Потенциал второго иностранного языка (немецкого) как фактора всестороннего развития личности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (323) август 2020 г.

Дата публикации: 13.08.2020

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Евграфова, Е. А. Потенциал второго иностранного языка (немецкого) как фактора всестороннего развития личности учащихся / Е. А. Евграфова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73120/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются предпосылки для изучения второго иностранного языка и освещаются вопросы личностно-формирующего потенциала многоязычного образования, а также описывается актуальное положение немецкого языка в мире.

Ключевые слова: немецкий язык, иностранный язык, второй иностранный, поликультурное образование.

Одной из современных и на сегодняшний день актуальных тенденций развития общества является процесс глобализации — возникновение общей мировой культуры, соединение национальных традиций и усиление сотрудничества между нациями. Данный процесс охватывает абсолютно все сферы человеческой деятельности. Прежде всего, это связано с распространением и развитием новых коммуникационных технологий, которые предоставляют большие возможности всему человечеству. Однако невозможно представить эффективное протекание данного процесса без владения главным его средством — языком. И в первую очередь, речь идет об иностранном языке. Все большая открытость нашего общества, вхождение его в мировое сообщество, развитие межгосударственных политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни способствуют тому, что иностранные языки становятся востребованными в современном обществе.

В наше время владения только одним иностранным языком недостаточно, как для экономического и социального роста, так и роста в образовательной сфере. Происходит пересмотр некоторых сторон системы образования и дальнейшей модернизации процесса обучения языкам в школе. ФГОС среднего общего образования предусматривает сформированность коммуникативной иноязычной компетенции в двух иностранных языках, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире [4].

Реальным шагом на пути к поликультурному образованию в нашей стране стало введение второго иностранного языка в учебный план общеобразовательной школы. Согласно распоряжению министра образования и науки Д. В. Ливанова с 01.09.2015 во всех регионах РФ изучение второго иностранного языка в основной школе должно стать обязательным [2]. Введение второго иностранного языка в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный. Всё это обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе. Многоязычное образование имеет большой личностно-формирующий потенциал. Оно развивает такие лингвистические способности как вербальный интеллект и языковую интуицию. Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого языка, правомерно говорить об изучении второго иностранного языка в школе как о феномене поликультурного образования.

Изучение второго иностранного языка помогает реализации такой фундаментальной педагогической задачи как всестороннее развитие личности посредством развития коммуникативных умений, социокультурной, учебно-познавательной и компенсаторной компетенций.

При обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, которые заключаются в содержании используемых материалов, в методической системе обучения и в личности учителя. В современных условиях роль учителя иностранного языка не может определяться только введением знаний по предмету, педагог должен воспитывать личность с высоконравственной позицией. Образование ориентируется сегодня не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Иностранный язык используется и как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, традициям и реалиям стран изучаемого языка. К тому же формируется толерантное отношение к проявлениям иной культуры, а также происходит лучшее осознание своей собственной культуры.

В процессе овладения иностранным языком происходит дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений. Учащиеся знакомятся с доступными способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий [1].

Одной из наиболее распространенной комбинацией иностранных языков в российской школе представляется сочетание английского языка с немецким.

Каждые пять лет министерство иностранных дел Германии подсчитывает, сколько человек изучают немецкий язык в школах и университетах по всему миру. Стоит отметить, что количество людей, изучающих немецкий, увеличивается.

По данным опубликованного в июне 2020г. исследования, проведённого министерством иностранных дел, в России у немецкого языка традиционно крепкие позиции. В середине 2000-х был период, когда показатели стали неуклонно снижаться, но за последние пять лет число тех, кто посещает занятия по немецкому языку, выросло на 250 тысяч человек и составляет сейчас 1,8 миллиона.

В ходе исследования также было установлено, что число школ за пределами ФРГ, где есть уроки немецкого языка, возросло с 95 тыс. в 2015 году до около 106 тыс. в 2020 году.

В целом в школах или университетах за пределами Германии немецкий изучают 15,4 млн. человек. Согласно исследованию, прогнозируется дальнейшее повышение интереса к немецкому языку.

Владение немецким языком способствует открытию перед учащимся множества возможностей.

По данным немецкого культурного центра им. Гёте, существует множество причин для изучения немецкого языка. Назовём некоторые из них:

  1. Немецкий — значимый язык в научной сфере. Германия занимает третье место в мире по вкладу в научно-исследовательские разработки и выделяет стипендии на исследования зарубежным ученым.
  2. Чтение или прослушивание произведений на языке оригинала позволяет насладиться литературой, музыкой, искусством и философией и глубже проникнуть в суть.
  3. Между Германией и множеством стран мира действуют программы обмена для школьников и студентов на базе соответствующих соглашений [3].

Предоставление возможности учащимся изучать одновременно несколько иностранных языков решает задачу расширения международных контактов.

Хорошие знания иностранных языков не только дают возможность путешествовать, не испытывая трудности в общении с носителями языка, читать в подлиннике иностранную литературу и научные труды, но и обогащают человека духовно, развивают его интеллект и раскрывают перед этим человеком широкие возможности образования. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.

Владение несколькими иностранными языками является показателем социального и культурного развития личности.

Литература:

  1. Аверин М. М., Гуцалюк Е. Ю., Харченко Е. Р.. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций — М.: Просвещение, 2013.
  2. Дмитрий Ливанов: Второй иностранный язык в школах станет обязательным. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2015/09/01/livanov-anons.html (дата обращения: 09.08.2020).
  3. Почему немецкий? — 10 причин учить немецкий. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/wdl.html (дата обращения: 09.08.2020).
  4. ФГОС среднего общего образования. — Текст: электронный // https://fgos.ru/: [сайт]. — URL: (дата обращения: 09.08.2020).
  5. Deutsch als Fremdsprache weltweit. Datenerhebung 2020. — Текст: электронный // https://www.auswaertiges-amt.de/de: [сайт]. — URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2344738/b2a4e47fdb9e8e2739bab2565f8fe7c2/deutsch-als-fremdsprache-data.pdf (дата обращения: 09.08.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, немецкий язык, изучение второго, язык, поликультурное образование, введение второго, дальнейшее развитие, личностно-формирующий потенциал, многоязычное образование, школа.


Похожие статьи

Использование лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье рассматривается особенности лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку и обосновывается его эффективность в формировании языковой и социокультурной компетенции у будущего специалиста технического профиля.

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном

В статье освещается проблема реализации профессионально-ориентированного обучения обучающихся организаций образования русскому языку как иностранному, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в современ...

Цели и планируемые результаты обучения немецкому языку как второму иностранному

Научная статья посвящена проблемам выбора целей и постановки задач при обучении немецкому языку, как второму иностранному, на базе другого европейского языка.

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Использование педагогического опыта в преподавании русской грамматики португалоговорящим курсантам

Данная статья является анализом опыта преподавания РКИ в португалоговорящей среде. Затронуты определённые трудности, возникающие у португалоговорящих курсантов при изучении грамматики русского языка. Работа направлена на улучшение методики преподаван...

Функциональный потенциал родного языка и словесности в учебно-воспитательном процессе отечественной гимназии XIX века

В статье исследуется функциональный потенциал родного языка и словесности в педагогической теории и практике отечественного гимназического образования.

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Принцип опоры на родной язык в процессе обучения иностранному языку

Статья посвящена проблемам преподавания иностранного языка. Объектами данного исследования являются иностранный язык и родной язык обучающегося, предмет исследования — принципы и методы обучения русскому языку как иностранному. В частности, в работе ...

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Похожие статьи

Использование лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье рассматривается особенности лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку и обосновывается его эффективность в формировании языковой и социокультурной компетенции у будущего специалиста технического профиля.

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Профессионально-ориентированное обучение на русском языке как иностранном

В статье освещается проблема реализации профессионально-ориентированного обучения обучающихся организаций образования русскому языку как иностранному, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в современ...

Цели и планируемые результаты обучения немецкому языку как второму иностранному

Научная статья посвящена проблемам выбора целей и постановки задач при обучении немецкому языку, как второму иностранному, на базе другого европейского языка.

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Использование педагогического опыта в преподавании русской грамматики португалоговорящим курсантам

Данная статья является анализом опыта преподавания РКИ в португалоговорящей среде. Затронуты определённые трудности, возникающие у португалоговорящих курсантов при изучении грамматики русского языка. Работа направлена на улучшение методики преподаван...

Функциональный потенциал родного языка и словесности в учебно-воспитательном процессе отечественной гимназии XIX века

В статье исследуется функциональный потенциал родного языка и словесности в педагогической теории и практике отечественного гимназического образования.

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Принцип опоры на родной язык в процессе обучения иностранному языку

Статья посвящена проблемам преподавания иностранного языка. Объектами данного исследования являются иностранный язык и родной язык обучающегося, предмет исследования — принципы и методы обучения русскому языку как иностранному. В частности, в работе ...

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Задать вопрос