Сфера образования в настоящее время является одной из основополагающих в благополучии любой страны. Для качественной и своевременной подготовки кадров для предприятий и организаций государство должно осуществлять хорошо организованное управление всеми структурными подразделениями.
Ключевые слова: образование управление государство подготовка кадров школа университет специалист.
The sphere of education is currently one of the most fundamental in the well-being of any country. For high-quality and timely training of personnel for enterprises and organizations of the state, high-quality and well-organized management of all structural divisions should be carried out. The state is the guarantor of such management.
Keywords: education, management, state training school, University, specialist.
Издавна образование ставило перед собой такие важные цели как развитие интеллектуального потенциала индивида, наиболее качественное применение его знаний, умений, навыков в разных сферах деятельности, а также удовлетворение потребностей личности, государства и общества.
Конституция Российской Федерации определяет государственную политику страны как гаранта создания необходимых условий для обеспечения достойного уровня жизни ее граждан. Одним из важнейших условий реализации этой политики является создание духовных и гуманитарных основ общественной деятельности. Образование в этой цепочке играет одну из ключевых ролей.
Правовой основой для государственного управления в образовательной сфере является федеральное законодательство:
– Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
– А также принятые на их основе подзаконные акты федерального уровня:
– Положение о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277);
– Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 522.
Образование — это непрерывный процесс развития, воспитания и обучения каждого конкретного человека в соответствии с его собственными потребностями, интересами общества и государства. Этот процесс в обязательном порядке сопровождается официальным подтверждением достижений обучающимися определенного уровня образования, установленного государством, и фиксируется документом (аттестатом, дипломом).
Основными принципами политики государства в образовательной сфере являются:
– развитие и воспитание в человеке осознанности, гражданской ответственности, уважительного отношения к другим членам общества, труду, природе, семье, Родине;
– создание единого культурно-образовательного пространства, защита разнообразия традиций, развитие толерантности;
– светский характер образовательного и воспитательного процесса;
– общедоступность образовательного процесса и его адаптивность к различному уровню учащихся.
Право на образование — одно из главных и неотъемлемых прав каждого гражданина, закрепленное конституцией. Так, каждый человек гарантировано может получить образование вне зависимости от особенностей состояния здоровья, религии, политических взглядов, национальности, социального положения.
Для гарантии реализации этого права государство стремится создать все необходимые социальные и экономические условия. Основное общее образование является в России обязательным. Начальное профессиональное и высшее — общедоступно и бесплатно для всех граждан.
Система образования включает в себя:
– учреждения и организации, которые реализуют программы образования различной направленности и уровней, в соответствии с федеральными государственными стандартами и требованиями;
– органы управления и подведомственные им учреждения;
– специальные общественные и государственные объединения, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования.
Только слаженное взаимодействие всех элементов системы позволяет оказывать услуги должного уровня и качества. Для обеспечения работы образовательной сферы требуется качественное управление. Управление представляет собой особый вид деятельности, которая обеспечивает организацию образовательного процесса.
Структура управления включает в себя несколько уровней:
- Федеральный — представлен Министерством образования и науки России и Рособрнадзором. Минобрнауки разрабатывает стратегию государственной политики в сфере образования, а также регулирует ее выполнение в таких областях как образование, наука и инновации, нанотехнологии, интеллектуальная собственность, воспитание и опека, социальная защита и поддержка воспитанников учреждений образования. Рособрнадзор в свою очередь выполняет такие функции как, контроль исполнения законодательства в областях образования, научной деятельности, аттестации кадров; контроль качества образования в подведомственных учреждениях; контроль деятельности диссертационных и ученых советов. На федеральном уровне медицинские, военные, сельскохозяйственные и другие учебные заведения управляются также другими государственными министерствами и ведомствами.
- Региональный — представлен органами государственной власти такими как министерства, департаменты и комитеты, которые осуществляют управление в образовательной сфере.
- Муниципальный — представлен местными органами самоуправления муниципалитетов, городских округов. Муниципальные органы власти выполняют функцию непосредственного управления образовательными учреждениями. Стоит отметить, что муниципальные органы власти в соответствии с Конституцией фактически не являются государственными органами власти, но при этом реализуют государственные гарантии.
Любая система, в том числе государственное управление в образовательной сфере, требует постоянного развития и совершенствования. В последние годы в России было реализовано несколько федеральных целевых программ, призванных обеспечить повышение качества образования и его соответствие целям и задачам населения и общества. В рамках программ особое внимание уделялось модернизации общего и дошкольного образования, улучшению структуры среднего профессионального образования с учетом потребностей рынка, модернизации систем оценки качества образования, мониторингу востребованности образовательных программ.
Литература:
- Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 169 с.
- Горшков, М.К., Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М., 2018. 352 с.
- Корчинская Т. И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций // Проблемы и перспективы развития экономики и управления. — Новосибирск: Изд. «Априори», 2019. — 228 с.
- Медведева, Н. В. Инновационный подход к управлению системой образования. Материалы Ивановских чтений. 2018. Т.1. № 2. — С. 96–100.