В статье представлены промежуточные результаты анализа состояния уровня травматизма военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) и высших военных учебных заведения. Представлена полученная прогнозная математическая модель динамики потерь военнослужащих в ВС РФ на ближайшие годы. Определены первичные пути решения исследуемой проблемы на примере военного вуза.
Ключевые слова: военный травматизм, травма, несчастный случай, профилактика, безопасность, безопасность военной службы, личная безопасность.
Сегодня уже не секрет, что обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья граждан Российской Федерации (РФ) — это обязанность нашего государства. Наряду с этим уровень производственного травматизма, в целом, в нашей стране с учетом официальной тенденции к снижению, остается высоким.
В ходе настоящих исследований при изучении материалов на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) сформулированы и представлены существующие на сегодняшний день нерешенные проблемы в области обеспечения безопасности военной службы [1]:
– высокий уровень травматизма военнослужащих, сопровождающийся трудопотерями;
– высокий уровень гибели военнослужащих в результате нарушений требований безопасности, дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев;
– высокий уровень гибели военнослужащих в результате суицидальных происшествий.
По данным МО РФ ежегодно в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) при исполнении обязанностей погибает более 500 военнослужащих, получают травмы с трудопотерями более 20 тыс. чел. [1].
Опираясь на имеющиеся в открытых источниках официальные данные о погибших и травмированных военнослужащих, представлена динамика травматизма за период с 2008 по 2016 гг. и полученная прогнозная модель динамики потерь в ВС МО РФ на краткосрочную перспективу 2017–2022 гг. (рис. 1), при отсутствии данных о количестве погибших в 2017–2019 гг., получены прогнозные значения анализируемого показателя.
Рис. 1. Динамика и прогноз потерь в Вооруженных Силах Министерства обороны за период с 2008 по 2016 гг., чел.
Из рис. 1 видно, что динамика потерь военнослужащих, согласно полученной регрессионной линейной модели: y = 13,656x — 26919 (R² = 0,3367), продолжит рост на прогнозируемую перспективу (2020 -2022 гг.), что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования системы профилактики травмирования и гибели военнослужащих от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Кроме этого, в результате анализа научной литературы, статистических данных и информации в различных информационных источниках установлено, что ежегодными ужасающими причинами гибели военнослужащих в ВС РФ являются: несчастные случаи в результате личной неосторожности, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), при неосторожном обращении с оружием, а также самоубийства, заболеваемость, травмирование и гибель в ходе учений и при исполнении воинского долга и др.
Ежегодное распределение причин гибели военнослужащих в ВС РФ представлено на рис. 2 [1].
Рис. 2. Ежегодное распределение причин гибели военнослужащих в ВС РФ
В ходе настоящих исследований и проведенного анализа состояния травматизма в военных вузах можно сделать вывод, что основной причиной травмирования военнослужащих и курсантов является их личная неосторожность.
Структура травм среди военнослужащих и курсантов высших военных учебных заведений, представлена на рис. 3
Рис. 3. Распределение травм среди военнослужащих и курсантов высших военных учебных заведений
Распределение уровня травмированных по категориям военнослужащих и курсантов представлено на рис. 4.
Рис. 4. Распределение уровня травмированных по категориям военнослужащий
Таким образом, актуальность рассматриваемой темы обусловлена состоянием безопасности военной службы в повседневной деятельности, которая показывает, что уровень безопасности военной службы по-прежнему остается низким и не отвечает предъявляемым требованиям.
Общеизвестно, что пропаганда знаний в области безопасности — это важное государственное дело. Очевидно, что положительные результаты пропаганды выгодны государству, а, следовательно, любому гражданину страны. Зачастую информация о мерах безопасности и методах спасения попросту не во время доходит до своего главного потребителя — населения. И это несмотря на то, что буквально каждый человек жизненно заинтересован в соответствующих сведениях [6]. В результате такого положения мы имеем крайне неблагоприятную обстановку с числом погибших и травмированных, как в условиях повседневной жизни, так и разного рода экстремальных ситуациях [6].
Решить сегодня эту актуальную задачу можно путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности [2]. Основными целями формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) являются снижение влияния человеческого фактора на риск возникновения чрезвычайных ситуаций, минимизация количества пострадавших, обеспечение безопасности человека, общества и государства [2, 3].
Основными организационными принципами формирования КБЖ являются всеобщность, непрерывность и комплексность [2]. Деятельность по формированию КБЖ должна быть интегрированной и междисциплинарной, базироваться на научно обоснованных разработках и соответствовать психофизиологическим и познавательным возрастным возможностям различных групп военнослужащих.
Таким образом,определена цель и задачи нового научного направления по созданию комплексной инновационной модели по формированию культуры личной безопасности жизнедеятельности курсантов высших военных учебных заведений [6]. Предполагаемый социальный эффект от реализации предлагаемого научного исследования будет направлен на: воспитание внутренней потребности каждого следовать существующим нормам и правилам безопасности жизнедеятельности; оказание положительного влияния на жизненную позицию людей, на формирование безопасного образа жизни; подготовку человека к безопасному образу жизни и обучение его правилам, дисциплине и нормам поведения в условиях повседневной жизни и экстремальных ситуациях; использование и применение нового методического механизма воздействия на курсантов высший военный учебных заведений в вопросе формирования безопасного образа жизни и культуры личной безопасности [6].
Литература:
- Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации: Безопасность [Электронный ресурс] URL: https://sc.mil.ru/social/safety.htm (дата обращения: 25.07.2020).
- ГОСТ Р 22.3.07–2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения: http://docs.cntd.ru/document/1200109440 URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25841 (дата обращения: 25.07.2020).
- Федотова Н. Р. Формирование культуры безопасности у бакалавров // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25841 (дата обращения: 25.07.2020).
- Бочаров А. В. Роль учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности” в формировании у студентов культуры безопасности //Физическое воспитание и спортивная тренировка. — 2017. — № 3 (152).
- Дурнев Р. А. Культура безопасности жизнедеятельности как фактор формирования безопасной образовательной среды //Проблемы БЖД (в сфере образования): Материалы I научно-практической конференции: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2016.
- Овчаренко М. С., Худякова В. М. О разработке и применении инновационных подходов в образовательной среде к вопросу воспитания культуры личной безопасности учащихся и вузовской молодежи / EUROPEAN SCIENCE OF THE FUTURE. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции (24 сентября 2019 года) / МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 15–19.