В статье рассматривается вопрос вклада И. Э. Шиканедера как автора либретто и театрального деятеля эпохи Просвещения в создание и реализацию на сцене оперы “Волшебная флейта” (1791). Делается вывод о том, что Шиканедер сыграл большую роль при создании “Волшебной флейты”, ставшей популярной на многие века.
Ключевые слова: Шиканедер, Волшебная флейта, либретто, Просвещение, Австрия.
В наши дни Иоганн Эмануэль Шиканедер (Schikaneder, 1751–1812) почти полностью исчез из памяти представителей немецкого лингвокультурного пространства. Имя этого австрийского театрального деятеля эпохи Просвещения, если и упоминается, то в отношении оперы “Волшебная флейта” (1791), при этом на вторых ролях после гениального композитора В. А. Моцарта (Mozart, 1756–1791). Об этом также свидетельствует тот факт, что биографические сведения о Шиканедере весьма скудны, а обобщающие исследования мало представлены.
В результате такого подхода нивелируется интермедиальность оперы и культурно-просветительская деятельность Шиканедера как театрального деятеля своей эпохи. Несмотря на расхожее представление о том, что автором “Волшебной флейты” является В. А. Моцарт, значительный вклад в создание оперы вне антрепренер Шиканедер.
Так, изначальный замысел оперы “Волшебная флейта” и осуществление переложения литературного материала для дальнейшего музыкально-сценического преобразования принадлежит именно Э. Шиканедеру. Шиканедер был близким другом и братом Моцарта по масонской ложе. Он решил помочь больному в то время Моцарту, который с трудом зарабатывал на хлеб, заказав ему музыку для своего уже написанного либретто. Шиканедер является первым исполнителем одной из главных ролей, партии Папагено, а также руководителем театра, где в 1791 г. прошла премьера оперы “Волшебная флейта”, дирижером которой выступил В. А. Моцарт.
Особую значимость для оперы играет либретто, которое отражает не только художественные принципы либреттиста, но и актуальные на момент создания идейно-художественные концепции эпохи. Кроме того, “чутье” Шиканедера в театральной сфере и убедительный опыт заставили Моцарта пойти на уступки своему другу во многих вопросах при создании оперы [1]. Яркая инициатива либреттиста по созданию произведения, в котором были бы слиты воедино популярные черты различных жанров, бытовавших в то время, привела к эклектичности и музыкального стиля.
В XVIII в. австрийское просветительство при локальности своего масштаба способствовало развитию народного театра, народной комедии и музыки — отличительная черта австрийского искусства XVIII—XIX в. [2]. В числе австрийских просветителей в сфере культуры не последнее место фигура антрепренера, руководителя народного театра Иоганна-Эмануэля Шиканедера.
Э. Шиканедер был известен современникам прежде всего как театральный деятель, чья карьера, хотя и началась в самом низу театрального мира, но преобразовалась в универсальный талант: оперный певец, актер, танцор, постановщик, директор театра. Как отмечает Е. Баур, ни один из директоров театра в Европе того времени не обладал бОльшим инстинктом к желаниям публики, пристрастием к созданию магической атмосферы на сцене посредством новейших приемов и изобретений, как Шиканедер, который обладал творческой смелостью для экспериментов на сцене [3]. Критикам отвечал он так: “пишу не для читателей, а для сцены” [1].
По нашему мнению, восхождение Шиканедера от актера бродячей труппы (1773–1778 гг.), руководителя труппы (1778 г.) до директора собственного театра (1801 г., Theater an der Wien), а также тесное сотрудничество с такой видной фигурой своего времени как Моцарт позволяют считать “Волшебную флейту” отражением венской театральной жизни эпохи Просвещения, достижений Шиканедера и воплощением народного духа.
В XVIII в. Шиканедер имел славу “одного из самых талантливых театральных деятелей [4]. На его счету насчитывается 56 либретто и, что важно, 45 пьес, написанных на разговорном немецком языке [5], т. к. в то время итальянский театр доминировал в Европе, а оперы писались и исполнялись, соответственно, на итальянском языке, подражая итальянскому стилю.
У Шиканедера был непростой жизненный путь, полный подъемов и падений. На протяжении своей карьеры Шиканедер демонстрировал универсальную природу, его творения варьировались от зингшпиля, который любил простой народ, до классической оперы и драмы. Его театральная практика, таким образом, основывалась на разных по характеру источниках: не только на народном начале, но и на широкой литературной традиции (оперные и драматические произведения на основе произведений Шекспира, Лессинга и Шиллера).
Ко времени написания “Волшебной флейты” у Шиканедера под управлением находился театр на окраине Вены, но антрепренер мечтал о более просторном и технически оснащенном помещении для своей труппы. Таким образом, для него обозначилась необходимость изучить зрительские предпочтения, чтобы создать значительную и успешную постановку как у жителей австрийской столицы, так и у провинциалов. Для этого ему надо было определиться с жанром, стилем, композитором, чтобы угодить как можно большему числу зрителей разного социального статуса и предпочтений (для просвещенных венцев показать на сцене оперу, а для жителей предместий Вены — зингшпиль).
С середины XVIII в. в Австрии складывается национальный оперный стиль, в основе которого был зингшпиль (нем. singspiel), родившийся в театрах Венских предместий [6]. “Моей единственной целью является работа для кассы директора и выявление того, что именно вызывает самый большой эффект на сцене, чтобы заполнять одновременно и зал, и кассу.” — указывает в одном из своих писем актер и антрепренер Э. Шиканедер [2].
Шиканедер как человек, с ранних лет выступавший на ярмарках и ощущавший необходимость зарабатывать деньги для своей семьи, научился понимать запросы публики. Он осознавал, что зрители с восторгом принимали феерии с волшебными предметами и постановки на волшебно-сказочные мотивы [1].
В качестве источника сюжета для “Волшебной флейты” Шиканедера привлекла мистическая сказка из опубликованного К. М. Виландом сборника «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов». Это позволило “ актерам применить все богатство приемов, накопленных народным театром; авторам же помогла создать образы, привлекавшие своей конкретностью, но не стесненные узкоместными рамками” [7].
В “Волшебной флейте” деятельность венского периода Шиканедера по развитию и расширению народного жанра музыкального театра реализовалась с особой силой. М. Брион характеризует намерение Шиканедера следующим образом: “Если бы можно было соединить в одной пьесе превосходную музыкальную партитуру и поражающее воображение зрелище, успех был бы полным, утонченные знатоки и меломаны нашли бы в ней то, что им нужно, тогда как менее образованная публика дивилась бы хитроумным машинам, смене декораций на глазах у зрителей и восточным чудесам, число которых умножили бы для ее удовольствия. Поскольку такой пьесы не существовало, ее следовало создать” [1]. Что и сделал Шиканедер.
Одним из проявлений индивидуального-творческого лица Шиканедера можно считать сложную, зрелищную сценографию, требующую работы многочисленных механизмов на сцене. “Вкусы тогдашнего театра, прямого наследника барочного театра, тяготели к пышности, роскошной мизансцене, декорациям с бесконечной перспективой, хитроумным машинами, позволявшим менять обстановку на глазах у зрителей, с внезапными появлением и исчезновением персонажей, с феерическими апофеозами, когда боги плавали под колосниками сцены на картонных облаках” [1]. Так, в “Волшебной флейте” среди многочисленных сценических эффектов представлены визуальные и световые эффекты: чудовища из папье-маше, которые вдруг появляются и ползут, спускающаяся с неба Царица Ночи, звуки раскатов грома, шума водопада, огненные всполохи.
Как указывает Е. С. Черная, “яркое, фантастически пестрое зрелище, так ценившееся венцами в старых волшебных пьесах, объединилось в этих спектаклях с вполне современными психологическими и социальными характеристиками” [7]. Такой подход при создании оперы “Волшебная флейта” обеспечил закономерно высокие кассовые сборы народному театру Шиканедера [1].
Хотя либреттисты исторически пользовались меньшим авторитетом, чем композитор, но современники Шиканедера восприняли его либретто “Волшебной флейты” с большим интересом. Доказательством служат попытки написать продолжение “Волшебной флейты” И. Гете, Ф. Грильпарцера [8]. Говоря словами Гете, при достаточном понимании ценность либретто Шиканедера безусловна [1]. Либретто Шиканедера вызвало широкий спектр оценок: от восторженных отзывов до обвинений в противоречиях в сюжете и в эклектичности. Либретто нравилось Гете и Гердеру, Шиллеру и Гегелю, Бетховену. Как отметил Гёте 25 января 1827 в разговоре с Эккерманом: “лишь бы основной массе зрителей доставило удовольствие очевидное, а от посвященных не укроется высший смысл” [9].
Таким образом, легкий сказочный сюжет не должен служить основанием, считать “Волшебную флейту” незатейливой работой либреттиста Шиканедера, музыку к которой написал гений Моцарт. И. Э. внес большой вклад в создание и постановку такого мирового шедевра музыкального театра, как “Волшебная флейта”.
Литература:
1. Брион М. Моцарт. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 340 с.
2. Слободкин Г. С. Венская народная комедия XIX века. — М.: Искусство, 1985. — 223 с.
3. Baur E. G. Emanuel Schikaneder. Der Mann für Mozart. — München: С. H. Beck, 2012. — 464 S.
4. Branscombe P. W. A. Mozart: Die Zauberflöte. — Cambridge: Cambridge University Press, 1991. — 264 p.
5. Dent E. J. Emanuel Schikaneder. // Music & Letters. – № 37. — 1956. — p. 14–21.
6. Театральная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1: А-Глобус — 1214 стб.
7. Черная Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр. — М.: Музыка, 1963. — 432 c.
8. Мугинштейн М. Хроника мировой оперы 1600–2000. — М.: У-Фактория, 2005. — 640 с.
9. Эккерман И. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. — М.: Художественная литература, 1981. — 687 с.