Статья освещает предпосылки к формированию линейных форм агломерации вдоль основных транспортных коридоров страны, потенциал для новых экономических и социальных процессов, а также сдерживающие их рост и развитие факторы.
Ключевые слова: линейная агломерация, основной каркас расселения, трудовая миграция, территории опережающего экономического развития, агломерационный эффект, синергетический эффект.
The article highlights the prerequisites for the formation of linear forms of agglomeration along the main transport corridors of the country, the potential for new economic and social processes, as well as factors that hinder their growth and development.
Keywords: linear agglomeration, framework of settlement, labor migration, territory, advanced economic development, agglomeration effect, synergetic effect.
Российская Федерация — страна с огромным территориальными ресурсами. Ее площадь, самая большая из всех стран мира, составляет 17 075 млн. км 2 . Однако большая часть ее территории остается малонаселенной. Общая численность населения на 1 января 2020 г. составила 146745098 человек, из которых 109548440 живут в городах и 37196658 человек в сельской местности.
Рис.1.
Неравномерность размещения населения и населенных пунктов характерная черта нашей страны. Контрастные климатические различия, разность ландшафтов, отличия в степени вовлеченности в производственные процессы, а также этнические особенности коренных народов явились объективными причинами столь выраженного неравенства основной полосы расселения или «главной оси страны» и зоны севера. Действующая сеть железнодорожных магистралей страны стала ее формирующим стержнем. Строительство Транссибирской магистрали обозначило первоначальный каркас, который был расширен в советский период строительством практически всех действующих на сегодняшний день железных дорог. Именно этот каркас стал осью хозяйственного освоения и заселения территории страны [2].
Неслучайно именно в пределах основной оси расселения, где существенно выше степень освоенности, инфраструктурной развитости, а главное выше плотность населения и возникли основные агломерационные образования России.
Рис.2.
Экспортные возможности нашей страны ограничены, а экономика России остро нуждается в новых источниках экономического роста. Для развития несырьевых секторов экономики необходима концентрация человеческих мыслей, знаний и труда. Как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне очевидно, что именно города становятся местом для пространственной интеграции экономических агентов — домохозяйств, промышленных и иных предприятий, административных институтов.
Современная ситуация такова, что не только страны, но и города конкурируют за граждан и в особенности за высококвалифицированных, а потому востребованных специалистов. Это означает, что Российские агломерации вступают в глобальную борьбу за человеческий капитал не только в границах нашей страны, но и с городами Европы, Азии и США.
На сегодняшний день в России существует 20 крупных сложившихся городских агломераций, которые сконцентрировали в себе около 49 млн. человек, что составляет 34 % населения страны. При этом эти агломерации производят более 40 % ВВП. Внутренняя трудовая миграция направлена исключительно в Москву и в меньшей степени в Санкт-Петербург. Однако по оценкам исследователей, Московская агломерация практически достигла своих предельных размеров. Поэтому необходимо сфокусироваться на развитии 20 наиболее крупных агломераций и выявлять новые перспективные точки роста для повышения их конкурентоспособности на рынках труда и капитала.
Потенциал для новых экономических процессов заключен в налаживании пространственных связей и взаимодействии между городами, как внутри агломерации, так и во вне. Однако в России на сегодняшний день мы можем видеть целый ряд сдерживающих этот рост факторов. Низкая профессиональная мобильность обусловлена небезопасным, «серым» рынком недвижимости, бюрократическими сложностями, неразвитостью социальных институтов: медицины, образования и пр. Транспортная связанность между городами крайне низкая. Подавляющее большинство перемещений внутри страны вынужденно происходит через Московский хаб. Межмуниципальный транспорт способен повлечь за собой экономический рост для этих территорий.
В условиях России все большую актуальность приобретают именно линейные формы агломерации. Прежде всего это связано с тем, что крупные городские агломерации играют роль звеньев опорного каркаса расселения. Связывая между собой огромные расстояния, они способствуют эффективному сжатию территории. Концентрация на развитых в инфраструктурном плане и в то же время компактных территориях разноплановых предприятий, межотраслевые коммуникации, а также возможность взаимодействия и непосредственного общения высококвалифицированных специалистов создают агломерационный, синергетический эффект.
Существенным негативным фактором.ю препятствующим развитию агломераций, является практически полное отсутствие правовой базы, определяющей зоны ответственности и регулирующей механизмы агломерационных образований. Специфика каждого отдельного региона значительно отличается от остальных, даже соседних регионов, не говоря уже о специфике отдельных городов. Решения по улучшению городской среды, взаимодействию местных органов власти и городских сообществ, стекходдеров, малого и среднего бизнеса, который работает в этом городе и пр. требует передачи полномочий на местный уровень.
А ведь развитая инфраструктура, социальные институты, комфорт городской среды способны стимулировать людей к творчеству, изобретениям, науке и предпринимательству.
Необходимо заметить, что состав и территориальные границы каждой отдельной агломерации крайне различны и носят динамичный характер. Крупная городская агломерация — это не только форма расселения, но и особая форма пространственной организации различных сфер и видов деятельности, образованная группой компактно расположенных городов и других населенных пунктов, объединенных интенсивными, регулярными хозяйственными, трудовыми, социально-бытовыми и иными связями [1].
Особо необходимо отметить, что агломерации способны превратиться в территории опережающего экономического развития. На Рис.3. показаны территории наибольшей инвестиционной привлекательности. Влияние развитости транспортной инфраструктуры очевидно, вдоль основных магистралей сосредотачиваются основные резервы экономики страны, здесь формируются своеобразные территории опережающего экономического развития.
Рис.3.
Улучшение инвестиционного климата и приток инвестиций влечет за собой улучшение условий для ведения бизнеса. В то же время население выигрывает от развития городской среды, социальных институтов и общего благоустройства города. Это влияет на увеличение численности населения, возникает возможность привлечения более квалифицированных сотрудников в результате трудовой миграции. Этот фактор потребует развития транспорта, улично-дорожной сети и общей связанности внутри агломерации. На фоне таких изменений общий рейтинг региона неминуемо вырастет и повлечет за собой включение цепной реакции по последующему привлечению инвестиций.
Таким образом, агломерации становятся эффективной формой территориальной организации, способствующей экономическому развитию страны в современных условиях.
Литература:
- Любовный В.Я. Городские агломерации России: от стихийного к целенаправленному развитию. Доступно поп ссылке: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskie-aglomeratsii-rossii-ot-stihiynogo-k-tselenapravlennomu-razvitiyu/viewer
- Обедков А. П. Особенности размещения населения и современные тенденции в развитии расселения в России. Доступно по ссылке: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razmescheniya-naseleniya-i-sovremennye-tendentsii-v-razvitii-rasseleniya-v-rossii/viewer