Психологическая служба университета решает важнейшую задачу современного высшего образования — формирование социально мобильной личности, способной к эффективной деятельности на рынке труда. Основывается в своих работах на научно-методических и практических критериях. Сопровождает студентов для развития конкурентоспособной личности студента в образовательной среде университета. Содержание психологической службы университета должна оцениваться не только на основе широкой возможности применения психологических знаний на практике, но и с точки зрения получения новых знаний, способствующих обогащению психологической науки.
В процессе работы психологической службы решаются задачи теоретического характера, такие как изучение и объяснение психических явлений, а также практические — оптимизация совместной деятельности и т. д.
Основной задачей университетской психологической службы является психологическое сопровождение обучения и воспитания студентов на принципах гуманизации образования. [1]
Соответственно, она решает следующие задачи:
– сформировать потребность учащихся в высококачественном профессиональном обучении для полного духовного развития и самоутверждения личности;
– помочь студентам узнать самих себя и построить индивидуальный образовательный маршрут;
– направлять их на эффективное общение и преодолеть жизненные трудности;
– привить уважительное отношение к физическому и психическому здоровью, окружающей среде и т. д.
Психологическое сопровождение в учебно-воспитательном процессе студентов в вузе предполагает создание психолого-педагогических условий, способствующих их творческому и профессиональному развитию, формирование личности выпускника, способного к эффективной профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений. [1]
Существует три этапа создания психологической поддержки в университете.
На первом этапе — адаптация к учебной деятельности — выявляются интересы и склонности к определенной профессиональной деятельности, степень мотивации учащихся, уровень общего развития, наличие определенных качеств и т. д. Кроме того, оказывается помощь в построении индивидуального образовательного пути для каждого учащегося.
Реализация второго этапа — специализация — выбор специализации, самореализации, саморазвития и самоопределения в образовательной и будущей профессиональной деятельности.
На третьем этапе — профессионализация — диагностика профессионально значимых качеств, помощь в построении и реализации личностных и профессиональных целей и перспектив, разработка программы развития карьеры, развитие способности к самоуправлению, саморегуляции в образовательной и профессиональной сферах деятельности. [2]
Общее на всех этапах психологической поддержки:
– профилактика и преодоление пробелов в социальном и психическом развитии;
– предотвращение и разрешение конфликтов;
– формирование ответственности;
– повысить образовательную и профессиональную мотивацию;
– коррекция и формирование изображения и др.
Работа психологической службы ведется по следующим шести направлениям:
Психологическая исследование (экспертиза). Задачи данного направления определяются необходимостью проведения исследований по вопросам психологии и педагогики высшего образования, социальной и педагогической психологии, организации психологической службы в университете. Одной из важнейших исследовательских задач психологической службы является разработка психодиагностических инструментов для изучения и развития профессиональных и личностных качеств студентов. Кроме того, актуальной проблемой является разработка научных и организационных основ для консультирования преподавательского и управленческого персонала университета, отбора студентов, профессиональной ориентации поступающих и студентов и т. д.
Психодиагностика. Психодиагностика направлена на углубленное психолого-педагогическое обследование студентов (поступающих) во время их обучения, с помощью которого выявляются индивидуальные особенности и определяются причины проблем обучения, образования и развития. Психодиагностика может быть проведена с отдельными студентами и с группами студентов.
Совместно со специалистами соответствующего профиля сотрудники психологической службы проводят дифференцированную диагностику различных отклонений в психологическом развитии (девиантное поведение: алкоголизм и наркомания, наркомания, сексуальные расстройства).
Развитие и психокоррекция. Данное направление предполагает активное влияние психолога на процесс создания условий для оптимального развития личности студента. В процессе психокоррекционной работы специалисты психологической службы составляют планы и программы развивающей и психокоррекционной работы с учетом данных, полученных при психодиагностике. Они индивидуальны, специфичны по своему характеру и реализуются совместно с другими сотрудниками университета, деканата, кафедры и т. д. Психокоррекция осуществляется в процессе индивидуальной и групповой работы, в том числе с участием родителей и общественных организаций.
Психологическое консультирование. Реализуя данное направление деятельности службы специалисты психологи:
– консультируют представителей администрации университета, преподавателей, родителей и т. д.
– проводят индивидуальные и групповые консультации для студентов по различным вопросам обучения, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений, самообразования;
– участвуют в качестве консультантов в планировании учебного процесса в вузе, институтах, факультетах, кафедрах и т. д.
Психологическая профилактика. Психологическая профилактика включает в себя работу по предотвращению неблагоприятного психического и личностного развития студентов.
Для этого сотрудники психологической службы проводят работу по предотвращению психологических перегрузок и невротических (эмоциональных) расстройств у студентов, связанных с условиями их повседневной и учебной деятельности; способствуют созданию благоприятного социального и психологического климата в студенческом сообществе; оптимизируют формы общения в системах «студент — студент», «студент — преподаватель»; организовывают консультации по предотвращению различных видов конфликтов: «общество — университет»; «администрация — сотрудники университета»; «студент — преподователь»; «студент — студент», а также консультируют преподавателей, других сотрудников университета и родителей по широкому кругу профессиональных и личных проблем; анализируют планы воспитательной работы, мероприятия и т. д. с точки зрения влияния на формирование личности студента.
Психологическое просвещение. Психологические знания необходимы всем людям, особенно тем, кто занимается управлением, образованием и обучением. [2]
Формы популяризации психологических знаний в вузе очень разнообразны:
– семинары, улучшающие психолого-педагогические знания преподавателей;
– научно-практические конференции;
– лекции и интервью со студентами-активистами;
– индивидуальные консультации для преподавателей, студентов и их родителей;
– специальные курсы по психологическому менеджменту, управлению конфликтами, педагогическому и деловому общению;
– тренинг по психологии речи, проведение «Дня психолога», выпуск специальных информационных бюллетеней, газет.
Формы и методы работы со студентами и сотрудниками университета включают диагностику индивидуальных психологических характеристик личности, социально-психологический климат, индивидуальное и групповое психологическое консультирование, социально-психологическое обучение (личностный рост, профессиональное самоопределение, социальная компетентность и т. д.).
Большое внимание уделяется деятельности психологической службы, созданию благоприятных условий для её работы, поскольку наличиепсихологической службы свидетельствует о качестве организации учебного процесса в вузе.
Литература:
- Теоретико-методологические основы организации психологической службы в вузе: монография / отв. ред. Т. Н. Разуваева. — Белгород: Издательский дом «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. — 342 с.
- Копосов Е., Бобылев В., Кручинин В. Психологическая служба вуза: теория и практика // Высшее образование в России. 2007. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-sluzhba-vuza-teoriya-i-praktika (дата обращения: 04.08.2020).