В статье рассматриваются варианты и схемы организации комитетов деревенской бедноты на территории Северо-Запада России, анализируются причины нестандартных подходов к созданию комбедов со стороны крестьян и органов местного самоуправления.
Ключевые слова: комитеты деревенской бедноты, схема, организация, крестьяне, чрезвычайные органы власти, местные Советы, декрет, инструкция.
11 июня 1918 года ВЦИК издаёт декрет «Об организации деревенской бедноты и снабжения её хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственными орудиями» в соответствии с которым в деревнях, сёлах и волостях, а также на всех подконтрольных большевикам территориях создаются комитеты деревенской бедноты — организации, состав которых должен был ограничиваться лишь беднейшим крестьянством. Данные чрезвычайные органы власти являлись своеобразным инструментом осуществления продовольственной диктатуры в стране суть которой заключалась в запрете частной и свободной торговли, установление твёрдых цен на хлеб и реквизициях хлебных излишков у крестьян.
Комитеты бедноты должны были организовываться местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов при непременном участии продовольственных органов и под общим руководством Народного комиссариата продовольствия и Центрального Исполнительного Комитета [1]. Для того, чтобы местные Советы и крестьяне, проживающие в губерниях, смогли организовать комбеды, по всем уездам из губернских центров, рассылались инструкции по созданию данных чрезвычайных органов.
Стандартная и типичная процедура организации комбедов должна была проходить так: согласно инструкции, из уездного Совета присылался представитель, созывавший сход деревни или села. Далее крестьяне из своего состава избирали представителей к выборам комитета, причём избирать и быть избранными могли быть только бедняки. Президиум комитета деревенской бедноты состоял из 3 или 5 человек в зависимости от численности населения деревни и от количества избирателей. Это были, во-первых, председатель, во-вторых, товарищ председателя, и в-третьих, секретарь [2]. В обязанности президиума деревенского комитета бедноты входило осуществление делопроизводства, то есть составление протоколов, докладов в волостные комбеды, а также коммуникация и информирование, что означало организацию схода деревенской бедноты и взаимодействие с комбедами других, соседних деревень [3].
Волостные комитеты бедноты избирались либо на собраниях всех организованных комитетов волости, либо на волостных сходах крестьян. Их состав мог варьироваться от 3 до 8 человек [4]. У президиума волостного комитета бедноты была такая же структура, как и у деревенского, за исключением большего объёма полномочий и обязанностей, а также большей численности состава. Волостной президиум занимался курированием деятельности деревенских комитетов бедноты, осуществлял общее руководство над ними, обеспечивал между ними взаимодействие, производил общее делопроизводство. Кроме того, президиум волостного комбеда должен был входить в волостной Совет с правом решающего голоса, а также взаимодействовать с уездным Советом [3].
Первая схема организации данных чрезвычайных органов власти является образцовой и стандартной, то есть определённая декретом от 11 июня 1918 года и инструкциями по организации комбедов. Подобный подход мы можем проследить на примере деревни Бессоново Полиской волости Новоладожского уезда Петроградской губернии, где, согласно инструкции, был организован комитет деревенской бедноты из трёх человек [10]. Аналогичный подход к созданию комитета бедноты мы можем наблюдать и в селе Лихо-Шальское Тихманской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии, где на собрании сельского общества был образован комитет бедноты из трёх лиц [5].
Вторую схему мы можем наблюдать на примере Николаевщинской волости Новоладожского уезда Петроградской губернии, где после образования деревенских комитетов бедноты решили приступить к образованию сельского комбеда. Для этого все деревенские комбеды избирали из своей среды в зависимости от численности своих составов от 2 до 10 представителей в сельский комитет. По образовании сельских комитетов последние из своей среды избирали от 2 до 5 членов смотря по составу сельских комбедов в волостной комитет деревенской бедноты. Таким образом все деревенские комбеды объединялись сельскими, а сельские комитеты бедноты объединялись волостным [4]. Такая схема, на наш взгляд, является наиболее грамотно-продуманной, так как в волости выстраивалась чёткая вертикаль организации и структурирования комбедов.
Третья схема заключалась в том, что комитеты бедноты организовывались путём простого переименования Советов или слияния этих двух организаций [9]. Особенно данная тенденция прослеживается в Новгородской губернии, где в организации комитетов бедноты активно участвовали местные Советы и местные комитеты и коллективы РКП(б).
Четвёртая схема образования комитетов бедноты применялась из-за недостатка денежных средств на организацию волостных комбедов, в результате чего, вместо них организовывались так называемые районные комитеты. Так, например, в Лезьевской волости Шлиссельбургского уезда Петроградской губернии, из-за нехватки денежных средств и во избежание лишних расходов, вместо волостных комбедов было решено организовать 7 районных комитетов бедноты [8].
Пятая схема касалась непосредственно структурирования состава комитетов деревенской бедноты. Так, например, в деревне Островок Новинской волости Тихвинского уезда Череповецкой губернии беднейшие граждане в числе 19 человек постановили организовать комитет бедноты в состав которого вошли 19 дворов [7]. Можно предположить, что данный комбед был организован без президиума потому, что крестьяне неправильно поняли декрет или инструкцию об организации комитета бедноты посчитав его не органом власти, а некоторым объединением крестьянских дворов и хозяйств. С другой стороны, данная схема позволяла комитету бедноты объединить все домохозяйства деревни, что могло обеспечить его эффективное и продуктивное функционирование или наоборот, таким образом, крестьяне полностью подчиняли комбед своим интересам.
Таким образом, из вышеперечисленного мы видим, что организация комитетов деревенской бедноты в силу разных субъективных и объективных обстоятельств не всегда проходила по стандартному сценарию, определённому инструкциями или декретом ВЦИК от 11 июня 1918 года. Если первые две схемы были весьма типичны и с точки зрения центральной власти единственно-правильными, то третью, четвёртую и пятую схемы нельзя назвать стандартными. Основных причин такого разнообразия в подходах к созданию комбедов могло быть несколько. Первая причина могла быть связана со своеобразной трактовкой и пониманием декрета от 11 июня 1918 года местными органами самоуправления, на которые ложились обязанности по организации комитетов бедноты. Местные Советы, не всегда пробольшевистски-настроенные, а также иногда во многом действующие самостоятельно и в интересах крестьянства, исходя из собственных проблем и своих интересов, которые имелись в деревнях, волостях и уездах региона, трактовали декреты и инструкции центральной власти по-своему. В результате представители местных Советов создавали, а также определяли состав и структуру комбедов по своему собственному усмотрению, иногда даже просто беря на себя функции данных чрезвычайных органов власти и для вида переименовывая Совет в комитет бедноты. Вторая причина заключалась в том, что декреты и инструкции по организации комбедов могли по-своему трактовать крестьяне, проживавшие в регионе. Можно предположить, что представители деревенского населения, в силу своей неграмотности, могли неверно понять декрет и инструкции центральных и уездных властей, поэтому комбеды иногда могли организовываться без президиума или совершенно не так как это было запланировано. Но есть и другое объяснение. Крестьяне совершенно правильно понимали суть декрета от 11 июня 1918 года, цель которого заключалась в получении максимального количества продовольствия из деревни путём проведения массовых и бессистемных реквизиций. Поэтому, крестьяне могли на своё усмотрение и исходя из собственных интересов организовывать комитеты бедноты, определять состав и структуру комбедов, наиболее правильную на их взгляд.
Литература:
- Декрет ВЦИК от 11 июня 1918 года об организации и снабжении деревенской бедноты. // Суслова Е. Н. Комитеты деревенской бедноты Северной области. Сборник документов. Л.: Лениздат, 1947. — С. 31–33
- Инструкция Совета Бежаницкой волости Новоржевского уезда Псковской губернии комитетам деревенской бедноты об их деятельности. 22 августа 1918. // Шостаков А. В. Комбеды РСФСР. Сборник документов. Л.: Ленгиз, 1933. С. 49
- Положение о комитетах деревенской бедноты, составленное группой коммунистов — организаторов комбедов Олонецкой губернии. 4 августа 1918. // Машезерский В. И. Славин Н. Ф. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Карелии. Сборник документов. Петрозаводск: Государственное издательство Карельской АССР, 1957. С. 411–412
- Протокол заседания Совета Николаевщинской волости Новоладожского уезда Петроградской губернии о переизбрании комитетов деревенской бедноты. 30 сентября 1918. // Суслова Е. Н. Комитеты деревенской бедноты Северной области. Сборник документов. Л.: Лениздат, 1947. С. 76
- Протокол заседания общего собрания Лихо-Шальского сельского общества Тихманской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии об избрании комитета деревенской бедноты. 31 июля 1918 г. // Суслова Е. Н. Комитеты деревенской бедноты Северной области. Сборник документов. Л.: Лениздат, 1947. С. 42
- Протокол заседания Совета Николаевщинской волости Новоладожского уезда Петроградской губернии о переизбрании комитетов деревенской бедноты. 30 сентября 1918. // Суслова Е. Н. Комитеты деревенской бедноты Северной области. Сборник документов. Л.: Лениздат, 1947. С. 76
- Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 142. Оп. 6. Д. 237. Л. 53.
- Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1001. Оп. 3. Л. 47.
- Яров С. В. Крестьянин как политик. Крестьянство Северо-Запада России в 1918–1919 гг. Политическое мышление и массовый протест. СПб.: Институт российской истории, 1999.
- Протокол собрания граждан деревни Бессоново Полиской волости Новоладожского уезда Петроградской губернии об избрании комитета деревенской бедноты. 1 сентября 1918. // Суслова Е.Н. Комитеты деревенской бедноты Северной области. Сборник документов. Л., 1947. С. 61.