Исследование направлено на исследование интереса жителей Новосибирской области к предпринимательской деятельности. Актуальность данного исследования состоит в получении обратной связи от населения относительно информации о существующих формах и мерах поддержки развития предпринимательства. Сбор и анализ данной информации позволит оценить качество работы органов региональной власти и местного самоуправления в реализации данного проекта, а также выявить мотивы, влияющие на предпринимательскую активность жителей региона.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская активность, Новосибирская область, поддержка, информация, национальные проекты, государственная поддержка.
This study is aimed at understanding how much the population of the Novosibirsk Region is economically active, as well as informationally competent in the areas of state support for small and medium-sized enterprises, by receiving this information it will be revealed how effective the government is providing this state support. It can be said that the government will receive feedback from the population on issues of federal national projects to support small and medium-sized enterprises. The relevance of this work lies in the fact that the government of the Novosibirsk region carries out a number of various measures to support small and medium-sized enterprises, but does not receive a response from the population. In this connection, it is difficult for the government to evaluate the work done and obtain information on whether the population is satisfied with this support or not.
Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial activity, Novosibirsk region, entrepreneurship in the Novosibirsk region, evaluation of entrepreneurship, small and medium enterprises, national projects, state support.
В современном мире к важнейшим факторам социально-экономического развития относят развитие предпринимательства, которое на разных стадиях экономики, то есть в моменты роста и кризиса, способствует поддержанию и развитию уровня экономической активности населения и снижает уровень безработицы. Данный процесс обладает не только общенациональной, но и региональной спецификой с её многообразными проявлениями [3].
Определение предпринимательской активности населения – процесс довольно сложный и времязатратный, ведь необходимо не только изучить население конкретного региона, но и разработать наиболее эффективный метод получения информации. Также немаловажно правильно обработать полученную информацию и сформулировать верные выводы.
Для изучения и последующей оценки предпринимательской активности населения в Новосибирской области был применен эмпирический метод исследования, а точнее прямое и онлайн-анкетирование населения [1]. Данный метод изучения предпринимательской активности населения Новосибирской области позволит предоставить наиболее точную информацию, так как все полученные ответы будут исходить непосредственно от проживающих в данной области.
Само исследование представляет собой грамотно и правильно сформулированную анкету-опрос, состоящую из 22 вопросов, направленных на выявление отношения людей к тому или иному способу государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также на понимание общей предпринимательской активности населения. В ходе проведения исследования были получены ответы от 421 респондента [5].
Полученные результаты исследования
Большое количество людей в Новосибирской области имеет желание начать предпринимательскую деятельность, но малая их доля знает о существовании разнообразных мер поддержки малого и среднего предпринимательства, таким образом можно сказать, что население информационно не осведомленно о мерах поддержки предпринимательства хотя и большая часть респондентов — 75 % имеют высшее образование. Такое отверждение можно сформулировать взглянув на следующие данные в ходе опроса респондентов.
Рис. 1 Желание стать предпринимателем
Почти половина всех опрошенных хотела стать предпринимателями, но в какой-то момент передумала. 19 % процент опрошенных людей до сих пор хочет стать предпринимателем, это довольно большой показатель, говорящий о заинтересованности людей начать собственное дело и указывающий на возможное развитие экономики в регионе.
Рис. 2. Отношение к нацпроектам
Из данной диаграммы видно, что наибольший процент опрошенных, а именно 38,1 % людей, ничего не знают о Федеральных национальных проектах, хоть и имеют желание стать предпринимателем. Это может сказать о том, что население мало интересуется данными вещами или информационно не осведомлены.
Рис. 3. Грантовая поддержка
Из данной диаграммы видно, что большая часть населения НСО не знакома с грантовой поддержкой малого и среднего предпринимательства. Можно предположить, что это связано с тем, что мало где написана информация о данном виде поддержки, а её получение довольно затруднительно.
Наиболее выгодными нишами для инвестирования по мнению опрошенных людей являются: инвестирование в недвижимость и инновационные проекты — стартапы.
Рис. 4. Инвестиционные ниши
Данная позиция с большой вероятностью основана на двух распространённых общественных мнениях:
- Существует огромное количество информации о том, что недвижимость – самое выгодное вложение денег, т. к. она почти не обесценивается, а наоборот с каждым годом растёт в цене;
- Открытие и создание чего-то принципиального нового — залог прибыльной деятельности.
Не всегда вышесказанное верно, особенно по отношению к созданию и открытию чего-то нового, ведь не факт, что новый продукт будет иметь успех на рынке, он может быть просто не интересен большому количеству людей, подобных примеров куча в реальной жизни [2].
Большое количество опрошенных респондентов считают, что малому и среднему бизнесу необходима и наиболее эффективна финансовая поддержка, а остальные меры поддержки мало эффективны для развития предпринимательства.
Рис. 5. Эффективные меры поддержки
Вопреки мнению респондентов имущественная, консультационная и информационная поддержки в равной степени важны для развития предпринимательства, а иногда и более важны, чем финансовая поддержка. В ходе своей жизнедеятельности различные бизнес-структуры сталкиваются с большим количеством препятствий, и для их решения не всегда нужны финансовое средства, зачастую проблемы возникают из-за недостатка информации.
Исследования показали, что большое количество людей в Новосибирской области хотели стать предпринимателями, основной причиной такого желания была возможность работать на себя. При этом, большая часть опрошенных не изучает сопутствующую информацию, например, информацию о различных мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, грантовой поддержки, процедуры бесплатной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При низкой информационной грамотности в данной сфере, большинство опрошенных дало ответ, что лишь финансовая мера поддержки малого и среднего предпринимательства наиболее эффективна по сравнению с другими. Данное мнение говорит о низком уровне понимания функционирования частного бизнеса, предпринимательства. Не всегда для успешной деятельности нужна финансовая поддержка, зачастую предприятиям не хватает информационной и консультационной поддержки, не говоря уже об имущественной [4].
Положительной тенденцией для развития экономики региона является большое количество желающих стать предпринимателями, ведь чем больше развивается частный бизнес, тем стабильнее будет развитие региона: создание новых рабочих мест, постоянные налоговые поступления в бюджет, повышение уровня благосостояния населения. Добиться положительных результатов можно при помощи развития каналов информирования людей о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, повышения информационной грамотности людей в данной сфере и повышения доступности получения всевозможных мер государственной поддержки.
Литература:
- Ахмадбекова Н. М. Методика оценки предпринимательской активности в условиях переходного процесса. — Таджикистан: вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. — С. 62–74.
- Матузова И. В. Принципы анализа предпринимательской активности. — Камчатка: Вестник Камчатского государственного технического университета, 2016. — С. 81–89.
- Разомасова Е. А., Романова Н. Г. Дефицит свободного времени горожан как стимул для предпринимательства в сфере услуг. — Новосибирск: идеи и идеалы, 2019. — С. 303–313.
- Разомасова Е. А. Теоретическо-методологические основы формирования экономического механизма развития потребительских услуг. — Новосибирск: типография Сибирского университета потребительской кооперации, 2012. — 230 с.
- Поповская Е. В. Предпринимательская активность населения России: сравнительный анализ межрегиональных различий. — Киев: вестник Киевского национального университета, 2014. — С. 72–80.