Религиозный культ ацтеков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (322) август 2020 г.

Дата публикации: 10.08.2020

Статья просмотрена: 972 раза

Библиографическое описание:

Кайгородова, П. П. Религиозный культ ацтеков / П. П. Кайгородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73079/ (дата обращения: 20.12.2024).



В статье автор раскрывает суть культа жертвоприношений древних ацтеков и его значение.

Ключевые слова: религия ацтеков, снятая кожа, бог, жертвоприношения.

Культура ацтекской цивилизации имеет своё происхождение от индейских племен, их достижения легли в основу формирования быта, мировоззрения и других аспектов жизнедеятельности.

Зарождение империи ацтеков связывают с городом Теотиуакан, имевший свою популярность в IV — VI веках в центре долины Мексики. Установившееся здесь поклонение таким божествам как: Бог дождя — Тлалок, пернатый змей — Кецалькоатль, владыка со снятой кожей — Шипе-Тотек, Богиня Воды — Чальчиуитликуэ, а также и другие, способствовали созданию религии ацтеков, которые взяли себе те же богов. [1, с. 9]

Существует и другой путь развития ацтекской культуры, который нашел свой отклик в исторической мифологии, так называемый город Толлан. Жители данной области именуются толътеками, являвшиеся владыками большей территории центра Мексики в X — XII веках. Считается, что культ войны начал процветать здесь после смены бога Кецалькоатля на Тескатлипока или Дымящееся зеркало, после чего жертвоприношения людей вошли в норму для толътеков. [1, с. 9]

Сама история создания империи ацтеков имеет мало информации и основана на записях самих ацтеков. Главным городом для ацтеков был Мехико-Теночтитлан, согласно истории, в XIII веке ацтеки появились в Мехико. Так же, ацтекский народ дал себе прозвища мешики, упоминаются и как теночки. Если выделять общее развитие ацтекской империи, то оно делится на несколько этапов: момент скитаний по Мехико, пока не расположились на земле вблизи озера Тескоко; крах Аскапотсалько и воцарение Тройственного союза; увеличение территории и усиление власти до 1521 года, когда произошло покорение испанцам.

Основополагающим жизни ацтеков являлась религия. Все аспекты деятельности были поглощены религиозными мотивами, вплоть до самой личности человека. Рассматривая истоки в мифологии, создателями мироздания ацтеков называют двух старейших богов — Ометекутли и Омесиуатль, что означает богов Двойственности. Проиллюстрируем это на рис. 1. Сама же религия ацтеков носила политеистический характер.

Ометеотль, изображение богов Омекутли и Омесиуатль

Рис. 1. Ометеотль, изображение богов Омекутли и Омесиуатль

По мифологии ацтеков, люди произошли после первого появления Солнца, поэтому особое значение получил определенный культ Солнца. Роль Солнца была представлена в виде бога Уицилопочтли, он же является и богом войны. Проиллюстрируем это на рис. 2. Именно из-за Уицилопочтли начали активно использовать человеческие жертвоприношения. В понимании ацтеков, человеческая душа и тело несет в себе великую энергию, которая способна прокормить бога, благодаря чему они получали его благословение.

Бог Уицилопочтли

Рис. 2. Бог Уицилопочтли

Человек по ацтекской мифологии появился из крови бога Кецалькоатля и костей, полученных в царстве мертвых, следовательно, можно считать, что этот фрагмент является началом для культа жертвоприношения на крови.

В честь Уицилопочтли был возведён храм, где состоялось одно из масштабных жертвоприношений, в ходе которого погибло 20 тысяч человек. После этого культ ещё больше дал свои корни и установился в 1487 году. В год число жертв доходило до 50 тысяч человек, в том числе и дети. Главным подношением были людская кровь и сердце, которые располагали на статуях богов. Отмечается, что достаточное число жертв шли на гибель самостоятельно, храня в себе мысль, что они делают благое дело и им это зачтётся на небесах. Жертвоприношения играли одну из важных ролей почти в каждом праздновании, к которым подготовка была весьма длительной и усиленной.

Одной из самой жесткой страницей в ритуалах ацтеков является праздник Тлакашипеуалицтли. Церемония проводилась для бога Шипе-Тотека, который упоминался ранее как «владыка со снятой кожей». Суть приношения заключалась в том, что заранее из числа пленных и рабов избирали несколько человек, которые на протяжении 40 дней могли жить достойной жизнью, но на наступление первого дня празднования происходило кровавое зрелище. Со всех жертв сдирали кожу, будучи находившиеся в сознании. Эту кожу члены жречества носили на себе на протяжении всего праздника, который длился 20 дней. Сами тела расчленялись и шли на потребление в пищу.

Таким образом, культ человеческих жертвоприношений в религии ацтеков был необходим для поддержания связи между людьми и богами. С помощью жертвы они благодарили за покровительство, отдавая через кровь жизненную энергию. Для современного человека данные обряды являются дикими и неоправданными, но для древних ацтеков это неотъемлемая часть их существования.

Литература:

  1. Брэй, Уорвик Ацтеки. Быт, религия, культура / Уорвик Брэй. — Москва: Центрполиграф, 2005. — 240 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): религия ацтеков, снятая кожа, бог, жертвоприношение.


Ключевые слова

Бог, жертвоприношения, религия ацтеков, снятая кожа

Похожие статьи

Жертвоприношение в первобытном обществе на примере жизнедеятельности племени нуэров (Южный Судан)

Статья исследует древний обычай, отношение между богами и людьми, как акт жертвоприношения, систему распознавания культурой и обществом своих людей. Древнее общество изображается в статье корпорацией, группой людей, объединенных общей трудовой целью....

Образ дракона в культуре Китая и Вьетнама

Образ дракона занимает одно из ключевых мест в китайской и вьетнамской культуре. В статье выявлено происхождение, характеристика и значение дракона в мифологии. Проанализированы гипотезы его возникновения. Показано, что дракон является частью китайск...

Традиционные верования вьетнамского народа

В своей работе, авторы дали характеристику, отметили особенности и проанализировали сходства и различия традиционных верований Вьетнама и соседних народов (Китая и Индии). А также объяснили необходимость понимания места, роли и значения традиционных ...

Особенности иконографии орнитаморфных образов

В данной статье рассматриваются вопросы зарождения и развития орнитаморфных образов на территории Сибири. Характерные особенности иконографии в период Иткульской и Кулайской культур.

Золотые амулеты местности Готхап вьетнамской провинции Донгтхап I–VII вв.

Распространение буддизма и индуизма в Южном Вьетнаме способствовало развитию духовности и веры в королевстве Фунам I–VII вв. (культура Oкэo). Люди считали, что амулет, выполненный из золота, обладает магической силой, а воспроизведенные на нем образы...

Образ женщины в казахской культуре

В данной статье раскрывается образ женщины-казашки во фразеологизмах и фольклоре. Данный образ исследован на примере казахских фразеологизмов, мифов и преданий.

Зарождение театрального искусства в Китае

Театральная традиция Китая — уникальное культурное явление, прошедшее многовековой путь развития и становления. В статье рассматривается начальный этап истории возникновения китайского театрального искусства. Представлен анализ истоков традиционного ...

Шаманизм в Республике Корея: роль в современном обществе

В статье на основании источников и исследовательской литературы проведен анализ современной роли шаманизма в Республике Корея; рассмотрены основные этапы становления шаманизма в истории Кореи; описана его роль и положение в настоящее время.

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Статья посвящена исследованию обрядовой практики якутского праздника ысыах. В работе рассматриваются традиционные и инновационные элементы в ритуалах, выявляются этнические символы и интеграция культуры в рамках современности.

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

В данной статье рассматриваются основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане и дается философский анализ. Также речь идет о влиянии ислама и доисламских верований, включающих как позитивные, так и негативные элементы воздействия на обще...

Похожие статьи

Жертвоприношение в первобытном обществе на примере жизнедеятельности племени нуэров (Южный Судан)

Статья исследует древний обычай, отношение между богами и людьми, как акт жертвоприношения, систему распознавания культурой и обществом своих людей. Древнее общество изображается в статье корпорацией, группой людей, объединенных общей трудовой целью....

Образ дракона в культуре Китая и Вьетнама

Образ дракона занимает одно из ключевых мест в китайской и вьетнамской культуре. В статье выявлено происхождение, характеристика и значение дракона в мифологии. Проанализированы гипотезы его возникновения. Показано, что дракон является частью китайск...

Традиционные верования вьетнамского народа

В своей работе, авторы дали характеристику, отметили особенности и проанализировали сходства и различия традиционных верований Вьетнама и соседних народов (Китая и Индии). А также объяснили необходимость понимания места, роли и значения традиционных ...

Особенности иконографии орнитаморфных образов

В данной статье рассматриваются вопросы зарождения и развития орнитаморфных образов на территории Сибири. Характерные особенности иконографии в период Иткульской и Кулайской культур.

Золотые амулеты местности Готхап вьетнамской провинции Донгтхап I–VII вв.

Распространение буддизма и индуизма в Южном Вьетнаме способствовало развитию духовности и веры в королевстве Фунам I–VII вв. (культура Oкэo). Люди считали, что амулет, выполненный из золота, обладает магической силой, а воспроизведенные на нем образы...

Образ женщины в казахской культуре

В данной статье раскрывается образ женщины-казашки во фразеологизмах и фольклоре. Данный образ исследован на примере казахских фразеологизмов, мифов и преданий.

Зарождение театрального искусства в Китае

Театральная традиция Китая — уникальное культурное явление, прошедшее многовековой путь развития и становления. В статье рассматривается начальный этап истории возникновения китайского театрального искусства. Представлен анализ истоков традиционного ...

Шаманизм в Республике Корея: роль в современном обществе

В статье на основании источников и исследовательской литературы проведен анализ современной роли шаманизма в Республике Корея; рассмотрены основные этапы становления шаманизма в истории Кореи; описана его роль и положение в настоящее время.

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Статья посвящена исследованию обрядовой практики якутского праздника ысыах. В работе рассматриваются традиционные и инновационные элементы в ритуалах, выявляются этнические символы и интеграция культуры в рамках современности.

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

В данной статье рассматриваются основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане и дается философский анализ. Также речь идет о влиянии ислама и доисламских верований, включающих как позитивные, так и негативные элементы воздействия на обще...

Задать вопрос