В статье рассматриваются предпосылки для изучения второго иностранного языка и освещаются вопросы личностно-формирующего потенциала многоязычного образования, а также описывается актуальное положение немецкого языка в мире.
Ключевые слова: немецкий язык, иностранный язык, второй иностранный, поликультурное образование.
Одной из современных и на сегодняшний день актуальных тенденций развития общества является процесс глобализации — возникновение общей мировой культуры, соединение национальных традиций и усиление сотрудничества между нациями. Данный процесс охватывает абсолютно все сферы человеческой деятельности. Прежде всего, это связано с распространением и развитием новых коммуникационных технологий, которые предоставляют большие возможности всему человечеству. Однако невозможно представить эффективное протекание данного процесса без владения главным его средством — языком. И в первую очередь, речь идет об иностранном языке. Все большая открытость нашего общества, вхождение его в мировое сообщество, развитие межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни способствуют тому, что иностранные языки становятся востребованными в современном обществе.
В наше время владения только одним иностранным языком недостаточно, как для экономического и социального роста, так и роста в образовательной сфере. Происходит пересмотр некоторых сторон системы образования и дальнейшей модернизации процесса обучения языкам в школе. ФГОС среднего общего образования предусматривает сформированность коммуникативной иноязычной компетенции в двух иностранных языках, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире [4].
Реальным шагом на пути к поликультурному образованию в нашей стране стало введение второго иностранного языка в учебный план общеобразовательной школы. Согласно распоряжению министра образования и науки Д. В. Ливанова с 01.09.2015 во всех регионах РФ изучение второго иностранного языка в основной школе должно стать обязательным [2]. Введение второго иностранного языка в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный. Всё это обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе. Многоязычное образование имеет большой личностно-формирующий потенциал. Оно развивает такие лингвистические способности как вербальный интеллект и языковую интуицию. Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого языка, правомерно говорить об изучении второго иностранного языка в школе как о феномене поликультурного образования.
Изучение второго иностранного языка помогает реализации такой фундаментальной педагогической задачи как всестороннее развитие личности посредством развития коммуникативных умений, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной компетенций.
При обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, которые заключаются в содержании используемых материалов, в методической системе обучения и в личности учителя. В современных условиях роль учителя иностранного языка не может определяться только введением знаний по предмету, педагог должен воспитывать личность с высоконравственной позицией. Образование ориентируется сегодня не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Иностранный язык используется и как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, традициям и реалиям стран изучаемого языка. К тому же формируется толерантное отношение к проявлениям иной культуры, а также происходит лучшее осознание своей собственной культуры.
В процессе овладения иностранным языком происходит дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений. Учащиеся знакомятся с доступными способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий [1].
Одной из наиболее распространенной комбинацией иностранных языков в российской школе представляется сочетание английского языка с немецким.
Каждые пять лет министерство иностранных дел Германии подсчитывает, сколько человек изучают немецкий язык в школах и университетах по всему миру. Стоит отметить, что количество людей, изучающих немецкий, увеличивается.
По данным опубликованного в июне 2020г. исследования, проведённого министерством иностранных дел, в России у немецкого языка традиционно крепкие позиции. В середине 2000-х был период, когда показатели стали неуклонно снижаться, но за последние пять лет число тех, кто посещает занятия по немецкому языку, выросло на 250 тысяч человек и составляет сейчас 1,8 миллиона.
В ходе исследования также было установлено, что число школ за пределами ФРГ, где есть уроки немецкого языка, возросло с 95 тыс. в 2015 году до около 106 тыс. в 2020 году.
В целом в школах или университетах за пределами Германии немецкий изучают 15,4 млн. человек. Согласно исследованию, прогнозируется дальнейшее повышение интереса к немецкому языку.
Владение немецким языком способствует открытию перед учащимся множества возможностей.
По данным немецкого культурного центра им. Гёте, существует множество причин для изучения немецкого языка. Назовём некоторые из них:
- Немецкий — значимый язык в научной сфере. Германия занимает третье место в мире по вкладу в научно-исследовательские разработки и выделяет стипендии на исследования зарубежным ученым.
- Чтение или прослушивание произведений на языке оригинала позволяет насладиться литературой, музыкой, искусством и философией и глубже проникнуть в суть.
- Между Германией и множеством стран мира действуют программы обмена для школьников и студентов на базе соответствующих соглашений [3].
Предоставление возможности учащимся изучать одновременно несколько иностранных языков решает задачу расширения международных контактов.
Хорошие знания иностранных языков не только дают возможность путешествовать, не испытывая трудности в общении с носителями языка, читать в подлиннике иностранную литературу и научные труды, но и обогащают человека духовно, развивают его интеллект и раскрывают перед этим человеком широкие возможности образования. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.
Владение несколькими иностранными языками является показателем социального и культурного развития личности.
Литература:
- Аверин М. М., Гуцалюк Е. Ю., Харченко Е. Р.. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций — М.: Просвещение, 2013.
- Дмитрий Ливанов: Второй иностранный язык в школах станет обязательным. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2015/09/01/livanov-anons.html (дата обращения: 09.08.2020).
- Почему немецкий? — 10 причин учить немецкий. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/wdl.html (дата обращения: 09.08.2020).
- ФГОС среднего общего образования. — Текст: электронный // https://fgos.ru/: [сайт]. — URL: (дата обращения: 09.08.2020).
- Deutsch als Fremdsprache weltweit. Datenerhebung 2020. — Текст: электронный // https://www.auswaertiges-amt.de/de: [сайт]. — URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2344738/b2a4e47fdb9e8e2739bab2565f8fe7c2/deutsch-als-fremdsprache-data.pdf (дата обращения: 09.08.2020).