В статье представлены результаты исследования эмоционального состояния призывников из семей с различной материальной обеспеченностью, в частности, показан уровень тревожности призывников.
Ключевые слова: тревожность, призывники, воинская служба, материальный достаток семьи.
Отношение молодого поколения на предстоящую воинскую службу является довольно сложным социально-психологическим явлением. Уже сама необходимость расстаться с привычной жизнью, войти в новый коллектив, подчиненный строгим уставным требованиям, не может не вызвать серьезных изменений не только в сознании, но и в поведении молодого человека. Предстоящее расставание с родителями, друзьями, любимой девушкой порождает хотя и разные по своей силе, но недостаточно глубокие переживания. Большая озабоченность появляется перед необходимостью подчинения воле другого человека — командира, армейскому или флотскому укладу, предписаниям воинской дисциплины. Число призывников, испытывающих тревогу, становится слишком велико. Подавляющая часть призывников остро переживает разлуку с родными, каждый третий страшится адаптации в воинском коллективе и почти столько же строгой регламентации армейской и флотской жизни.
В настоящее время все чаще из семьи призывник воспринимает тревожность и беспокойство за себя во время воинской службы, особенно те юноши, кто рос в так называемых «тепличных» условиях, юноши из обеспеченных семей. [3]
Анализ влияния семьи на формирование ориентации молодежи на воинскую службу невозможен без учета социальных сдвигов, которые происходят в ее структуре в наши дни. Сегодня из большой семьи, включающей в себя многочисленных ближайших родственников, она превратилась в семью, состоящую в лучшем случае из мужа, жены и их потомства. Изменилось и соотношение мужских и женских ролей. Представительницы прекрасной половины человечества становятся все более самостоятельными и независимыми от «мужского экономического могущества». Кто теперь главный «добытчик», разобраться трудно. Это приводит к перераспределению семейных функций. Все чаще женщина становится во главе семьи. На ее хрупкие плечи ложатся домашние дела, воспитание детей, вдобавок еще и к тому, что она зарабатывает семье на жизнь, зачастую не меньше, а то и больше, чем муж [1]. Все эти тенденции позволили И. С. Кону в его работе «Социология личности» сделать вывод, что усиление женского влияния в семье плюс преобладание женского персонала на любой педагогической работе создают перспективу изменения мужского характера. Излишняя родительская опека также не способствует выработке мужского характера у юношей. Некоторые родители стремятся исполнить капризы своих детей, любой ценой приобрести престижные вещи, тем самым невольно порождая в них дух потребительства и эгоизма, беззащитность перед жизненными трудностями. В результате в армию ежегодно приходит значительное число «тепличных» юношей, у которых практически отсутствует иммунитет, способствующий преодолению трудностей, следовательно, им присущ высокий уровень тревожности. Многие юноши даже не могут обслужить себя в быту (не могут привести в порядок обмундирование, выполнить хозяйственные работы). Родительская опека продолжается и тогда, когда юноша проходит воинскую службу. За последние годы паломничество родителей (особенно матерей) в воинские части стало привычным явлением, таким же, как отправление денежных переводов [1].
В связи с представленными факторами в последние годы в нашей стране отношение молодежи к военной службе заметно изменилось, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Военные комиссариаты столкнулись с такой неожиданной проблемой, как недоукомплектованность армии молодыми солдатами-призывниками. Причин этого социального феномена много, но главная все-таки одна — нежелание ребят идти в армию. Во многом, это происходит из-за нынешней ситуации в армии и их психологического состояния. Молодым солдатам-призывникам придется столкнуться со многими трудностями: скудная пища, постоянные стычки со старшими солдатами — «дедами», которые, не принимая во внимание общеустановленные военные правила, создают в казармах свой «теплый климат». Истина одна, и она очень проста: никогда не следует службу по защите родной страны превращать для молодых солдат (вчерашних школьников, не сумевших стать студентами вузов) во временное исполнение ненавистных обязанностей. В основе армейской жизни должен лежать разработанный и реализованный на практике механизм, обеспечивающий социальную защиту солдат. Этот механизм должен всегда успешно функционировать [3]. Решение проблемы можно условно разделить на два направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отношений в воинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнослужащих. Во- вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных взаимоотношений, реагирование на случаи их проявления и устранение их последствий [2].
При изучении индивидуальных особенностей молодых ребят важно выявить их социальные потребности и эмоциональное состояние. Сюда относится потребность военнослужащего в признании его как личности, потребность занимать определенный статус в официальной структуре подразделения и в неофициальных микро-формированиях. Такие потребности жизненно важны для каждого воина, а тем более для молодого [2].
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов, встречающихся в практике психологов на службе в военкомате. Обсуждение роли тревоги в поведенческих и личностных расстройствах у человека представлено в работах следующих авторов: Бундлер Р., Дж. Гринер, П. Жане, Захаров А. С., Имедадзе И. З., Прихожан А. М., Рогов Е. И., И. Спилбергер, Ханин Ю. Л., В. Франкл и другие. В настоящее время, данное состояние привлекает все больше исследователей, изучающих особенности поведения и психики, как здоровых людей, так и с патологическими особенностями. Но, несмотря на большое число исследований посвященных этой проблеме, представленные авторы не ставили своей целью рассмотрение тревоги применительно к призывному возрасту, а анализировали ее преимущественно с точки зрения своих специфических концепций.
Мы рассматриваем тревожность как ситуативное состояние, являющееся результатом взаимодействия личности и её окружения. Изучение данного состояния у лиц призывного возраста позволяет не только констатировать наличие неадекватного уровня тревожности у призывников, но и предоставляет возможность для своевременной коррекции эмоционального состояния у молодых военнослужащих во избежание последующих еще более негативных явлений. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования: эмоциональные особенности призывников.
Предмет исследования: различия в проявлениях тревожности у призывников из семей с различной материальной обеспеченностью.
Цель исследования: выявить и описать проявление тревожности у призывников из семей с различной материальной обеспеченностью.
Гипотеза исследования: призывники из обеспеченных и малообеспеченных семей имеют различный уровень тревожности, причем уровень тревожности выше у призывников из обеспеченных семей. Предполагаемые гипотеза и цель исследования определили постановку и решение следующих задач исследования:
– Выявить уровень тревожности у призывников из семей с различной материальной обеспеченностью;
– Анализ и интерпретация полученных результатов исследования.
Диагностический инструмент:
- Тест «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина.
Характеристика испытуемых: лица призывного возраста, в количестве 20 человек, проживающих в поселке Стройкерамика. Все испытуемые были поделены на две равные подгруппы. Условимся называть подгруппу призывников из обеспеченных семей — подгруппа 1 и призывников из малообеспеченных семей — подгруппа 2.
Итак, предметом нашей работы является поиск различий в проявлении тревожности у призывников из семей с различной материальной обеспеченностью. Подробные результаты измерений ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина) в исследуемых подгруппах мы представили в табл.1.
Таблица 1
Показатели ситуативной тревожности
Количество испытуемых в % |
||||
Уровень выраженности |
2 группа |
ȹ2 |
1 группа |
ȹ1 |
Высокий |
45 |
1,471 |
75 |
2,094 |
Средний |
55 |
1,671 |
25 |
1,047 |
Низкий |
- |
- |
- |
- |
По представленным данным в таблице 1 мы можем констатировать разницу результатов исследования в двух группах призывников. Более выражен высокий уровень ситуативной тревожности у призывников первой группы (75 %), по сравнению со второй группой призывников. Средний уровень тревожности более присущ призывникам второй группы (55 %), по сравнению с первой. Низкий уровень тревожности в обеих группах полностью отсутствует. В целом наибольшая выраженность высокого и среднего уровней ситуативной тревожности обнаружена в двух группах юношей призывного возраста. Таким образом, на основании результатов исследования можно утверждать, что для призывников ситуация службы в армии, рассматривается как опасная, угрожающая, характеризуются субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Коммуникативная ситуация на новом месте может оказать стрессогенным фактором и весьма травматичной. Данному состоянию нередко сопутствуют такие симптомы как учащенное сердцебиение, ощущение общего недомогания, неспособность расслабиться, беспокойный сон. Перечисленные симптомы могут провоцировать мускульное напряжение, головные боли. Часто в ситуации сильной тревоги наблюдается повышенное потоотделение как результат нарушения работы вегетативной нервной системы. К перечисленным симптомам можно еще добавить затрудненное глотание, сухость во рту, боли в эпигастральной области, метеоризм, тошнота. Встревоженный человек испытывает слабость, он не способен трудиться. Непреодолимое чувство тревоги приводит к тому, что военнослужащий не может нормально справляться со своей новой ролью, снижается его исполнительность, что, в свою очередь, еще больше осложняет адаптацию в новом пространстве.
Применение критерия математической статистики углового преобразования Фишера позволило определить: ȹ= 1,97>ȹ≤0,05, следовательно, результаты выраженности высокого уровня ситуативной тревожности у призывников из семей с различной материальной обеспеченностью различаются на 5 % уровне достоверности, при среднем уровне ȹ = 1,973>ȹ≥0,05, что также доказывает различия в показателях на 5 % уровне достоверности. Уровень ситуативной тревожности достоверно выше у призывников из обеспеченных семей.
Т.о. мы наблюдаем ситуативную или реактивную тревожность (Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина) в нашей выборке, как состояние характеризующееся субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, в нашем случае это служба в армии, и протекает по-разному в зависимости от материального статуса рекрутов.
Кроме парциально-ситуативных проявлений тревожности, Ч. Д. Спилбергер и Ю. Л. Ханин выделяют тревожность, как устойчивое человеческое качество. Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Результаты наших испытуемых отражены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели личностной тревожности
Количество испытуемых в % |
||||
Уровень выраженности |
2 группа |
ȹ2 |
1 группа |
ȹ1 |
Высокий |
20 |
0,927 |
45 |
1,471 |
Средний |
75 |
2,004 |
55 |
1,671 |
Низкий |
5 |
- |
- |
- |
В таблице 2 отражены результаты личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина. По представленным данным результаты исследования личностной тревожности призывников из семей с различной материальной обеспеченностью отличаются незначительно, при общей выраженности среднего уровня тревожности. Высокий уровень тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики человека, отражающей предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающей наличие у него тенденции воспринимать множество ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией, более выражен у призывников первой группы (45 %), по сравнению со второй (20 %).
Средний уровень тревожности более выражен у призывников второй группы (75 %), по сравнению с первой (55 %). Низкий уровень личностной тревожности незначительно выражен у юношей первой подгруппы (5 %), у второй же — отсутствует.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, поскольку во многом обусловливает поведение призывника. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. Оценка призывником своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания, также и при воинской службе. Наиболее выраженную склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций в том числе, как в нашем случае, ситуаций, предполагающих службу в армии, мы находим у призывников с высокой материальной обеспеченностью их семей.
Высокий показатель личностной тревожности у призывников дает основание предполагать появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Применение критерия математической статистики углового преобразования Фишера позволило определить: ȹ= 1,72 > ф 0,05, следовательно, результаты выраженности высокого уровня личностной тревожности у призывников различаются на 5 % уровне достоверности, при среднем и низком уровнях значимых различий не наблюдается.
В целом результаты исследования личностной и ситуативной тревожности определяют более высокие показатели уровня тревожности у юношей из обеспеченных семей, что может быть связано с их меньшей готовностью к самостоятельной жизни тем более жизни, где есть строгие ограничения.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают нашу гипотезу: уровень тревожности выше у призывников из семей с высоким материальным достатком, чем у призывников из малообеспеченных семей. Такие юноши инфантильны, не умеют принимать самостоятельные решения, дорожат собственной свободой, которую понимают не как ответственность, а как ее отсутствие, как вседозволенность, дорожат различными материальными благами, составляющими их комфорт, испытывают тревогу в нестандартной для них ситуации ограничений, т. е. социально инфантильны. Однако справедливо будет заметить, что собственно социальный инфантилизм данных юношей мы данном этапе исследования, мы только предполагаем, что необходимо будет подтвердить или опровергнуть при более детальном инструментальном обследовании юношей призывного возраста.
Литература:
- Караяни, А. Г. Настольная книга военного психолога. Практическое пособие /А. Г. Караяни. — Профессиональная практика. — Москва: Юрайт, 2017. — 530с.
- Караяни, А. Г. Военная психология. В 2 частях. Часть 2. Учебник и практикум для вузов /А. Г. Караяни. — Специалист. — Москва: Юрайт, 2017. — 470с.
- Шарухин, А. П. Военная педагогика /А. П. Шарухин. — Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2017. — 576с.