В статье авторы постарались изложить особенности преподавания предметов математического цикла в условиях дистанционного обучения и описать эффективные приемы, направленные на повышение учебной мотивации школьников. О методиках, применяемых на уроках математики, которые позволяют повысить уровень мотивации учащихся.
Ключевые слова: дистанционная форма обучения.
Проблемой повышения учебной мотивации и развития познавательной активности учащихся занимаемся в течение всей своей педагогической деятельности. Приятно видеть счастливые лица своих учеников, получающих удовольствие от уроков и слышать в ответ слова благодарности.
Целью современного образования является проектирование наиболее эффективных моделей обучения и воспитания, а также мотивирование деятельности школьника, направленной на изучение тех или иных учебных предметов. Благодаря развитию телекоммуникаций и средств связи система образования, несомненно, тоже претерпевает изменения: возникают новые информационные педагогические технологии, а вместе с ними и новые формы взаимодействия педагогов и обучающихся.
Одной из таких образовательных технологий является дистанционное обучение. Как показала практика, в апреле- мае 2020 года в связи с переходом на дистанционное обучение, педагоги вынуждены были пересмотреть традиционные методики, больше времени отдавать подготовке к занятиям, продумывать формы и методы изучения нового материала и проверки знаний обучающихся.
Способность образовательного учреждения, учителей, и родителей в том числе, достаточно гибко и быстро реагировать на запросы общества и непредвиденные ситуации, имеет очень большое значение. Понятно, что без применения новых технологий, несмотря на трудности их реализации, уже невозможно представить себе школу в ближайшие годы. Жаль, что не все родители понимают, что лучше такое обучение, чем отсутствие образования вообще (социальные сети). Современные компьютерные технологии, дистанционные системы обучения, интернет-ресурсы и интеллектуальные ресурсы родителей дали возможность учителям, ученикам и их родителям работать в новом формате. В конце года отец одного ученика, который имел двойки в четверти и порой не желал учиться, поблагодарил за уроки. Он откровенно признался, что вначале сам решал задачи и объяснял сыну, а позже его ребёнок сам включился в учебный процесс, без посторонней помощи решал предложенные домашние задания и отправлял их учителю на проверку. Другому ученику- пятикласснику помогал брат- восьмиклассник. Ученица 5-го класса поздно вечером прислала ответ на вопрос из кроссворда, который не могли угадать многие её одноклассники, т. к. данного материала не было в Интернете. И таких положительных примеров можно привести много.
Дистанционные технологии реализуют принцип доступности образования и предоставляют огромные возможности для проведения полноценного урока. На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, сопровождающего рассказ учителя. Показывая презентацию и затем комментируя её, педагог акцентирует внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. При этом следует учесть, что только разумное использование ИКТ повышает эффективность уроков во много раз. А вот вывод алгебраических формул, доказательство теорем необходимо проводить с мелом в руке на доске. При дистанционном обучении это сложно осуществить, т. к. пользоваться графическим планшетом могут не все педагоги, да и материальное состояние многих учителей не позволяет его приобрести. Приходили на помощь видео-уроки, которые приходилось пересматривать и выбирать наиболее подходящие.
Благодаря использованию образовательной платформы Учи.ру в педагогической деятельности в период перехода на дистанционную форму обучения для нас учителей и учащихся нашей школы не стал критичным, т. к. большинство учащихся, и их родители уже в начальной школе используют эту платформу для обучения, поэтому нам учителям основной и старшей школы намного легче работать с обучающими. Ведь образовательная платформа Учи.ру имеет большие интерактивные возможности использования ее ресурсов в процессе организации обучения учащихся. Платформа предоставляет возможность ученикам осваивать учебный материал в игровой форме (в форме интерактивной игры). Любая деятельность ученика должна быть оценена. Выполняя задания на Учи. ру дети видят свои ошибки, тут же могут их исправить, отработать навык решения. А учитель через личный кабинет в любое время суток может узнать, сколько заданий на данный момент выполнили ученики, сколько времени ушло на его выполнение. Какие темы и задания вызывали наибольшие затруднения. Это позволяет нам учителям вовремя устранить пробелы в знаниях обучающихся. Возможность автоматизировать проверку домашних и самостоятельных работ на платформе Учи.ру позволило сэкономить наше время и потратить его на разработку онлайн уроков. Так же, на Учи.ру представлена коммуникативная среда внутри платформы для общения пользователей. В личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, благодаря чему родители, учителя и ученики могут общаться, обсуждать задания, свои успехи. «Очень интересные разнообразные задания по школьному курсу, хорошая система мотивации ребенка», приятно слышать от родителей эти слова.
Уроки мы проводили по WhatsApp и в Zoom. Подготовка только к одному занятию занимала значительно больше времени, чем к традиционному уроку в школе. Старались по возможности разнообразить подачу материала.
Рис. 1
Детям очень нравилась подборка разнообразных заданий в начале урока к «Проверь себя». Несложные полуустные вычисления, определения, правила являлись подготовкой к следующему, основному этапу урока. Следующий прием для оценки уровня понимания учащихся, используемый нами на уроках «Проверка ошибочности понимания», виде игры «Вверю, не верю», где намеренно даем учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе и понятиях [1, с. 21]. Затем просим учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
«Инфоурок» — крупнейший образовательный интернет-проект в России, который ежедневно посещают более 3млн человек, включает в себя неограниченные ресурсы, позволяющие сделать урок более интересными и познавательным и мы постоянно пользовались им, подбирая нестандартные и интересные задания.
Учащимся 8 класса предлагали текстовые задачи, задания по алгебре, геометрические задачи из открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ.
Рис. 2
Самое важное для нас педагогов — создать условия для постановки учащимися собственных целей обучения, помочь им в определении маршрута для их достижения и посредством разнообразных стратегий, методов и приёмов сопровождать учеников по выбранному маршруту [1, с. 7].
Уроки, проведённые в дистанционном режиме, дали много положительных моментов, несмотря на огромные сложности как технические, так и методические. Учащимся выдаются разноуровневые задания. Подбираются задания для учащихся, которые на каком-то этапе доступны, затем переход к более сложным. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение ребёнку, становится для него фактором развития.
Перед изучением темы о переводе единиц измерения, в начале урока детям сообщается, что сегодня по радио передали штормовое предупреждение: 22 м/с. Много это или мало? Как определить силу ветра и с чем можно сравнить? Дети догадались, что можно сравнить со скоростью машины, человека. Но прежде перевести эту величину в км/ч. После того как перевели, выставили таблицу Бофорта и сведения из его биографии. Из таблицы дети увидели, какие последствия может принести этот ветер. Фрэнсис Бофорт (1774–1857) — ирландский моряк, военный адмирал и картограф. Он родился в небольшом городке Ан-Уавь в Ирландии. Всемирную славу он приобрёл благодаря своей уникальной разработке. Будучи еще мичманом, любознательный юноша вел ежедневный дневник наблюдений за погодой. Позже все эти наблюдения помогли ему составить специальную шкалу ветров. В 1838 году она была официально утверждена британским адмиралтейством. В честь знаменитого ученого и картографа названо одно из морей, остров в Антарктике, река и мыс в северной Канаде. А еще Фрэнсис Бофорт прославился тем, что создал полиалфавитный военный шифр, также получивший его имя.
Рис. 3
Общение в интернете — важный момент, который приучает детей правильно общаться в дистанционном режиме как между собой, так и с учителями. Стараться не допускать грамматических ошибок, писать разборчиво, учиться хорошо и быстро сделать фото своей работы (текст, решение, рисунок), присылать файл в нормальном виде, вовремя отсылать сообщения и быть толерантными друг к другу — вот основные задачи учащихся. Современная компетентность учителя должна соответствовать требованиям времени, когда ученики порой разбираются в информационных технологиях лучше своих педагогов. Учитель должен обладать навыками быстрого печатания без грамматических ошибок, быстро реагировать на ответы, подбадривать учеников словами (хорошо, молодец, умница), выкладывать иногда смайлики и стикеры. Детям это очень нравится, и они с удовольствием работают. Когда учащиеся долго не отсылали домашнее задание, в начале урока выставили рисунок «Последнее китайское предупреждение», а затем значение этого крылатого выражения. А на следующий урок учитель истории написала, что в отличие от китайцев она предпримет шаги более реальные в отношении задолжников. Так, в шутливой форме, порой приходилось общаться с учениками.
Рис. 4
В наши дни выражение стало фразеологизмом. Во времена обострения американо-китайских отношений в 1950–1960-х годах вокруг тайваньского вопроса США проводили разведполёты над территориальными водами Китая. Китай фиксировал нарушения своих границ и по дипломатическим каналам посылал американцам «Предупреждения», не предпринимая никаких действий. «Последние предупреждения» китайского правительства регулярно транслировали информагентства. К концу 1964 года их было более 900 [5].
Игра — спутник человека от колыбели до глубокой старости. Невозможно в 5–6 классах обойтись без игровых форм. Ученикам доставляет огромное удовольствие уроки- викторины, разгадывание кроссвордов.
Рис. 5
Новые педагогические технологии уже немыслимы без широкого применения информационно- коммуникативных технологий. Они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Но тем не менее, только разумное сочетание очного, традиционного и дистанционного обучения могу дать положительные результаты в образовательном процессе.
Литература:
- Ирина Муштавинская: Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. «КАРО», 2009, 84с.
- С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская, Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011, 223 с.
- Е. В. Сергеева, М. Ю. Чандра, Современные технологии оценивания учебных достижений обучающихся. Учебное пособие — Волгоград Издательство ПРИНТ 2013, 115 с.
- https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS1y8q1SvPzM4sSE3JTNTLL0rXB_H0VV0MVB0tQKSTI5g0AJNOEHY8iLI0BHNcVV0MVS1MkNgGYNIIopSBwdDU0tzI0tjM0IRBY_r_6Wm_WC2anL_u5hVOdAEAZgUjMQ&src=3e555be&via_page=1&user_type=27&oqid=ccdcab4e0447f71e
- http://apwine.ru/trust/poslednee-kitayskoe-preduprezhdenie