Статья посвящена рассмотрению отношения органов государственной власти к криптовалюте и его развитию за период с 2014 года по настоящее время в преддверии принятия первого закона Российской Федерации, определяющего правовую природу криптовалюты (цифровой валюты).
Ключевые слова: Государственная дума, Центральный банк, налоговая служба, криптовалюта, цифровая экономика, цифровые финансовые активы, цифровая валюта.
27 января 2014 года Пресс-служба Центрального банка России опубликовала информацию «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн» [8]. В данном документе Банк России предостерегает граждан и юридических лиц от совершения операций по обмену криптовалюты на «виртуальных биржах», в виду нестабильности стоимости «виртуальных валют» и отсутствия правового регулирования на территории Российской Федерации. Банк России, ссылаясь на статью 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», приравнивает «виртуальные валюты» к денежным суррогатам, выпуск которых запрещен на территории Российской Федерации. В связи с этим Банк России рассматривает предоставление услуг по обмену «виртуальных валют» и совершению операций с ней, как вовлеченность субъектов в противоправную деятельность по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, запрещенных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Аналогичная правовая позиция Центрального Банка изложена в Информационном сообщении Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. «Об использовании криптовалют» [5], в котором криптовалюта рассматривается в качестве инвестиционного инструмента и инструмента спекулятивной торговли. В обоснование своих доводов, помимо спонсирования терроризма и отмывания доходов, Росфинмониторинг приводит пример применения криптовалюты в торговле наркотиками, оружием и поддельными документами. Так же, как и Центральный Банк, Федеральная служба предупреждает, что децентрализация системы криптовалют, влечет невозможность правовой защиты при совершении сделок и предоставления гарантий платежеспособности субъектов.
О высоком риске нарушений имущественных прав граждан было заявлено представителями пресс-службы Генеральной прокуратуры России по итогам заседания Экспертной группы с участием представителей Центрального банка России, Министерства внутренних дел России и Федеральной службой безопасности России. Как заявили в надзорном ведомстве, «мониторинг ситуации с обращением так называемых «виртуальных валют» (криптовалют) показывает рост интереса к ним, в том числе в целях легализации доходов, полученных преступным путем. В Генпрокуратуре также отметили, что отсутствие обеспечения реальной стоимостью влечет высокий риск ее потери и, «как следствие, нарушение прав держащих его граждан и организаций» [2].
В сентябре 2015 года заместитель председателя Центрального банка О. Н. Скоробогатова сообщила о создании специальной рабочей группы для изучения технологий «Blockchain» и возможных вариантов ее использования [13], а также выработку подходов к определению и регулированию криптовалют на территории Российской Федерации.
В 2017 году заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Моисеев сообщил [12], что операции с криптовалютой могут быть легализованы в России в 2018 году в рамках борьбы с незаконными денежными переводами.
В апреле 2016 г. на базе Государственной Думы РФ была создана Межведомственная рабочая группа по оценкам рисков оборота криптовалюты, целью которой являлась разработка комплексного закона о регулировании «виртуальной валюты» [7].
3 октября 2016 года заместитель руководителя Федеральной налоговой службы А. М. Оверчук от лица своего ведомства опубликовал Письмо № OA-18–17/1027 в котором сообщил, что в законодательстве Российской Федерации нет прямого запрета на проведение российскими гражданами операций с использованием криптовалют [10].
По мнению Федеральной налоговой службы, операции, связанные с криптовалютами, подпадают под определение валютных операций, регулирование которых установлено Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно данному закону, под валютными операциями следует понимать отчуждение или приобретение резидентом (нерезидентом) у резидента (нерезидента) валютных ценностей, их ввоз или вывоз, а также перевод валюты Российской Федерации со счета резидента на счет другого резидента, открытых в уполномоченных банках. Также в целях противодействия легализации денежных средств Налоговая служба считает необходимым принять меры по закреплению в Федеральном законе от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ и Федеральном законе от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ положения о порядке регулирования «виртуальной валюты», совершаемых с ней сделок и предоставления информации, касательно их осуществления. Стоит отметить, что криптовалюта не подпадает под определение валюты, как денежных средств, и, следовательно, регулирование в рамках данного закона является невозможным.
28 сентября 2017 года Комитет Государственной Думы по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству создал Экспертный совет по цифровой экономике и блокчейн-технологиям.
Глава комитета Государственной Думы Российской Федерации по финансовому рынку Аксаков А. Г. в своем интервью ТАСС сообщил, что к октябрю 2017 года Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации планировалось выработать законопроект, регулирующий оборот и операции с криптовалютой [1].
10 октября 2017 года на XII международном форуме «Российский рынок производных финансовых инструментов» Первый заместитель председателя Центрального Банка Российской Федерации Сергей Швецов высказался в своем заявлении от лица Центрального Банка о закрытии сайтов и бирж, осуществляющих операции с криптовалютой [11].
Исходя из поручений Президента Российской Федерации № Пр-2132 в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по итогам совещания по вопросам использования цифровых технологий в финансовой сфере, которое состоялось 10 октября 2017 года, Центральному Банку Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации поручено определить статус криптовалют, установить требования к организациям, осуществляющим деятельность в сфере распределения реестров («майнинга»), утвердить порядок их регистрации и налогообложения, а также представить предложения специальной регулятивной площадки для проверки на практике в реальных условий развития финансовых технологий [9]. Данные изменения в законодательство необходимо было внести 01 июля 2018 года.
25 января 2018 года Министерство финансов Российской Федерации разработало проект Федерального закона № 419059–7 «О цифровых финансовых активах». Данный законопроект определил статус криптовалют, закрепил новый вид договора, заключаемый в электронной форме (смарт-контракт).
26 марта 2018 года на рассмотрение в Государственную Думу поступил проект Федерального закона № 424632–7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Данный законопроект вводит базовые понятия, такие как «цифровое право» и «цифровые деньги», заменив ранее используемые понятия «токен» и «криптовалюта», объединяя их в совокупности, как «цифровые объекты», закрепил цифровые объекты за категорией «иное имущество», предоставил защиту прав граждан по осуществлению сделок, связанных с цифровыми объектами, описал оборотоспособность объекта в порядке универсального правопреемства, расширил способы соблюдения письменной формы сделки, предоставляя право гражданам выражать свою волю на заключение сделки с помощью электронных или иных аналогичных технических средств.
В июле 2018 года Аксаков А. Г. сообщил о намерении взымать с физических и юридических лиц налоги согласно действующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации [3].
Федеральный закон № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» был принят 18 марта 2019 года и содержит определение цифровых прав, законодательно закрепив их в качестве объекта гражданских прав в рамках статьи 128 Гражданского кодекса РФ.
В мае 2019 года Сбербанк стал требовать от граждан предоставлять информацию о доходах (включая адрес криптокошелька, имя, способы майнинга и иные связанные документы), полученных от совершения сделок и майнинга криптовалюты [6].
22 июля 2020 года Государственная дума РФ в третьем чтении приняла закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте», который вступит в силу с 1 января 2021 года. Согласно данному закону криптовалюта (цифровая валюта) является одним из видов цифрового финансового актива (имуществом).
Заместитель секретаря Совета безопасности России Коков Ю. А. в своем официальном заявлении в октябре 2019 года обратил внимание на активное использование криптовалюты в террористической деятельности и необходимости принятия мер по регулированию криптовалюты [4].
По итогам заседания Коллегии МФД России, состоявшегося 1 ноября 2019 года Коллегия поручила ведомствам разработать правовой механизм конфискации криптовалюты в целях борьбы с киберпреступностью [14].
Таким образом, проанализировав отношение к криптовалюте органов государственной власти, органов государственного управления и судебных органов в лице их представителей, можно выделить следующие этапы развития законодательства о криптовалюте в Российской Федерации:
- Отношение к криптовалюте, как к противоправному явлению (с января 2014 года по август 2015 года);
- Создание специальных рабочих групп по изучению криптовалюты и попытка ее определения через легитимные понятия (с сентября 2015 года по ноябрь 2017 года);
- Разработка законопроектов регулирующих криптовалюты и создание нормативно-правовой базы (с декабря 2017 по настоящее время).
Литература:
- Аксаков, С. Т. Закон о регулировании криптовалют в РФ может быть принят в осеннюю сессию / С. Т. Аксаков. — Текст: электронный // ТАСС: информационное агентство России: [сайт]. — URL: http://tass.ru/ekonomika/4524305 (дата обращения: 18.08.2020).
- В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось совещание по вопросу правомерности использования анонимных платежных систем и криптовалют: Сообщение от Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06 февраля 2014 г. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. — URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-86432/ (дата обращения: 18.08.2020).
- Григорьева, И. Криптовалюты в законе / И. Григорьева. — Текст: электронный // Известия: [сайт]. — URL: https://iz.ru/766254/inna-grigoreva-tatiana-gladysheva/kriptovaliuty-v-zakone (дата обращения: 18.08.2020).
- Егоров, И. Спецслужбы делятся секретами / И. Егоров. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2019/10/13/sovbez-rf-terroristy-stroiat-set-dlia-upravleniia-razroznennymi-silami.html (дата обращения: 18.08.2020).
- Информационное сообщение «Об использовании криптовалют»: Пресс-служба Федеральной службы по финансовому мониторингу от 06 февраля 2014 г. — Текст: электронный // Федеральная служба по финансовому мониторингу: [сайт]. — URL: http://www.fedsfm.ru/news/957 (дата обращения: 18.08.2020).
- Михайлова, Л. «Сбербанк» попросил клиента объяснить доходы от криптовалют / Л. Михайлова. — Текст: электронный // VC.RU: [сайт]. — URL: https://vc.ru/finance/67797-sberbank-poprosil-klienta-obyasnit-dohody-ot-kriptovalyut 2019 (дата обращения: 18.08.2020).
- Носова, О. Законопроект о криптовалюте внесут в Госдуму в сентябре / О. Носова. — Текст: электронный // ВЕСТИ.РУ: сетевое издание: [сайт]. — URL: URL: https://hitech.vesti.ru/article/665387/ (дата обращения: 18.08.2020).
- Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн: Пресс-служба Центрального банка Российской Федерации от 27 января 2014 г. — Текст: электронный // Официальный сайт Банка России: [сайт]. — URL: http://www.cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm (дата обращения: 18.08.2020).
- Перечень поручений по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере от 21 октября 2017 г. — Текст: электронный // Администрация Президента России: [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/55899 (дата обращения: 18.08.2020).
- Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации о контроле за обращением криптовалют (виртуальных валют) от 03 окт. 2016 г. № ОА-18–17/1027. — Текст: электронный // СПС «Гарант»: [сайт]. — URL: http://base.garant.ru/71584452/ (дата обращения: 18.08.2020).
- ЦБ призвал закрыть доступ к предлагающим производные инструменты на криптовалюты сайтам. — Текст: электронный // Интерфакс: международная информационная группа: [сайт]. — URL: http://www.interfax.ru/business/582550 (дата обращения: 18.08.2020).
- ЦБ РФ: говорить о легализации оборота криптовалют с 2018 года преждевременно. — Текст: электронный // ТАСС: информационное агентство России: [сайт]. — URL: http://tass.ru/ekonomika/4178054 (дата обращения: 18.08.2020).
- Центробанк создал группу по изучению работы базы данных биткоин. — Текст: электронный // Коммерсант.ru: российская ежедневная общественно-политическая газета: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/2814142 (дата обращения: 18.08.2020).
- Чернышова, Е. МВД разработает механизм ареста и конфискации криптовалют / Е. Чернышова. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2019/10/13/sovbez-rf-terroristy-stroiat-set-dlia-upravleniia-razroznennymi-silami.html (дата обращения: 18.08.2020).