В статье автор раскрывает суть культа жертвоприношений древних ацтеков и его значение.
Ключевые слова: религия ацтеков, снятая кожа, бог, жертвоприношения.
Культура ацтекской цивилизации имеет своё происхождение от индейских племен, их достижения легли в основу формирования быта, мировоззрения и других аспектов жизнедеятельности.
Зарождение империи ацтеков связывают с городом Теотиуакан, имевший свою популярность в IV — VI веках в центре долины Мексики. Установившееся здесь поклонение таким божествам как: Бог дождя — Тлалок, пернатый змей — Кецалькоатль, владыка со снятой кожей — Шипе-Тотек, Богиня Воды — Чальчиуитликуэ, а также и другие, способствовали созданию религии ацтеков, которые взяли себе те же богов. [1, с. 9]
Существует и другой путь развития ацтекской культуры, который нашел свой отклик в исторической мифологии, так называемый город Толлан. Жители данной области именуются толътеками, являвшиеся владыками большей территории центра Мексики в X — XII веках. Считается, что культ войны начал процветать здесь после смены бога Кецалькоатля на Тескатлипока или Дымящееся зеркало, после чего жертвоприношения людей вошли в норму для толътеков. [1, с. 9]
Сама история создания империи ацтеков имеет мало информации и основана на записях самих ацтеков. Главным городом для ацтеков был Мехико-Теночтитлан, согласно истории, в XIII веке ацтеки появились в Мехико. Так же, ацтекский народ дал себе прозвища мешики, упоминаются и как теночки. Если выделять общее развитие ацтекской империи, то оно делится на несколько этапов: момент скитаний по Мехико, пока не расположились на земле вблизи озера Тескоко; крах Аскапотсалько и воцарение Тройственного союза; увеличение территории и усиление власти до 1521 года, когда произошло покорение испанцам.
Основополагающим жизни ацтеков являлась религия. Все аспекты деятельности были поглощены религиозными мотивами, вплоть до самой личности человека. Рассматривая истоки в мифологии, создателями мироздания ацтеков называют двух старейших богов — Ометекутли и Омесиуатль, что означает богов Двойственности. Проиллюстрируем это на рис. 1. Сама же религия ацтеков носила политеистический характер.
Рис. 1. Ометеотль, изображение богов Омекутли и Омесиуатль
По мифологии ацтеков, люди произошли после первого появления Солнца, поэтому особое значение получил определенный культ Солнца. Роль Солнца была представлена в виде бога Уицилопочтли, он же является и богом войны. Проиллюстрируем это на рис. 2. Именно из-за Уицилопочтли начали активно использовать человеческие жертвоприношения. В понимании ацтеков, человеческая душа и тело несет в себе великую энергию, которая способна прокормить бога, благодаря чему они получали его благословение.
Рис. 2. Бог Уицилопочтли
Человек по ацтекской мифологии появился из крови бога Кецалькоатля и костей, полученных в царстве мертвых, следовательно, можно считать, что этот фрагмент является началом для культа жертвоприношения на крови.
В честь Уицилопочтли был возведён храм, где состоялось одно из масштабных жертвоприношений, в ходе которого погибло 20 тысяч человек. После этого культ ещё больше дал свои корни и установился в 1487 году. В год число жертв доходило до 50 тысяч человек, в том числе и дети. Главным подношением были людская кровь и сердце, которые располагали на статуях богов. Отмечается, что достаточное число жертв шли на гибель самостоятельно, храня в себе мысль, что они делают благое дело и им это зачтётся на небесах. Жертвоприношения играли одну из важных ролей почти в каждом праздновании, к которым подготовка была весьма длительной и усиленной.
Одной из самой жесткой страницей в ритуалах ацтеков является праздник Тлакашипеуалицтли. Церемония проводилась для бога Шипе-Тотека, который упоминался ранее как «владыка со снятой кожей». Суть приношения заключалась в том, что заранее из числа пленных и рабов избирали несколько человек, которые на протяжении 40 дней могли жить достойной жизнью, но на наступление первого дня празднования происходило кровавое зрелище. Со всех жертв сдирали кожу, будучи находившиеся в сознании. Эту кожу члены жречества носили на себе на протяжении всего праздника, который длился 20 дней. Сами тела расчленялись и шли на потребление в пищу.
Таким образом, культ человеческих жертвоприношений в религии ацтеков был необходим для поддержания связи между людьми и богами. С помощью жертвы они благодарили за покровительство, отдавая через кровь жизненную энергию. Для современного человека данные обряды являются дикими и неоправданными, но для древних ацтеков это неотъемлемая часть их существования.
Литература:
- Брэй, Уорвик Ацтеки. Быт, религия, культура / Уорвик Брэй. — Москва: Центрполиграф, 2005. — 240 c. — Текст: непосредственный.