Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (323) август 2020 г.

Дата публикации: 15.08.2020

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Малыгина, О. В. Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи» / О. В. Малыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73154/ (дата обращения: 19.12.2024).



Согласно изменениям, происходящим в современном обществе, «Национальная доктрина образования в России на период до 2025» предъявляет к системе образования следующие требования:

– подготовка специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности;

– формирование навыков самообразования, самореализации личности;

– непрерывность образования в течение всей жизни человека [2, с. 5].

В 2018 г. спроектирована модель социально-экономического образования в школе, направленная на формирование общей культуры, выработку адекватных представлений о социуме и мире в целом, сути экономических явлений и процессов. Ведущая роль уделяется привитию школьникам финансовой и социально — экономической грамотностей, формированию способности к построению жизненных стратегий для успешного самоопределения в будущем, семейных и трудовых ценностей, развитию индивидуальности, выработке навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.

Стратегия — древнегреческий военный термин (stratos — «войско», ago-«веду»), обозначавший искусство управлять войском и побеждать. Во времена капитализма термин перешел в политику, потом в экономику, а далее и в другие сферы: науку, образование и даже игру [7, с. 1].

Сам термин «жизненная стратегия личности» был введен К. А. Абульхановой-Славской, под которым она предполагает принцип опоры на собственные силы, преобразование условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности [1, с. 245].

Опираясь на исследования Ельниковой Г. А. и Михайловской З. В., наиболее высокие ранги у выпускников имеют такие ценности, как семья, образование, материальная обеспеченность, достойная работа. Именно эти ценности и определяют основные векторы жизненных стратегий, одна из которых семейно-ориентированная предполагает, что семья как ценность может быть целью жизненного проекта [4, с. 34].

Построение жизненных стратегий в рамках реализации модели социально-экономического образования начинается в 7 классе с семейно-ориентированной стратегии через изучение элективного интегрированного курса «Экономика моей семьи». Первые экономические знания ребенок получает в семье. Именно семья является фундаментом для социализации и получения первых финансовых проб и расчетов. Интегрированный курс экономики и математики позволяет школьникам познакомиться с экономической жизнью своей семьи. И. А. Колесникова называет такую стратегию «стратегия пребывания в содержании», которая предполагает необходимость непосредственного нахождения человека внутри того, что является содержанием, предназначенным для усвоения. Тогда процесс обучения реализуется в контексте реальности, поэтому и полученное знание оказывается реальным [5, с. 18]. В нашем случае такой реальностью является экономическая жизнь семей обучающихся. Все расчеты, мини — исследования и мини — проекты учащиеся проводят, опираясь на показатели домашнего хозяйства.

Главный принцип любой стратегии — нацеленность на достижение жизненно важного результата. В нашем случае это:

– укрепление семейных отношений и ценностей через совместную деятельность ребенка и родителей, что актуально в подростковом возрасте;

– социализация подростка через семью;

– изучение и развитие личностных ресурсов учащегося;

– повышение финансовой грамотности всех членов семьи.

Построение любой стратегии начинается с видения и миссии своей семьи, включающие целевые ориентиры, ценности, традиции и т. д. В рамках практикума «Семья глазами экономистов» рассматриваем семью с трех позиций:

A screenshot of a cell phone

Description automatically generated

Далее учащимся предлагается описать свою семью, указав: возраст семьи, состав семьи, законность отношений, размер и статус семьи, соотношения поколений, экономические ресурсы семьи, традиции и семейные праздники, обязанности членов семьи. В ходе обсуждения у учащихся приходит понимание, что решения в семье принимаются совместно, учитывается мнение детей, большая часть семей регулярно планирует будущее, строят финансовые стратегии.

Цель применения стратегий, по мнению зарубежных исследователей Weinstein C. E. и Mayer R. E. — повлиять на мотивационное и эмоциональное состояние обучающегося таким образом, чтобы он мог отобрать, получить, организовать и интегрировать новые знания [6, с. 51]. Примером такой стратегии является изучение потребностей семьи на практикуме по теме «Потребности мои и моей семьи». За неделю до занятия учащиеся получают предварительное задание: провести опрос своих родных и близких (5–7) человек разного возраста. Против каждого утверждения поставьте оценку важности так, чтобы 14 стояла против самой важной потребности, а 1 — против самой незначимой.

без друзей

без Интернета

без книг

без жилья

без еды

без семьи

без новых знаний

без новой одежды

без понимания

без путешествий

без уважения

без развлечений

без света

без защиты от врагов

Камеральная обработка проходит на интегрированном практикуме, где учащиеся по показателям своей семьи рассчитывают среднестатистический показатель каждой потребности, вычисляют самую значимую семейную потребность, стоят диаграммы. Далее потребности рассчитывают по трем возрастным группам (дети, взрослые и пожилое население), что позволяет увидеть разницу в иерархии потребностей. Это мотивирует ребят объяснять причины при анализе результатов, усиливает воспитательный потенциал занятия.

«Образование должно учитель не предметам, а когнитивным навыкам», — говорится у Р. Шенка. Когнитивные умения — это способность учащихся мыслить и решать учебные задачи, что выражается в творческом поиске, логических рассуждениях, позволяющих находить выход из различных проблемных ситуаций в ходе учебного процесса. Многие ученые, например, А. А. Плигин, Д. Н. Павлов называют такие навыки когнитивными стратегиями.

Д. Н. Павлов применительно к когнитивной деятельности даёт следующее определение: «Когнитивная стратегия — это закономерности выбора способов решения задач познания, для достижения определенных целей». Когнитивные стратегии включают в себя действия направленные на получение, поиск и фиксацию информации; понимание и преобразование информации; применение и представление информации; оценка достоверности получаемой информации и использование накопленного опыта в повседневной жизни [2, с. 18–19]. В семейной экономике такой информации достаточно:

– решение задач на расчет семейного бюджета, банковских услуг и налоговой политики;

– вычисление ежемесячных обязательных расходов семьи и расходов на стандартный набор продуктов питания;

– исследование недельных личных затрат подростка на проезд, питание, развлечения и т. д.;

– расчет стоимости потребительской продуктовой корзины в магазинах в шаговой доступности;

– изучение информации для потребителя и грамотное чтение штрих-кодов;

– составление древа проблем «Риски в семейной экономике» и коллажа «Блага, создающиеся в семье» и т. д.

Все эти и другие виды учебной деятельности отражены в бонусной программе курса и имеют стоимость. Это способствует развитию когнитивных навыков и также, совместно с родителями, построению стратегии движения в предмете.

Например, бонусная программа первой четверти:

дата

виды деятельности

максимум бонусов

результат

роспись

1 четверть — «Экономика-все, что нас окружает”

Активная работа на уроке

5

Содержательный устный ответ

5

Мини-исследование

«Где и как ты встречаешься с экономикой?»

5

Практикум

«Потребности мои и моей семьи”

20 (5 –проведение опроса,

10- камеральная обработка,

5-дополнительное задание)

Решение задач по теме: «Факторы производства»

5

Синквейн «Факторы производства»

5

Практикум «Штрих-коды товаров. Реклама»

10 (5 — работа со штрих-кодами, 5 –реклама)

Итоги 1четверти : 25 б. — «удовлетворительно», 26–35 б. — «хорошо», более 35 б. — «отлично»

Уже в седьмом классе начинается построение профессионально-ориентированной стратегии через выполнение творческого проекта «Профессиональное древо моей семьи». При составлении древа учащиеся указывают родственные связи, профессии и, по — возможности, трудовой стаж своих родных и близких. При ответе на вопрос: «Что больше удивило в работе над профессиональным древом?», учащиеся обращают внимание на устаревшие и редкие профессии, большой трудовой стаж и наличие трудовых династий. Совместный детско-родительский труд позволяет укреплять отношения и влияет на грамотный выбор жизненного и профессионального пути.

Очевидно, что каждая из рассмотренных стратегий рассчитана на работу с определенным содержанием, которое может быть педагогически инструментовано как в естественной ситуации, создаваемой самой жизнью, так и в имитационном варианте, который намеренно создан педагогом для открытости жизненному опыту.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — Мысль. 1991.
  2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бугрменская, И. А. Володарский и др. — Москва: Просвещение, 2010. — 152 c. — Текст: непосредственный.
  3. Быстрова, Е. А. ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ И МЕТАКОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»: специальность 1701z «педагогика и психология детства» диссертация на соискание ученой степени магистра педагогических наук / Быстрова Елена Алексеевна; ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». — Екатеринбург, 2019. — 145 c. — Текст: непосредственный.
  4. Ельникова, Г. А., Михайловская З. В. ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ / Г. А. Ельникова, З. В. Михайловская. — Текст: непосредственный // КАЗАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕСТНИК. — 2018. — № 2. — С. 33–36.
  5. Колесникова, И. А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / И. А. Колесникова. — Текст: непосредственный // Известия Волгоградского Государственного педагогического университета. — 2006. — № 1(14). — С. 15–21.
  6. Куприянчик, Т. В. О ПОНЯТИИ «УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ» В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) / Т. В. Куприянчик. — Текст: непосредственный // Научный журнал «Дискурс», педагогические науки. — 2019. — № 8 (34). — С. 49–57.
  7. Огородова, Т. В. Формирование термина «жизненные стратегии» / Т. В. Огородова. — Текст: электронный // КиберЛенинка- научная электронная библиотека: [сайт]. — URL: (дата обращения: 12.08.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): моя семья, семья, стратегия, камеральная обработка, потребность, профессиональное древо, решение задач, семейная экономика, социально-экономическое образование, трудовой стаж.


Похожие статьи

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Формирование ценностного отношения к воде у младших школьников с помощью технологии «Лэпбук»

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир»

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Формирование ценностного отношения к воде у младших школьников с помощью технологии «Лэпбук»

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир»

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Задать вопрос