Ключевые слова: аспирантура, докторантура, проблемы обучения, личные проблемы, проблемы университета, общественные проблемы.
Развитие кадрового научного потенциала на сегодняшний день является основной задачей политики государства в области образования. Это связанно с тем, что по данным Росстата, за последние десять лет число людей, выполняющих научно-исследовательскую работу, сократилось на 24 %, численность самих исследований ‒ в 2 раза. Это привело к тому, что сократилось число людей, способных решать инновационные задачи отечественного производства, проведения различных исследований в той или иной области науки, создания новых объектов и систем особой важности. [3]
Почему так происходит? Конкретный ответ на этот вопрос дать невозможно. Некоторые студенты поступают (парни), чтобы получить отсрочку от армии (могут так и не защитить свою кандидатскую диссертацию), некоторые поступают из-за стипендии (также могут не защитить свою диссертацию). Не поступают в аспирантуру и докторантуру, потому что:1) нужно пройти слишком длинное обучение, то есть, проучившись в ВУЗе 5 или 6 лет, еще 3 или 4 года учиться в аспирантуре и 3 года‒ в докторантуре(11–13 лет); 2) будучи аспирантом или докторантом нужно читать лекции студентам, принимать у них зачеты и экзамены; 3)студенты не видят перспектив после окончания, так как, в основном кандидаты и доктора наук остаются в стенах родного ВУЗа, в качестве преподавателей. [2]
Можно сказать, что причин не поступать столько же, сколько причин поступить. Несомненными плюсами получения степени кандидата и доктора наук является:
- Постоянное самосовершенствование;
- Степень кандидата и доктора наук открывает новые карьерные возможности;
- Если Ваша область исследований окажется интересной и перспективной для инвестиций, у вас есть все шансы поставить свой научный проект на коммерческие рельсы;
- Степень кандидата или доктора наук позволит Вам претендовать на более высокую зарплату;
- Вы сможете много путешествовать, если будете представлять свое исследование на научных конференциях, семинарах. [3]
Не смотря на все плюсы и минусы, если Вы все же решились посвятить свою жизнь науке, идти дальше для получения ученой степени кандидата и доктора наук, нужно быть готовым к тому, что можно столкнутся с рядом проблем различного рода и характера. Причем проблемы возникают не только у обучающихся, они возникают и у научных руководителей, и у ВУЗа.
Какие же это проблемы?
Общественные проблемы
Поступая в аспирантуру (докторантуру) человек должен понимать, что он теряет часть своей жизни на дело с непредсказуемым, достаточно рискованным результатом.
Проблемы, с которыми студент столкнется на первом этапе, должны быть решены в самое короткое время. К ним относятся:
- Выбор темы диссертационной работы и направления исследования;
- Поиск и обеспечение экспериментальной базы для подтверждения своих гипотез и идей;
- Внедрение и использование результатов работы, при условии сохранения интеллектуальной собственности;
- Выбор научного руководителя своей работы и определения диапазона самостоятельности;
- Осознание того, что именно нужно сделать, как сделать, каков объем предстоящей работы;
- Знание всех требований, которые предъявляются к работе; строгое следование этим требованиям. [1]
Личные проблемы
Первая проблема ‒ это возможность или невозможность создания семьи. Дело в том, что наука требует полной самоотдачи, поэтому может быть так, что для семьи практически не будет оставаться ни сил, ни времени.
Вторая проблема ‒ это материальная поддержка. Её отсутствие требует поиска источника дохода. Работать и учится одновременно очень сложно. Поэтому, если нет материальной поддержки обучающимся придется нелегко. [4]
Структурно-организационные проблемы
В настоящее время в системе вузовского и послевузовского образования Россия присоединилась к Болонскому процессу, система образования поделена на уровни. Не закончив магистратуру, студенты (бакалавры) не могут поступить в аспирантуру, и не получив степень кандидата наук, нельзя идти в докторантуру.
Проблемы научного руководителя
- Найти актуальные темы работы;
- Сформировать проблему и задачу аспиранта (докторанта) таким образом, чтобы его работа была актуальной, имела практическую значимость;
- Создать с аспирантом (докторантом) тандем для решения научных проблем;
- Сформировать коллектив, который сможет выполнить работу в полном объеме;
- Обеспечить подготовку и защиту диссертации в назначенный срок. [3]
Проблемы университета
Предполагается, что чем выше квалификация человека, тем больше интеллектуальной собственности он может создать. Задача ВУЗа и государства заключается в том, чтобы эту интеллектуальную собственность превратить в собственность университета, государства.
Проблемы государства при финансировании деятельности аспирантов
Обучение в аспирантуре у нас в стране бесплатное, студенты получают небольшую стипендию, которую практически ни на что не хватает. Только выдающиеся учащиеся обеспечиваются стипендиями из различных благотворительных фондов. К сожалению, деятельность аспирантов финансируется только в том случае, если он сам или его руководитель участвуют в проекте, который финансируется по государственной или международной программам. Предприятия неохотно расстаются со своими средствами. Они изыскивают всяческие пути, чтобы сократить свои внешние расходы. [2]
Подводя итоги, можно сказать, что успех обучения в аспирантуре (докторантуре) зависит от Вас самих и немного от научного руководителя. Проблемы всегда будут, пока существует аспирантура и докторантура, или, по крайней мере, пока не изменится система образования. Ни в коем случае, эти проблемы не должны пугать, если Вы действительно хотите посвятить жизнь науке, а наоборот, Вы будете знать, к чему нужно быть готовым, что вас ждет в процессе обучения.
Литература:
- Кармазинский А. Н. Аспирантура: проблемы и пути их решения / А. Н. Кармазинский //. — 2012. — № 6.‒ С. 17.
- Беляев Д. А. Актуальные проблемы аспирантуры как института воспроизводства научных кадров современной России / Д. А. Беляев //. — Воронеж, 2010 — С. 197–202.
- Смирнов О. М. Перспективы развития системы послевузовской подготовки кадров для инновационной экономики / О. М. Смирнов//. — М.: Калвис, 2011–244 с.
- Арешкина И. А. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России: стат. сб. / И. А. Арешкина//. — М.: ЦИСН, 2010–151 с.