В данной работе авторами рассматриваются различные современные подходы к экономическому образованию в средней школе.
Ключевые слова: школа, преподавание, экономическое образование.
Концепция развития системы общего среднего образования предполагает, что обучающиеся должны быть экономически и финансово грамотными. Причем такие темы как налоги, рынок труда, права и обязанности владельца собственности, должны доходить до инструментального уровня. Это значит, что преподавание должно вестись на проблемной основе с обсуждением альтернативных решений реальных экономических проблем.
Подходы к экономическому образованию:
- Предметный подход
- Элективные курсы экономической направленности
- Интегрированный подход
- Дополнительное образование (кружки экономической направленности) [1,c. 3].
Интегрированный подход к экономическому образованию предполагает преподавание экономических вопросов на уроках истории, права, географии, обществознания, решение экономических задач на уроках математики.
Содержание экономического образования включает:
– Опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме его результатов — знаний.
– Опыт осуществления известных способов деятельности — в форме умения действовать по образцу.
– Опыт творческой деятельности — в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях.
– Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме ценностных ориентаций.
Опыт познавательной и практической деятельности включает и работу с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета), критическое осмысление экономической информации, экономический анализ общественных явлений и событий, освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.
В требованиях к уровню подготовки выпускников есть умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации, составления семейного бюджета, оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Целями изучения экономики на профильном уровне является работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации, критическое осмысление экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений, экономический анализ общественных явлений и событий, решение задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах), освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников предполагают использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для исполнения типичных экономических ролей, решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями, совершенствования собственной познавательной деятельности, оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
«Ключевые компетентности — наиболее общие (универсальные) культурно выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений (путем опыта их успешной реализации)» [2, с. 54].
Они многофункциональны (овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни).
Они надпредметны и междисциплинарны (переносимы на различные предметные области, т. е. применимы в различных ситуациях не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.)
Современная концепция образования, новые ФГОС ориентируются не только на усвоение знаний обучающимися, но и на саморазвитие, самореализацию, развитие личности, её познавательных способностей. Сейчас основным направлением в сфере получения новых знаний поставлен компетентностный подход в образовании, рассматривающий в качестве результата образования не сумму усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
В своей работе мы стараемся придерживаться общеизвестных дидактических принципов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках экономики и обществознания: это полноценная работа каждого ученика в течение всего урока: доступность материала и опора на известные уже знания: наглядность и занимательность обучения, рациональное сочетание изученного материала с неизвестным; задания на максимальном уровне трудности, соответствующие реальным возможностям ученика. Основным методом в системе работы современного учителя остаётся метод проблемного обучения, при котором учащиеся самостоятельно добывают знания. Именно здесь и помогают информационные технологии. Например, использование электронных таблиц позволяет решать самостоятельно трудоёмкие экономические задачи, а возможность предоставления результатов в графической форме вызывает у учащихся новый интерес.
На уроках успешно используются комбинации элементов известных методик преподавания. Так, сочетание деловых игр и информационно-коммуникационных технологий с элементами коллективного метода обучения позволяет добиться наивысшей активности учащихся на уроках экономики и обществознания, привить интерес к изучению этих предметов, возможность получить прочные знания. Это сочетание даёт возможность преодолеть такие проблемы, как однообразное изложение материала на уроке, перегруженность информацией.
Различные компьютерные программы позволяют смоделировать и провести деловые игры на уроках, которые позволяют разнообразить урок, отработать различные ситуации на рынках. Игровые технологии обучения прекрасно дополняют компьютерные, что позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую, к главной цели — творческо-поисковой работе. Таким образом, ИКТ и технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить школьников осознавать мотивы своей деятельности. Школьники сразу могут увидеть результаты своих решений, проанализировать их, сравнить их с решениями других игроков. Здоровый азарт, возникающий во время таких игр, развивает интерес к изучаемому предмету и воспитывает у учащихся такие качества, как организованность, дисциплина и ответственность за принимаемые решения. Это может быть, например, модель рынка товаров и услуг, когда учащиеся имеют возможность принимать решения о деятельности «своей» фирмы, назначать цену продукции, определять объём производства и выбирать наиболее актуальные статьи расходов или модель рынка ценных бумаг, где каждый учащийся может ощутить себя инвестором. С помощью Интернет можно организовать изучение процесса инвестирования на реально существующем рынке ценных бумаг.
Проведя отслеживание результативности своей работы, учитель получает возможность утверждать, что сочетание компьютерной и игровой технологии повышает темпы усвоения экономических и обществоведческих знаний, так как использование этих технологий служит условием актуализации знаний школьников, позволяет применять средства и методы, направленные на формирование стремления к использованию своих способностей в реализации на практике экономических и обществоведческих знаний.
Литература:
- Приказ Министерства образования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»
- Иванов Д. А., Иванова Л. Ф., Загвоздкин В. К. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Липецк, 2018, 154 с.