки в сочетании с появлением более сложного мышления позволяют детям проявлять настойчивость и гибкость при работе над проектом. Они могут использовать свои знания о процедурах, чтобы планировать заранее, и начинают заниматься вопросами более высокого уровня (например, “если все является твердым, жидким или газообразным, что такое зыбучие пески?”). Одним из замечательных способов поддержать эти навыки является игра в шахматы. Чтобы помочь вашему ребенку изучить эту универсальную игру, они могут играть против компьютера или других детей по всему миру в безопасной среде онлайн.

Также формируется метапознание детей, оно как раз начинает развиваться в этом возрасте — их способность знать, что им нужно делать, чтобы лучше учиться или понимать (например, перечитывать отрывок, задавать вопрос). Они также начинают понимать постоянный характер предметов. Например, в 6 лет многие дети верят, что вы можете превратить кошку в скунса, нарисовав белую полосу на ее спине.

К 8 они понимают, что существует неизменяемая сущность предметов, которая не подвержена физическим изменениям. В 6 лет ребенок может решить математическую задачу, не понимая, что ответ неизменен каждый раз, когда вы сталкиваетесь с ним.

Таким образом, 5+6 всегда будут равны 11 и, таким образом, это факт, который может быть изучен и сохранен, в отличие от необходимости повторного решения каждый раз, когда возникает проблема. Эта способность удерживать и манипулировать пониманием объекта или сути проблемы является одним из навыков, которые определяют этот период в отличие от дошкольного возраста.

В процессе формирования познавательно — исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

Литература:

  1. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Л. Н. Вахрушева. — М.: Форум, 2016. — 96 c.
  2. Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2 томах. Том 1 / Б. М. Величковский. — М.: Смысл, Академия, 2013. — 448 c.
  3. Голованова, Е. И. Введение в когнитивное терминоведение / Е. И. Голованова. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 224 c.
  4. https://ruspyramid.ru/raznoe-2/logicheskie-igry-dlya-detej-6-7-let-logicheskie-igry-dlya-detej-onlajn-besplatnye-igry-na-logiku-2.html
Основные термины (генерируются автоматически): ваш ребенок, ребенок, предоперационный период, способность, возраст, время, дошкольный возраст, когнитивное развитие, навык.


Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Задать вопрос