В статье автор акцентирует внимание на рассмотрении зарождения понятия «стрессоустойчивость», а также выделяет уже известные определения термина «стресс». Помимо этого в статье изложены различные точки зрения на определение выбранного понятия, классификации, стадии развития и составляющие.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, развитие устойчивости к стрессу.
В связи с быстрой информатизацией и глобализацией в XXI веке жизнь становится стрессогенной. Это связано с тем, что темпы жизнедеятельности и развития нарастают, люди вынуждены решать все более сложные и амбициозные задачи.
Понятие стресса в науку ввел Г. Селье. Под этим термином он понимал особую специфическую реакцию организма на стрессогенные факторы, также стрессом автор называл общий адаптационный синдром, стресс-реакцию, синдром адаптации и так далее. Помимо этого Г. Селье делил стресс на два вида: положительный и отрицательный, то есть эустресс и дистресс. Положительный стресс оказывал полезное воздействием на организм, следовательно, дистресс — отрицательное. [1]
В. Э. Мильман понимает стресс как функцию величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения. [2]
Р. Лазарус отмечал, что стресс — это индивидуальная реакция организма, которая определяется его субъективной оценкой угрозы и своих ресурсов для преодоления данной угрозы. [3]
Следует заметить, что основной индивидной характеристикой содержания стресса является адаптация, то есть стрессоустойчивость. Многие эксперты отмечают, что одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха профессиональной деятельности является стрессоустойчивоть, то есть устойчивое поведение людей в условиях стресса. [4] Исследователи в области социологии говорят о том, что в современном мире нужно обладать высокой степенью стрессоустойчивости. Высокая степень этого качества нужна, прежде всего, для сохранения физического и психического здоровья личности, а также для возможности заниматься эффективной профессиональной деятельностью.
В современной научной литературе проблему стрессоустойчивости разрабатывали многие ученые. К самым известным из них можно отнести A. А. Баранова, Б. Х. Варданян, В. А. Бодрова, С. В. Субботина, А. А. Реан и других.
С. В. Субботин дает своё определение термину стрессоустойчивость – это определенная составляющая эмоциональной устойчивости, психологической устойчивости к стрессу, а также стресс-резистентность, фрустрационная толерантность [4].
Другой известный исследователь Б. Х. Варданян говорит о том, что стрессоустойчивость — это особое взаимодействие эмоциональных и других компонентов психической деятельности. Также автор определяет стрессоустойчивость как свойство личности, которое призвано обеспечивать баланс и гармонию между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации. Таким образом, развитию стрессоустойчивость способствует успешному выполнению деятельности. [4]
Другой исследователь в данной области К. К. Платонов считает, стрессоустойчивость — это взаимодействие эмоционально волевых качеств личности. По мнению автора, такие эмоционально волевые качества следует рассматривать в отношении к характеру деятельности и по силе влияния на навыки и на деятельность человека. [7]
П. Б. Зильберман считает, что само понятие устойчивости характеризуется недостаточной гибкостью, изменчивостью, недостаточной приспособляемостью, ригидностью. Стрессоустойчивость по его мнению, является интегративным свойством личности, которое благодаря взаимодействию эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, обеспечивает успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. [4]
А. В. Эккерман даёт свое определение стрессоустойчивости. Автор считает, что стрессоустойчивость — это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Помимо этого автор отмечает, что данный феномен определяется совокупностью личностных качеств, которые позволяют человеку переносить различные нагрузки. К ним можно отнести: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. [8]
Как следует из всех приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.
Современными учеными выделены этапы развития стрессоустойчивости:
- Первый этап заключается в интерпретации и оценки ситуации.
- Второй этап заключается в оценке (анализе) стрессовых изменений в своем организме.
- Третий этап подразумевает под собой адаптационный процесс.
Ю. Н. Гурьянов в свою очередь предлагает собственную структуру стрессоустойчивости. В нее входят следующие компоненты: мотивационный компонент, физиологический компонент, познавательный компонент, операциональный или моторный компонент, коммуникативный компонент. [10]
Другой исследователь в данной области А. Л. Рудаков выделяет следующие компоненты стрессоустойчивости: направленность личности, личностная и ситуативная тревожность, локус контроля, личностная рефлексия, самооценка, когнитивный стиль, степень нейротизма. [9]
Таким образом, понятие стрессоустойчивости, её видов и компонентов было изучено многими исследователями. Понятие стресса обусловлено неспецифической реакцией организма на раздражители. Исходя из этого, стрессоустойчивость — это комплексное свойство человека, которое характеризуется степенью его устойчивости, способности противодействовать раздражающим факторам.
Литература:
- Селье Г. Стресс без дистресса-М.: Книга по требованию, 2012. С.57–69.
- Мильман В. Э. Стресс иличностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. С. 24–46.
- Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.; Женева, 1989. С. 121–126.
- Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А. Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2011. — № 1. т.10. — с. 6–19.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1984.С.54–58.
- Эккерман А. В. Стрессоустойчивость как современная характеристика личности педагога // Magister Dixit. 2011. С.83–89.
- Рудаков А. Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте: монография / А. Л. Рудаков. — Красноярск, 2011. — С. 31–33.
- Гурьянов Ю. Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. Учебное пособие / Ю. Н. Гурьянов. — М.: Академия ФПС России, 2001. — С. 470.