Музыкальные инструменты: виды и их развитие на территории Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №33 (323) август 2020 г.

Дата публикации: 17.08.2020

Статья просмотрена: 3183 раза

Библиографическое описание:

Нуридинова, Т. С. Музыкальные инструменты: виды и их развитие на территории Узбекистана / Т. С. Нуридинова, О. Ю. Удовенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73173/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вопрос конкретной даты зарождения музыкального искусства, происхождения музыки, очевидно, навсегда останется открытым. Существует немало легенд о возникновении музыки, так, древние греки приписывали музыке божественное начало и считали музыку даром богов, а бога Аполлона — покровителем музыки и искусств, его изображали с кифарой, разновидностью лиры. С древнейших времен человек выражал в пении свои чувства, отношение к окружающему миру и с развитием человека, развивалось и музыкальное искусство. Трудно представить себе музыку первобытного человека, но если, обратить внимание на современные племена, живущие в условиях первобытнообщинного строя, на их «пение»: звукоподражание крикам птиц и животных, простых напевов из повторений нескольких звуков — это ли не зачатки музыкального искусства, хотя и не отличающегося благозвучием. К первым музыкальным инструментам можно отнести разного рода колотушки из кусков дерева, камней. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески, памятники на территории Узбекистана сохранили для нас изображения музыкантов и музыкальных инструментов. Фигурки различных музыкантов лютнистов, флейтистов, барабанщиков, арфистов на фризе из Айртама I в. н. э., терракотах и росписях дворцов и храмов Топрак-калы III в. н. э., Пянджикента VII в. н. э., оссуариях говорят о высокоразвитом музыкальном искусстве далеких эпох. Видя, эти древние музыкальные инструменты и зная, как звучат их современные аналоги, можно представить себе общее музыкальное звучание тех давних времен.

Средняя Азия является регионом, имеющим богатую музыкальную культуру и традиции искусства изготовления музыкальных инструментов. Народные музыкальные инструменты длительное время складывались в существующие ныне классические формы инструментов с выработавшимся внешним видом, звучанием, использованием определенных видов материалов при их изготовлении. Формы узбекских, каракалпакских, казахских, туркменских, таджикских, иранских, афганских, индийских музыкальных инструментов имеет схожие черты, что объясняется общностью культурного развития. Узбекские музыкальные инструменты отмечаются разнообразием видов ударных, струнных и духовых инструментов. Наиболее популярны среди ударных инструментов — дойра, нагара, кайрак, сафаиль; среди духовых — карнай, най, сурнай; среди струнных — дутар, танбур, рубаб, гиджак, чанг.

Ударные музыкальные инструменты, как было отмечено выше, относятся к ранней стадии развития музыкального искусства. Основным прототипом ударных инструментов являются ладони человека — ими он отбивал ритм, хлопая, еще, будучи на ранних ступенях своего развития. Хлопки в ладоши, сопровождающие пение и танец очень распространены в Узбекистане. Использование камней, костей, дерева в качестве ударных инструментов является еще одной стадией музыкального искусства. К таковым относятся кайрак-каменные кастаньеты, кошук-ложка. Другим древним ударным инструментом является бубен. В Узбекистане бубен носит различные названия — дойра, чильдырма, чирманда, дапп и др. и имеет широкое распространение. Бубен состоит из деревянного корпуса-обруча, обтянутого кожаной мембраной. С внутренней стороны к обручу прикрепляются металлические кольца, при игре на бубне, кольца, ударяясь друг о друга, создают шумящий звук. По кругу дойры из собрания ГМИ Узбекистана (ИНВ-81) проходит деревянный обруч, инкрустированный перламутром. Узорные композиции отграничены медной проволокой. По верху обруча располагаются десять одинаковых по узору полос, отделенных друг от друга поперечными «лентами». В каждой полосе основу узора составляет цепь вытянутых овалов. Обруч диаметром 42 см обтянут животным пузырем. При игре дойрист использует четыре пальца обеих рук, извлекая из бубна большое количество различных ритмов. Дойра является популярным народным инструментом, под ее аккомпанемент исполняются танцы и песни. Нагора — тип литавр, древнейшего музыкального инструмента. Котлообразный корпус из керамики или металла затянут животной мембраной. Сетка из сухожилий обтягивает корпус и крепит мембрану. В основном литавры входили в состав военного оркестра, также нагора используется во время больших праздников и свадеб.

Наиболее ранние духовые инструменты были сделаны из костей животных и человека, также из рогов животных, затем появляются трубы из глины и металла (меди), к каковым относится карнай. Карнай представляет собой длинную 2-х метровую (и более) латунную составную трубу с расширяющимся раструбом. Карнай исполняет роль фанфар и используется в торжественных случаях (свадьбах, праздниках). Виртуозные карнайчи одновременно с исполнением мелодии делают вращательные движения в воздухе раструбами карнаев. Это придает живописности музыкальному ансамблю. Другой вид духового инструмента — най, тип флейты. Най (в переводе с иранского «камыш») — разновидность свистковой флейты. Най из собрания ГМИ Узбекистана (ИНВ-10) имеет 8 отверстий для пальцев, сделана флейта из камыша и перевязана кишечными струнами. Сурнай (тип гобоя) отличается от других узбекских духовых инструментов сложностью своей конструкции. Известны гобои, найденные в египетских пирамидах, т.о. за 2000 лет до н. э. этот инструмент уже имел сложившуюся форму и конструкцию. Сурнай имеет коническую форму корпуса, хорошо отполированного, покрытого резьбой или инкрустацией. Сурнай из собрания ГМИ Узбекистана (ИНВ-69), работы Усмана Зуфарова сделан из цельного куска дерева с семью круглыми отверстиями по одной стороне и одному — с другой. Инструмент украшен инкрустацией костью, перламутром, рогом, резьбой.

Происхождение струнных музыкальных инструментов возможно отнести ко времени после изобретения лука [1]. Человек обратил внимание, что натянутая тетива, если ее тронуть пальцем, издает мелодичный звук, так очевидно, возник посыл к созданию первых струнных инструментов близких к форме лука. Постепенно корпус выпрямлялся, изменяясь в форму грифа струнного музыкального инструмента, когда-то он обрел резонатор из тыквы или ореха. Бюст музыкантши с лютней и фрагмент арфы с кистью женской руки из городища Халчаян I в. до н. э. — I в. н. э. сохранили для нас вид струнных инструментов — лютня с очень широкой декой и суженой шейкой и арфа с крутым выгибом корпуса у основания. Арфа и лютня изображены на оссуарии (VI-VII вв.) из окрестностей Юмалактепа, г.Шахрисабз, найденного в 2012 г. Оссуарий ящичного типа декорирован с внешней стороны оттисками однотипной композиции из фигур животных и людей. Сюжет композиции иллюстрирует представление согдийцев о судьбе души усопшего в загробном мире — небесный суд у моста Чинвад, которые вершат божества Михр, Адур, Рашн и Срош. Рашн взвешивает все благие и плохие деяния человека, которые он совершил в своей жизни. В композицию включены фигуры юношей-музыкантов. Один из них держит в руках угловую арфу-чанг, инструмент, сохранявший популярность до XVI в. У другого музыканта в руках лютня — уд, с изогнутым грифом [2]. Фигуры музыкантов, цветы подчеркивают, что перед нами изображение «благоухающего рая», где праведные души наслаждаются самой прекрасной райской музыкой и пением [2, c. 25]. Струнные и смычковые узбекские инструменты более сложные в изготовлении, чем ударные и духовые инструменты. Широко распространенный струнно-смычковый инструмент гиджак имеет округлый гриф, переходящий в металлическую подставку, и небольшой шарообразный корпус-резонатор. Гиджак работы Усмана Зуфарова с круглым туловом-резонатором (ИНВ-73), составленным из узких полос дерева и верблюжей кости. Наружная сторона донышка резонатора украшена композицией инкрустации из мелких кусочков дерева и кости. Верх обтянут телячьей кожей. Гриф инкрустирован перламутром. Верхняя часть грифа увенчана навершием. 4 колка. С правой стороны грифа надпись: «Уста Усмон иши 1963–64 й». Гиджак другого мастера А.Закирова (ИНВ-74) состоит из круглого резонатора, обтянутого по срезу животной мембраной, круглого грифа с фигурным навершием. В верхней части грифа окошечко, закрытое резной медной решеткой. 4 колка, 4 струны. Струны крепятся снизу на четырехлапчатой металлической пластине с надписью: 1978. Весь инструмент инкрустирован перламутровыми вставками, белыми и красными стеклянными вставками. Смычок инкрустирован перламутром. Благодаря своему мягкому тембру гиджак занимает важное место оркестре узбекских народных инструментов [3]. Другой популярный узбекский народный инструмент — дутар. Техника его изготовления отличается от техники изготовления остальных струнных инструментов. Корпус дутара не выдалбливается из куска дерева, а склеивается из 10–12 тонких гнутых деревянных пластин. С наружной стороны стыки закрываются деревянными или костяными пластинками при помощи деревянных гвоздиков. Гриф дутара часто украшает инкрустация из кости, бирюзы, перламутра, малахита. Дутар (ИНВ-79) работы мастера Усмана Зуфарова имеет гриф с изогнутой резной головкой в виде лепестка, внутри лепестка — бутон со вставкой из коричневого стекла. Инструмент покрыт изящной резьбой и инкрустацией. Мастер часто использует как материал для инкрустации верблюжью кость, т. к. она надолго сохраняет свой белый цвет. Вдоль грифа выложены перламутровые вставки в виде ромбиков и цепочек. На шейке — рельефная резная ветка с двумя птицами. Вся тыльная часть резонатора инкрустирована белыми фигурными полосами; широкая полоса украшена более пышным узором, в котором чередуются круглые и ромбовидные мотивы и мотивы в виде пиявок. По сторонам полосы — накладные перламутровые веточки с цветком и бутоном.

Танбур принадлежит к лютневым инструментам и имеет древние корни. Традиционный танбур имеет маленький резонатор и длинный массивный гриф. Танбур работы известного ташкентского народного мастера Усмана Зуфарова (ИНВ-67) имеет обычную форму, гриф его украшен перламутром и костью с изображением голубя. На лицевой стороне грифа танбура (ИНВ-82) инкрустация богаче, она расположена тремя долевыми полосами. В верхней части грифа перламутровый пластинки имеют форму наклоненных друг на друга треугольников. На деке по краю — полоска из ромбиков, внизу — изображение хлопковой коробочки. Резонирующее отверстие закрыто перламутровой ажурной розеткой. На танбуре исполняются довольно сложные композиции — макомы. Рубаб кашгарский состоит из массивного грифа и круглого долбленого резонатора, затянутого мембраной. На пяти колках крепятся четыре металлические и одна жильная струны. Характерной деталью рубаба являются два рогообразных завитка у основания шейки грифа. Рубаб из коллекции ГМИ Узбекистана (ИНВ-75) имеет резонатор из тутового дерева, гриф сделан из тала. Над резонатором расположены два выступа в виде рогов. Лады разделены медными пластиночками. Инструмент декорирован резьбой и инкрустацией. Афганский рубаб имеет крупный резонатор, покрытый резьбой. Форма инструмента (ИНВ-71) напоминает афганскую или иранскую форму. Инструмент резан из одного куска дерева. Тыльная сторона и лицевая часть боковины украшены художественной резьбой. Мотив резьбы растительный, кроме того на боковине — пятиконечная звезда и надпись, сделанная мастером. Древнейший струнно-ударный инструмент чанг представляет собой корпус в виде ящика трапециевидной формы на поверхности которого натянуты в два ряда струны. Корпус и крышка чанга (ИНВ-63) покрыты росписью, Орнамент росписи растительный. Звук извлекается ударами двух палочек по струнам.

При оформлении музыкальных инструментов мастера учитывают, как та или иная отделка отразится на их звучании. Для изготовления инструментов в Узбекистане традиционно используют древесину тутовника, ореха, чинара, урюка. Особое предпочтение отдается тутовнику, благодаря его хорошей проводимости звука. Инструменты, созданные мастерами Хаджи Ахуном, Ташбаем Султановым, Усманом Зуфаровым стали золотой классикой искусства музыкальных инструментов Узбекистана. Многие инструменты обрели статус произведений искусства и вошли в состав многих музеев Узбекистана. Народные музыкальные инструменты вне моды — современную музыкальную культуру Узбекистана нельзя представить без профессионального исполнения на дутаре, рубабе или дойре, индивидуальность звучания народных инструментов добавляет яркий компонент в современные композиции. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни, в минуты радости и печали. Велика сила музыки, что подтверждается знаменитым ученым Ибн Сино, который относил музыку к действенным лекарственным средствам ( Жавомеъ ил мул-мусикий ), способным улучшить физическое состояние человека.

Литература:

  1. В.Беляев. Музыкальные инструменты Узбекистана. Москва, 1933.
  2. А. Э. Бердимурадов, Г. И. Богомолов, Н. О. Хушваков. Новая находка штампованных оссуариев в окрестностях Шахрисябза. Археология Узбекистана, № 2(5), Самарканд. 2012.
  3. Н. А. Аведова. Искусство оформления узбекских музыкальных инструментов. Ташкент, 1966.
Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, Узбекистан, музыкальное искусство, верхняя часть грифа, кусок дерева, III, VI-VII, VII, гриф, животная мембрана.


Задать вопрос