В статье проводится теоретический анализ законодательства и позиций различных авторов касаемо толкования понятия «государственного заказа». На основании данного анализа выводится собственное определение, а также объясняется необходимость введения универсального понятия.
Ключевые слова: государственный заказ, государственные закупки, анализ, контрактная система.
Институт государственного заказа занимает особое место, как в экономике, так и в бюджете нашего государства, так как через формирование, размещение и исполнение государственного заказа осуществляется «выполнение обязательств государства на международном уровне, обеспечение функционирования государственных и муниципальных органов и выполнения государственных программ, как на федеральном, так и региональном уровне» [2, ст.13]. В связи с этим государственный заказ является одним из самых динамично развивающихся институтов отечественного права, так например, в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с момента его принятия было внесено более шестидесяти изменений и дополнений. Однако, несмотря на изменения, произошедшие в данной области, в институте государственного заказ продолжает сохраняться ряд теоретических и практических проблем, одной из которых является неоднозначность понятийно-терминологического аппарата, а именно вопрос определения понятия «государственного заказа».
Рассматривая современное отечественное законодательство, следует отметить, что в Федеральном законе от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” отсутствует дефинитивная норма об определении понятия государственного заказа. Так же не было определения и в предыдущих законах о государственных закупках, как например, в: Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» или в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
Схожее определение имеется в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» — понятие государственного оборонного заказа. Так, в соответствии со ст. 1, под государственным оборонным заказом понимается «установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации».
По мнению автора, понятие государственного оборонного заказа не может в полной мере идентифицироваться с понятием государственного заказа, так как оборонный заказ представляет собой не более чем вид государственного заказа с определённой спецификой, связанной со сферой его применения, как например, установление квот обязательных поставок [5, ч.7 ст.6] или обязанность единственного поставщика по принятию оборонного заказа [5, ч.6 ст.6]. В связи с этим использование понятия государственного оборонного заказа для других видов государственных заказов не представляется возможным.
Кроме того, дефинитивная норма об определении государственного заказа содержалась в первой редакции Бюджетного Кодекса РФ, согласно которому, государственный заказ — это «совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета» [1, п.4 ст.72]. Впрочем, такой подход к определению так же не представляется верным, так как трактовка совокупности контрактов, как определения государственного заказа существо сужает круг общественных отношений регулирующих институт государственного заказа, из-за чего опять же использование данного определения для других видов государственных заказов не представляется возможным.
В научной литературе так же отсутствует единая точка зрения в отношении определения понятия государственного заказа. Так, большая часть отечественных ученых интерпретируют госзаказ через диаметрально различные категории:
- А. Н. Асаул, В. П. Грахов и В. А. Кощеев рассматривают государственный заказ как «перечень товаров, работ и услуг, планируемых к закупке за счет бюджетных средств» [8].
- А. Д. Катрич характеризует государственный заказ как процесс «приобретения услуг, работ, товаров для удовлетворения государственных и муниципальных нужд на бюджетные средства» [7].
- А. В. Солодилов рассматривает государственный заказ как «выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство» [6].
- Э. Х. Рахимов рассматривает государственный заказ как «исходящее от государства контрагентам предложение вступить в договорные отношения по поводу поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд» [9].
- П. С. Тарабаев под государственным заказом понимает «акт федерального органа исполнительной власти, адресованный государственный заказчикам, предусматривающий необходимость заключения определенных государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров для обеспечения нужд Российской Федерации, в товарах, работах, услугах, с учетом выделенных на эти цели средств федерального бюджета» [10, стр.12].
Проведя анализ вышеизложенных легальных и доктринальных понятий, и использовав метод индукции, автор сформулировал следующие определение государственного заказа, отражающие, по его мнению, в наибольшей степени полную картину урегулированных общественных отношений в данной отрасли: «Государственный заказ — это определенные в плане закупок, плане-графике или ином правовом акте потребности публично-правового образования в товарах, работах и услугах удовлетворяемые посредством размещения заказа (закупки), в соответствии с нормативно-правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, с заключением государственного контракта или гражданско-правового договора, и финансируемые за счет соответствующего бюджета или внебюджетного фонда».
Литература:
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 05.08.2000, с изм. от 27.12.2000) URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&n=28141&base=LAW&from=3304220&rnd=0.6333560909535187#04863712762118366 (дата обращения: 14.04.2019).
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 27 декабря 2018 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 28 марта 2019 г.) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 (дата обращения: 14.04.2019).
- Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ред. от 02.07.2013) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/ (дата обращения: 14.04.2019).
- Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (ред. от 05.04.2016) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5435/ (дата обращения: 14.04.2019).
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ред. от 27.12.2018) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/ (дата обращения: 14.04.2019).
- А. В. Солодилов Концепция реформирования государственной системы закупок в современной России // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-reformirovaniya-gosudarstvennoy-sistemy-zakupok-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 17.10.2019).
- А. Д. Катрич История развития государственных и муниципальных закупок // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakupok (дата обращения: 17.10.2019).
- А. Н. Асаул, В. П. Грахов, В. А. Кощеев, В. Е. Чибисов Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе Под ред. д. э. н., проф. А. Н. Асаула. — СПб.: «Гуманистика», 2005.
- Н. В. Крысанова 2019.02.025. РАХИМОВ Э. Х. ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ. — Уфа: Уфимский юрид. ин-т МВД России, 2017. — 92 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2019–02–025-rahimov-e-h-genezis-i-sovremennoe-sostoyanie-pravovogo-regulirovaniya-kontraktnoy-sistemy-v-rossii-ufa-ufimskiy-yurid-in-t-mvd (дата обращения: 17.10.2019).
- П. С. Тарабаев. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: Авто-реф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. URL: https://www.dissercat.com/content/grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-postavki-tovarov-dlya-federalnykh-gosudarstvennykh-nuzhd (дата обращения: 17.10.2019).