Цвет и его характеристики. Значение цвета в жизни человека. Нарушение цветового зрения. Развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (322) август 2020 г.

Дата публикации: 05.08.2020

Статья просмотрена: 3725 раз

Библиографическое описание:

Кутрань, О. Н. Цвет и его характеристики. Значение цвета в жизни человека. Нарушение цветового зрения. Развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения / О. Н. Кутрань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73025/ (дата обращения: 16.11.2024).



Люди очень радуются цветам. Глаз чувствует потребность видеть цвет. Вспомни о том приятном оживлении, которое мы испытываем, когда в пасмурный день лучи солнца упадут на часть видимого пейзажа и цвета освещенных предметов делаются для нас хорошо видимыми…

Гете

Цвет — это единственный сенсорный эталон, который воспринимается только зрением. Если говорить научным языком, цвет — это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения. Цвет доступен не всем животным на земле. Полное цветное зрение есть у птиц и приматов, остальные в лучшем случае различают некоторые оттенки, в основном красный.

Цвет, как носитель информации, играет огромную роль в жизни человека. Информация о предметах или явлениях, окрашенных в тот или иной цвет, преобразовались в символ цвета. Этот символ может менять свое значение от ситуации, но всегда человеку понятен. С помощью цветовых образов можно донести до читателя гораздо больше нужной и важной информации. Это является лингвистическим пониманием цвета. Также цвет может вызывать у разных людей эстетическое удовольствие и, наоборот, раздражение [4, с.8].

Но как такового цвета в природе не существует. Цвет — продукт умственной переработки информации, которая поступает через глаза в виде световой волны.

Ньютон провел эксперимент по расщеплению светового луча с помощью призмы. В результате он получил семь цветов спектра. Затем, получив непрерывный спектр, он пропустил его через собирающую линзу и получил белый цвет. В ходе некоторых экспериментов было выявлено, что предметы цвета не имеют. Освещенные светом, они отражают одни световые волны, и поглощают другие. Отраженные световые волны и будут цветом того или иного предмета. Например, если на синий предмет посветить светом, пропущенным через красный фильтр, то мы увидим, что предмет стал черным, т. к. синие волны блокируются красным фильтром, а предмет может отражать только синие волны. Тем самым Ньютон доказал, что, во-первых, белый цвет состоит из семи цветов, во-вторых, для цветовых волн действует принцип сложения, в-третьих, отсутствие света веден к отсутствию цвета и, в-четвертых, черный цвет — это полное отсутствие цвета.

Основными цветами являются красный, синий и желтый. С их помощью можно получить все остальные цвета и оттенки. Существует несколько характеристик или свойств цвета.

Тон — это основная характеристика, например, желтый или красный. Существует большое множество цветов, основой которых являются три основных цвета — красный, синий и желтый, смешивая их можно получить остальные четыре цвета, и все вместе они входят в радужный спектр. Тона (или оттенки) получают путем смешивания основных цветов в разных пропорциях. Полутон — незначительное, но уловимое глазом изменение в цвете.

Яркость цвета определяется скоростью выделения одного цвета на фоне других. У каждого тона максимальная яркость наблюдается при разной светлоте, если рассматривать оттенки одного цвета. При выделении самого яркого оттенка среди других цветов, то самыми яркими будут цвета сильно разнящиеся по светлоте с остальными.

Насыщенность цвета — это степень выраженности определенного тона. Это понятие связано с яркостью, т. к. самый насыщенный тон будет и самым ярким среди оттенков одного цвета.

Светлота цвета — это степень отличия от белого и черного цветов. Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, то значит он светлый. Темный — если наоборот. А если эта разница одинаковая, то цвет средний по светлоте. Светлота — важное свойство цвета. Эволюция этой способности привела к развитию цветового зрения. До сих пор глаз охотнее зацепляется за контраст светлого и темного, чем за какой-нибудь другой.

Цвета разделяют на теплые, присущие лету, и холодные, присущие зиме. Зеленый является пограничным цветом: оттенки зеленого могут быть и холодными, и теплыми. Зеленый спектр самый комфортный для глаза. В этом цвете человек различает наибольшее количество оттенков.

Большинство психологов считают, что цвет влияет на мозг человека и на то, как мы воспринимаем определенные жизненные ситуации. Красный традиционно ассоциируются с опасностью и привлечением внимания. Оранжевый цвет связан с теплом и ассоциируется с хорошим качеством чего-либо. Желтый цвет связан с чувством радости, оптимизма, открытости и дружелюбия. Чувство, которое возникает у многих людей, смотрящих на желтый цвет — счастье. Зеленый может ассоциироваться с высокоразвитым мышлением, релаксацией, внутренней фокусировкой и собственным личным и профессиональным ростом. Голубой — цвет спокойствия и концентрации, а также связан с открытостью и миролюбием. Синий по своим свойствам схож с голубым, он успокаивает нервы и влияет на ясность мысли. Фиолетовый странный и малоизученный цвет, представляет собой смесь синего и красного, т. е. двух контрастных тонов. Розовый подавляет агрессивные настроения. Белый ассоциируется с полным отсутствием агрессии, невинностью и чистотой, но он снижает продолжительность концентрации внимания и позволяет уйти мысленно в себя. Черный может сделать человека более агрессивным, его выбирают бунтари и неуверенные в себе люди.

Человек обладает самой совершенной зрительной системой среди всех млекопитающих. Он способен различить более десяти миллионов цветов и их оттенков. Это возможно благодаря наличию фоторецепторов. За восприятие цветов отвечают специальные колбочки, расположенные на сетчатке.

С точки зрения физиологии люди являются трихроматами, поскольку для полного восприятия цвета используют три части спектра — красный, зеленый и синий. Пациенты с частичным нарушением цветовосприятия, называют дихроматами. Чаще всего они не способны различить красный или зеленый спектр. Глаза человека имеют около шести-семи миллионов колбочек. Если количество этих клеток меньше нормы или в их структуре имеется патология, то это говорит о наличие нарушения цветовосприятия. Кроме колбочек на поверхности сетчатки расположены палочки, которые чувствительны к низкому уровню освещения. Благодаря им человек может различать объекты в сумерках и темноте. Палочки обеспечивают черно-белое видение.

Цветное зрение у человека начинает формироваться на шестом месяце жизни. Научно доказано, что все дети появляются на свет с цветовой слепотой и это не является патологией, если цветовосприятие нормализуется через полгода. До этого малыш различает только ахроматические цвета — белый, черный и оттенки серого. Одновременно с цветовосприятием происходит становление остроты зрения, т. к. в первые месяцы жизни все предметы в глазах ребенка расплываются. Учеными доказано, что демонстрация ребенку картинок или предметов черно-белого цвета помогает ускорить развитие острого зрения за счет контраста этих цветов.

По мере взросления малыш начинает различать цвета. Сначала формируется восприятие трех основных цветов спектра — красного, желтого и синего, а немного позже — оранжевого, фиолетового и зеленого [3, с.29].

Бледные и пастельные цвета малыш начинает видеть лишь к двум-трем годам. Поэтому первые полтора года жизни игрушки у ребенка должны быть яркими и разноцветными. Но следует избегать «кислотных» неоновых цветов, т. к. они могут перегрузить еще несформировавшийся зрительный анализатор ребенка. Рекомендуется предлагать ребенку игрушки, картинки с контрастными сочетаниями цветов, что благоприятно скажется на формировании острого зрения. Монохромные игрушки и интерьер в комнате будут тормозить развитие цветового зрения ребенка.

Важно понимать, что не только острота зрения, но и восприятие цвета хорошо развиваются лишь при достаточном количестве света. Поэтому освещение в детской комнате или группе детского сада должно быть наиболее оптимальным. К пяти годам здоровый малыш уже способен различать не только основные и дополнительные цвета (т. е. все цвета спектра), но и их оттенки.

К сожалению, такая благоприятная картина развития цветового зрения складывается не у всех детей. Случаются расстройства цветового зрения в рамках нарушений зрительного анализатора. Известный английский естествоиспытатель Дж. Дальтон подробно описал такое расстройство, которым страдал сам. Он не отличал красный цвет от зеленого, а темно-красный казался ему серым или черным. Такое нарушение, получившее название дальтонизма, встречается чащу у мужчин. Оно передается п наследству через поколение по женской линии, иными словами, от деда к внуку через мать. Другие расстройства цветового зрения встречаются очень редко. Страдающие дальтонизмом могут долгие годы не замечать своего дефекта. Иногда человек впервые узнает об этом после обследования у офтальмолога.

В настоящее время исследование цветового зрения осуществляется врачом-офтальмологом с помощью специальных приборов и таблиц. Наиболее популярны таблицы Рабкина. Они позволяют быстро определить различные формы и степени нарушения цветовосприятия. Такое исследование часто проводится для получения допуска к различным видам деятельности, такие как, вождение автотранспорта, управление краном, служба в армии и т. п.

При исследовании цветового зрения могут быть выявлены такие аномалии, как цветослабость, дихромазия или полная цветовая слепота. Цветослабость встречается наиболее часто и связана с затруднением восприятия определенных оттенков. Человек может либо полностью их не различать, либо тратить на это больше времени, чем здоровые люди. Пациенты с дихромазией не могут воспринимать какой-либо один их трех основных цветов — красный, желтый или синий. Люди с цветовой слепотой видят мир в черно-белых тонах [1, с.312].

Нарушение цветоразличения может быть врожденным или приобретенным. Врожденные нарушения невозможно исправить, при приобретенных же нарушениях цветоразличительная функция может давать значительные сдвиги в лучшую сторону и даже полностью нормализоваться.

С первых дней жизни к ребенку поступает комплексная цветовая информация и здоровые дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но у детей с патологией зрения, отягощенного вторичными отклонениями, нарушения цветового зрения наблюдаются у 20 % — с амблиопией и косоглазием, у 50 % — у слабовидящих, у 80 % — у частично зрячих.

У слабовидящих и частично зрячих детей наблюдается значительное понижение светоощущения и цветоощущения, поэтому при их обучении и развитии необходимо подбирать наиболее благоприятный режим освещенности от солнечного света, времени суток и года. Наиболее подходящими для таких детей являются светлые, хорошо насыщенные цвета. Уровень цветоразличения повышается по мере увеличения светлоты и насыщенности цвета.

Одновременно с созданием оптимальных офтальмо-гигиенических условий требуется коррекция зрения оптикой и целенаправленное развитие цветовосприятия.

Разнообразие заболеваний и проявление нарушений цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создании условий, компенсирующих недостатки цветового восприятия.

В комплексном лечении глазных заболеваний у детей в специализирующем дошкольном учреждении широко применяется цветоимпульсная терапия, оказывающая лечебное и профилактическое воздействие на зрительный анализатор ребенка и весь организм в целом.

Для тренировки глазодвигательных, цилиарных и мышц радужки, а также для профилактики застойных в них явлений, используются цветоимпульсные очки с разноцветными фильтрами, а также видеоазимуты, бегущие огни, электронные игры с цветными фильтрами [7, 109с.].

В лечебных целях используется красный, оранжевый, зеленый, синий цвета. Зеленый цвет улучшает микроцеркуляцию глаза, понижает внутриглазное давление, восстанавливает биоритм зрительного анализатора. Красный и оранжевый цвета повышают чувствительность рецепторов сетчатки и остроту зрения. Синий обладает успокаивающим действием.

Медицинские плеоптические мероприятия направлены на повышение остроты зрения амблиопичного глаза ребенка посредством метода окклюзии и засветов, т. е. раздражений колбочкового аппарата светом. Кроме этого, важную роль в лечении глазных нарушений у детей играет коррекционная тифлопедагогическая работа, осуществляемая в специализированном учреждении учителем-дефектологом (тифлопедагогом). Такая работа в плеоптическом периоде лечения ставит основной задачей формирование зрительного восприятия детей посредством раздражения цветом амблиопичного глаза ребенка. Поэтому работа по формированию сенсорного восприятия, а именно по развитию у детей с нарушением зрения цветоразличения и цветощущения, является не только открытием для них красочного окружающего мира, но и глубокой эффективной лечебной работой по поддержанию и восстановлению зрительных функций.

Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному воспитанию в области цвета предполагает формирование у дошкольников со зрительными нарушениями точных, расчлененных цветовых эталонов; усвоение их связей и отношений; овладение системами цветовых свойств; формирование способов обследования цветовых свойств предметов и предметных изображений, а также сложных цветосочетаний между группами цветовых тонов и оттенков; обучение способам слияния чувственной информации с их словесной интерпретацией; формирование и совершенствование всех компонентов других психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера и т. д. [6, 94с.].

Трудности при работе с детьми с нарушением зрения обусловлены их физическими и психическими особенностями — быстрой утомляемостью, беспокойством, неразвитым произвольным внимание, слабой зрительной памятью на фоне тяжелой патологии. Как помочь таким детям? Прежде всего их нужно замотивировать, загрузить их мозг информацией, помочь им сосредоточиться, развивая мыслительные функции.

В условиях специализированного учреждения для детей с нарушением зрения работа специалистов по формированию цветовосприятия строится в процессе офтальмологического лечения. Тифлопедагог занимается с детьми как индивидуально, так и в подгруппах. Вся деятельность по формированию цветоощущения, цветоразличения и цветовосприятия у детей со зрительными нарушениями осуществляется посредством специально подобранных игр и упражнений, и изготовленных коррекционных пособий:

– «Разложи цветные кружочки (колокольчики, чашки и т. д.) в ряд по образцу»;

– «Узнай, какого цвета не хватает»;

– «Разложи цвета радуги по порядку, как на образце, а потом по памяти»;

– «Найди в комнате (на своей одежде, на картинке) все предметы оранжевого, зеленого, черного, голубого, белого и т. д. цвета»;

– «Разноцветное домино»;

– «Цветик-семицветик»;

– «Найди цветовые отличия двух одинаковых картинках»;

– «Реши цветовой пример, складывая два цвета и получая новый»;

– «Выложи картинку по образцу из цветных геометрических фигур»;

– «Надень на пальчики цветные колечки как на образце и/или по словесной инструкции педагога»;

– «Выложи цветовой ряд одного тона по насыщенности от самого светлого до самого темного и наоборот»;

– «Назови только те предметы, которые имеют красный, желтый, зеленый, синий и т. д. цвет»;

– «Найди каждому цвету и геометрической фигуре свой домик в таблице на пересечении горизонтальных и вертикальных линий»;

– «Выложи дни недели, части суток, месяцы и времена года по цветным символам»;

– «Разноцветная палитра»;

– «Цветная мозаика»;

– «Цвет и человеческие эмоции»;

– «Нанизай на шнурок цветные бусы по образцу и/или словесной инструкции педагога»;

– «Найди цветное, силуэтное и контурное изображение одного предмета»;

– «Раскрась цветными карандашами раскраску самостоятельно или по образцу»;

– «Найди и соедини половинки (четвертинки) цветов»;

– «Составь букеты их холодные и теплых цветов»;

– «Подбери такой же оттенок из множества»;

– «Какой цветной фигуры не хватает в ряду? Нарисуй ее»;

– «Собери фигуры (цветочки, мячики т. д.) только желтого (фиолетового, коричневого и т. д.) цвета из множества»;

– «Подбери оттенки-родственники к заданному тону»;

– «Разгадай цветную загадку»;

– «Получи новый цвет путем наложения разных цветных фильтров»;

– «Расскажи, какие краски использовал художник в данной картине»;

– «Сплети коврик из полосок одного цвета, но разных оттенков»;

– «Разложи цвета на основные, дополнительные и оттеночные»;

– «Загороженность цветных предметов: какой цвет каким загорожен»;

– «Узнай и назови объекты в цветном зашумленном рисунке»;

– «Найди такой же предмет по цвету, форме, величине и расположению»;

– «Подбери заплатку к одежде по цвету и орнаменту»;

– «Собери цветную разрезную картинку»;

– «Цветной танграм»;

– «Найди дорогу по стрелочкам одного цвета»;

– «Подбери к разноцветной пирамидке ее вид сверху»;

– «Рассмотри контурное изображение через цветные фильтры».

Результаты многолетней работы позволяет сделать вывод о том, что способность к цветоразличению и цветоощущению больше зависят от уровня развития ребенка, нежели от тяжести зрительного нарушения. Дети с низким уровнем общего развития требуют больше внимания, терпения, времени, больше количества упражнений и тренировки, большей наглядности в овладении цветовым зрением, а приобретенные знания требуют постоянного закрепления и совершенствования.

Литература:

  1. Глазные болезни. Основы офтальмологии; Медицина — Москва, 2012. — 560 c.
  2. Грищенко Т. А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры: (метод. пособие) / Т. А. Грищенко, М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 96с.
  3. Ермаков В. П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохранным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения /Ермаков В. П. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 143с. Ил. — (Коррекционная педагогика).
  4. Колосова Т. А. Развитие и коррекция цветовосприятия у дошкольников и младших школьников с умственной отсталостью: Учебно-методическое пособие. — СПБ.: КАРО, 2011. — 72с. — (Серия «Коррекционная педагогика»).
  5. Котенко Л. В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. — М.: Книголюб, 2003. — 48с. (Эстетическое воспитание детей.)
  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 256с.
  7. Шамшинова А. М., Волков В. В. Функциональные методы исследования в офтальмологии: — М.: Медицина. — 1999. — 416с.
Основные термины (генерируются автоматически): цвет, цветовое зрение, ребенок, красный, оттенок, предмет, цветной, глаз ребенка, белый цвет, желтый цвет.


Похожие статьи

Глазодвигательные нарушения у детей. Развитие глазодвигательного аппарата и прослеживающей функции глаз у дошкольников с нарушением зрения

Влияние музыки на психофизиологическое состояние человека. Особенности восприятия музыки разных жанров

Роль игровой деятельности в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогический авторитет учителя

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Виды игр. Влияние игры на воспитание дошкольника

Психолого-педагогические аспекты обучения грамоте. Особенности обучения грамоте дошкольников с детским церебральным параличом

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного компонента у детей с нарушением зрения

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Похожие статьи

Глазодвигательные нарушения у детей. Развитие глазодвигательного аппарата и прослеживающей функции глаз у дошкольников с нарушением зрения

Влияние музыки на психофизиологическое состояние человека. Особенности восприятия музыки разных жанров

Роль игровой деятельности в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогический авторитет учителя

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Виды игр. Влияние игры на воспитание дошкольника

Психолого-педагогические аспекты обучения грамоте. Особенности обучения грамоте дошкольников с детским церебральным параличом

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного компонента у детей с нарушением зрения

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Задать вопрос