Ключевые слова: речь, развитие речи, дошкольный возраст, театрализованная деятельность.
В последнее время в своей практике мы все чаще сталкиваемся с тем, что дети с каждым годом имеют проблемы с речью, позже начинают говорить. А также им трудно выражать свои эмоции и желания. И мы педагоги должны способствовать формированию правильной речи у детей. Ведь от обладания связной и четкой речи зависит дальнейшее успешное обучение детей в школе, умение общаться с учителями и сверстниками.
Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики Громова О. Е. [1], исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: «Для нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями — достаточным развивающим потенциалом».
Развивающий потенциал зависит о того, насколько богата речь людей в окружении ребенка. Так же, насколько ребенок активен, раскрепощен и заинтересован в процессе обучения.
С трех лет у ребенка наступает важный период в развитие речи. Педагогу необходимо научить ребенка понимать речь без наглядного сопровождения, расширять активный словарный запас, учить грамматически правильному построению речи.
Развитие речи происходить в саду каждодневно. Во время занятий: лепки, рисовании, занятий по окружающему миру. В обиходе детей появляются новые прилагательные, глаголы. Так же ежедневное чтение художественной литературы позволяет расширять словарный запас детей, учить их рассуждать, высказывать свое мнение о прочитанном.
Все мы прекрасно знаем, что в дошкольном возрасте главное место в жизни ребенка занимает игра. Без игры фактически невозможен процесс обучения у дошкольника. Развивать речь ребенка можно при помощи разных видов игр: дидактических, логопедических и т. д. Так же прекрасно развивает речь и театрализованная игра. Ведь театрализованные игры очень интересны и понятны детям.
Театрализованная деятельность развивает творческие способности ребенка. Ребенок учиться выражать свои эмоции при помощи мимики, жестов, пантомимики.
Занимаясь театрализованной деятельностью, очень хорошо развивается речь ребенка, расширяется его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат. В процессе игры ребенок приобретает богатый жизненный опыт, он учится брать на себя роль и действовать.
Таким образом, театрализованная деятельность:
– совершенствует артикуляционный аппарат;
– расширяет словарный запас;
– способствует развитию к самостоятельным рассуждениям и размышлениям;
– формирует диалогическую речь;
– стимулирует активную речь;
– способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации
В течение года мы проводили р занятия с детьми по театрализованной деятельности.
Мы уделяли большое внимание дыхательным упражненям, читали много сказок, рассматривали иллюстрации к этим сказкам, разусивали стихотворения, играли в театрализовааные игры, знакомились с различными видами театров: настольный, теневой, кукольный и т. д.
«Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события». [2, с.2]
Ниже, мы хотим представить наш перспективный план на год по театрализованной деятельности у детей младшего дошкольного возраста:
Месяц |
Название |
Цель |
сентябрь |
Мир театра |
Познакомить детей с различными видами театров |
Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» и т. д. |
Учить внимательно слушать сказки и следить за сюжетом до конца |
|
Театрализованная игра «Теремок» |
Побуждать повторять действия персонажей и обыгрывать знакомые сказки. |
|
октябрь |
Театрализованные игры: «Солнце и дождик», «Кот и мыши» |
Воспитывать умение подражать |
Показ настольного театра «Колобок» |
Воспитывать умение подражать героям сказки |
|
Разучивание стихотворений про осень |
Формировать умения четко и выразительно рассказывать стихотворения |
|
Дыхательная игра с движениями «Шел ежик по дорожке» |
Вызвать интерес и желание принимать участие в игре |
|
ноябрь |
Чтение сказки «Три поросенка» |
Побуждать повторять за педагогом отдельные реплики |
Игра в плоскостной театр «Три поросенка» |
Познакомить детей с плоскостным театром |
|
Разучивание чистоговорок |
Добиваться четкого произношения слов |
|
Включение элементов театрализованной деятельности в утреннюю гимнастику |
Учить согласовать слова с действиями |
|
декабрь |
Разыгрывание мимических этюдов с жестами: «Грустно», «Весело», «Страшно», «Я сержусь» и т. д. |
Научить выражать эмоции при помощи жестов и мимики |
Чтение сказок В. Сутеева |
Формировать умение следить за сюжетом сказки до конца |
|
Пересказ сказки В. Сутеева «Мышонок и карандаш» |
Учить детей пересказу, опираясь на картинки |
|
Разучивание стихотворений к новогоднему утреннику |
Формировать артикуляцию, добиваться четкого произношения слов |
|
январь |
Двигательные этюды: «Кукла», «Собачка», «Котик», «Гусята». |
Учить при помощи жестов изображать задуманное |
Чтение русских народных сказок «Маша и медведь», «Три медведя» |
Учить понимать текс без наглядного сопровождения |
|
Игра в лото «Герои сказок» |
формировать умение угадывать героев сказок по картинкам |
|
февраль |
Прослушивание музыкальных произведений «Антошка», «Чебурашка» и т.д |
Развивать слуховое внимание |
Чтение и пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом» |
Учить понимать прочитанное и отвечать на вопросы |
|
Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» |
Знакомство с театром масок |
|
Разучивание стихотворений о зиме |
Формировать артикуляцию, добиваться четкого произношения слов |
|
март |
Подготовка к празднику 8 Марта |
|
Настольный театр «Колобок» |
Повторять знакомые произведения |
|
Подвижные игры с элементами театрализованной деятельности: «У медведя во бору», «Воробушки и автомобиль» |
Развивать зрительное и слуховое внимание |
|
Игра «Изобрази животное» |
Учить детей при помощи мимики и жестов изображать различных животных |
|
апрель |
Разгадывание загадок «Герои сказок» |
Вызывать желание угадывать героев сказок |
Чтение и пересказ по картинкам сказки «Волк и семеро козлят» |
Вызвать желание следить за сюжетом сказки |
|
Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» |
Учить согласовывать свои действия с действиями других детей |
|
Игра «Нарядись» |
Развивать фантазию и умение описывать свой образ |
|
май |
Сюжетные игры: «Злой волк», «Домашняя кошечка», «Хитрая лиса» |
Научить выражать эмоции через движения и мимику |
Разучивание стихотворений к выпускному в детском саду |
формировать умение четко, выразительно и эмоционально рассказывать выученное |
|
Выступление на выпускном у ребят из подготовительной группы |
Учить не бояться, говорить при большом количестве людей |
Литература:
- Громова О. Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи // Дефектология. — 2018. — № 5. — С. 55–61. …
- Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений.-М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9–16,76–121
- Мигунова Е. В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006–126с.