В статье авторы пытаются определить необходимость оценки зрелости проектного подхода в управлении организацией и разработке рекомендаций по совершенствованию проектного управления как одного из инструментов повышения эффективности деятельности.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность.
Следует отметить, что на сегодняшний день единого подхода к понятию «проект» как в отечественной, так и в зарубежной литературе не существует. Под проектом могут пониматься любые виды идей и действий, для которых характерна конкретная цель, период проведения работ по его реализации, финансовые ограничения и потребление различных видов ресурсов [1, с. 36].
Цель технологий проектного управления заключается в повышении эффективности достижения плановых показателей и поставленных целей, в первую очередь, за счет внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия, а также взаимодействия с подрядными организациями, привлекаемыми органами исполнительной власти, на основе использования единых подходов проектного управления [2, с.45].
В результате изучения методологии организации проектного управления, была изучена нормативно-правовая база внедрения проектного управления, проанализирована методика инициирования, подготовки, реализации и завершения проектов, для чего была разработана схема, наглядно отражающая его основные элементы в регионе, что является одним из наиболее значимых новых научных результатов.
В рамках исследования предложена методика оценки уровня зрелости управления проектами в разрезе элементов системы проектного управления. Модель предполагает присвоение проектному управлению одного из трёх уровней зрелости: низкого, среднего или высокого. Критерии отнесения к тому или иному уровню определены с учётом недостатков уже имеющихся методик.
Для перехода на более высокий уровень зрелости в сфере проектного управления требуется на постоянной основе проводить соответствующие мероприятия по совершенствованию. В связи, с чем были сформулированы рекомендации по повышению уровня эффективности проектной деятельности, позволяющие сконцентрировать усилия органов управления на достижении приоритетных целей системы проектного управления и ключевых показателей эффективности социально-экономической системы.
К основным рекомендациям можно отнести:
– повышение открытости и мобильности системы управления развитием объекта;
– создание таких организаций как офис по развитию человеческого потенциала, офис по развитию инновационной деятельности, офис инвестиционного развития;
– важным моментом является четкое разграничение функционала между ведомствами в сфере управления проектами и утверждение методики оценки эффективности реализации проектной деятельности, позволяющей принимать корректирующие решения в данной сфере;
– рекомендуется проведение работы по обучению и повышению квалификации работников, а также сотрудников проектных офисов;
– установление взаимосвязи нормативно-правовой базы в сфере проектного управления со Стратегией развития объекта;
– утверждение различных положение, обеспечивающих внедрение проектного управления;
– немаловажной является мотивация участников проектной деятельности;
– одним из мероприятий должно стать формирование инструментов обратной связи и упрощенных коммуникаций со всеми участниками проектной деятельности;
– положительный эффект может быть получен за счёт создания поручений в автоматизированной системе управления проектами (АСУП), а также отражение ответственных исполнителей в календарном плане.
Таким образом, предложенные мероприятия позволят не только упростить процесс внедрения проектного управления, но и повысить эффективность использования данного подхода.
Аутсорсинг управления проектами (project management outsourcing) — услуга, в рамках которой задачи и функции по управлению проектами заказчика реализуются внешней специализированной компанией.
Аутсорсинг управления проектами — это распространенная практика. В настоящее время целый ряд организаций специализируются на оказании услуг управления проектом, вынесенных на аутсорсинг (Группа компаний «Проектная ПРАКТИКА», «Проектные сервисы», «PM Expert», «PM Profit» и т. п.). Например, «Проектная ПРАКТИКА» оказывала услуги по осуществлению функций управления проектами ОАО «Российские Железные Дороги», ОАО «Электронная Москва», АстраЗенека ЮК Лимитед, ЗАО «ГлаксоСмитКляйн Хелскер», ОАО «Связьстрой-4» и т. п.
Преимущества передачи управления проектом на аутсорсинг [3, с. 52]:
- Минимизация рисков за счет «жестких» договорных условий с поставщиком услуг по управлению проектами.
- Возможность снизить потери предприятия, вызванные ошибками в управлении проектами, за счет взыскания средств с организации, осуществляющей услуги по управлению проектами.
- Снижение денежных и временных затрат на обучение сотрудников необходимым компетенциям для управления проектом и (или) затрат на поиск на рынке труда работников с необходимыми компетенциями.
- Повышение компетентности команды проекта (при неполном аутсорсинге) со стороны Заказчика за счет передачи опыта и знаний от компании поставщика услуг по управлению проектами.
- Эффективное решение коммуникационных проблем, организация и подготовка достоверной информации о ходе реализации проекта, что особенно актуально при участии в проекте нескольких организаций.
- Эффективное управление персоналом заказчика (четкое распределение ответственности, мотивация квалифицированных работников на участие в проекте).
Предприятия, реализующие проекты, отмечают, что аутсорсинг управления проектами обеспечивает:
– решение проблемы дефицита квалифицированных ресурсов по управлению проектами;
– сокращение сроков реализации проектов;
– сокращение затрат при реализации проектов;
– улучшение качества результатов проектов;
– повышение компетенций сотрудников предприятия.
Литература:
- Голикова Г. В. Управление проектами: учебное пособие/Г. В. Голикова, Ю. Р. Николаева, Е. А. Шубина, Р. М. Тайдаев. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2018. — 187 c.
- Управление социально-экономическими системами и бизнес-процессами российских регионов (на примере Воронежской области) (коллективная монография)/Коллектив авторов. Под ред. Е.И Макарова. -Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга». -2017. -120 с.
- Голикова Г. В. Формирование стратегий устойчивого развития муниципальных образований в условиях нестабильности внешней и внутренней среды/Г. В. Голикова, Е. А. Шубина//Актуальные проблемы современной экономики: теория, практика, политика: Межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: ВГУ. — «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2014. — Вып. 1(4). — С. 49–56